Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


16.12.2003    Кто разрежет металл?



Введение, или Российская специфика

Руководство Российской ассоциации металлоторговцев (РАМТ) убеждено, что заготовка металла должна идти на базе металлоторговых фирм, развивающих сеть сервисных металлоцентров (СМЦ). Позиция эта, изложенная во многих публикациях журнала «Металлоснабжение и сбыт», очевидна, поскольку расширяет рынок деятельности того бизнеса, интересы которого он защищает. А в качестве примера нам постоянно приводится опыт США, Японии и ЕС, где сеть СМЦ уже насчитывает тысячи фирм, перерабатывающих 20-40% всего потребляемого развитыми странами металлопроката.

Меня лично постоянное сравнение России с США и прямой перенос американского опыта в нашу страну весьма удивляют. На эти «грабли» мы наступали уже не раз. Убежден, что для России менее изученным и более полезным является опыт индустриализации «социалистического» Китая. А также развития Бразилии, Турции или Мексики. И конечно, перенос зарубежных достижений на нашу почву должен проводиться с учетом всех наших особенностей.

А специфика России, частично унаследованная у СССР, очень характерная.

На нашем рынке металлов главными потребителями по-прежнему являются машиностроительные и строительные производственные комплексы, обеспечивающие полный цикл изготовления продукции – от складов сырья и заготовительных цехов до сборочного конвейера. Идея «иметь все у себя» как минимизация зависимости от продукции поставщиков вообще была мечтой предприятия «советского образца». Главная причина этого – нестабильное и недостаточное качество поставляемых материалов и полуфабрикатов в отсутствии конкуренции. За план тогда спрашивали по валу (т.е. объему), чего рыночные экономики других стран не знали. В кризисные годы склады металла российского машиностроения и стройиндустрии, конечно, опустели. Но огромный комплекс незагруженных заготовительных участков и цехов на большинстве наших производств сохранился.

Другой нашей спецификой по сравнению со среднемировым уровнем является концентрация потоков потребляемого металла (включая экспорт). Средних и малых фирм-потребителей металла в России ранее почти не было. Только сейчас он начал развиваться в стройиндустрии наиболее благополучных регионов. А сектор среднего технологичного инновационного бизнеса, привлекательный для СМЦ и весьма развитый на «западе», в России пока практически не состоялся.

Еще одна российская специфика последних лет – «мода» на невыполнение договорных обязательств. Слово «кинуть» стало общеизвестным в период российского накопления капиталов. Именно это умение (наряду с успехами в приватизации) стало в 90-е годы прошлого века основой нового распределения собственности. И только сейчас, в период стабилизации и роста российской экономики, реальная рентабельность производств (а не прочие таланты) начинает определять их успехи.

Возвращаясь к вопросам дистрибьюции металлов, отметим, что главное направление дополнительного (кроме поставок) сервиса СМЦ за рубежом – это первичная резка длинномерного (рулонного, сортового и т.д.) проката, поступающего с металлургических комбинатов. А где же место резке, раскрою и заготовке металлопроката в существующем российском производстве?

Кто и как заготавливает металл

В России

Сейчас более 90% металлопроката в России первичную резку, раскрой и т.п. по-прежнему проходит в заготовительных цехах машиностроительных заводов и заводов стройиндустрии (ЖБИ и т.д.)

В кризис 90-х годов, когда объемы продукции машиностроения в России упали на порядок, первыми в упадок пришли именно вспомогательные заготовительные цеха. Общепринято считать их малорентабельными (а какова же будет прибыль СМЦ?) и едва ли не тяжкой обузой для основного производства. Так что при его хронической загрузке на 10-20% есть большой соблазн полного закрытия заготовительного производства. Именно ликвидация вспомогательных цехов машиностроения была несколько лет назад типовой рекомендацией многих экономистов. Характерной является, например, статья «Куда девать заготовительный цех?», опубликованная в журнале «Эксперт, Северо-запад» №38 (99) за 2002 год. Консультанты фирмы «Альт» в ней выделили три варианта «избавления» производств от проблем заготовительной составляющей:

- полная ее ликвидация с закупкой комплектации на стороне (Ирбитский МЗ, ЛОМО);

- привлечение сторонних заказов («Петрозаводскмаш», Волгоградский тракторный завод);

- их организационное выделение в самостоятельные производства (КамАЗ, Кировский завод, «Северстальмаш»).

От себя добавим еще два варианта. Первый из них часто поддерживается региональными администрациями. Так, в Екатеринбурге в 2003 году будет создан центр по заготовительному производству для машиностроителей по инициативе Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области. Этот технологический центр, создаваемый на хорошей производственной базе (ЗАО «Атомпромкомплекс»), будет поставлять металлозаготовки нужной номенклатуры и сортамента для предприятий региона. Создание аналогичной организации в этом году планируется и в Татарстане под названием «Центр производственной субконтрактации». Их идея максимально загрузить лучшие из существующих заготовительных производств и ликвидировать худшие вполне конструктивна. Вопрос теперь только в организации и дисциплине договорных отношений этих центров.

Еще один российский вариант оказался весьма неожиданным. Оказалось, что ряд российских предприятий в последние годы расширяет свои заготовительные участки и цеха, оснащая их новым оборудованием. В-первых, это происходит на ряде комбинатов стройиндустрии (особенно – ДСК и заводах ЖБИ). Во вторых, – на ряде предприятий машиностроения.

У нас есть информация, что в 2001 году запущено новое оборудование в заготовительных цехах ОАО «Рыбинские моторы» и Уральского оптико-механического завода, в 2002 году – в ОАО «Энергмашкорпорация» и на екатеринбургском заводе «Стройдормаш». А в этом году – в ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» (УГМК) и в компании «Электросила». Причем для резки и раскроя металлопроката приобретается самое современное и дорогое технологическое оборудование. К примеру, в феврале 2003 года ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ОАО «Кировский завод») внедрил в производство лазерный комплекс, стоимостью 20,6 млн. руб., предназначенный для высокоточной резки листа толщиной до 15 мм. А совсем недавно, 4 сентября, «Уралхиммаш» сообщил о приобретении установки для микроплазменной резки заготовок из тонкого металла.

Если просуммировать все эти факты, то становится очевидным, что речь о поголовной ликвидации заготовительных цехов российского машиностроения видимо пока не идет. Скорее их мощности (и возможности) должны быть сбалансированы как с требованиями всего производства, так и с наличием сторонних заказов. А вот массовое создание в России широкопрофильных и универсальных СМЦ «западного» образца на базе металлоторговых баз пока явно откладывается. Прежде всего, оказалось много рентабельнее загрузить лучшие из существующих заготовительных производств России, чем создавать новые.

В мире

Развивающиеся страны, в отличие от России, лишены мощной старой индустрии и их заготовительных цехов. Там СМЦ должны быть вне конкуренции, но реальности развития местного рынка металлов не способствуют срочному внедрению сервисов по образцу США, Японии или стран ЕС. Причина этого – традиционно сложившаяся структура и баланс рынка металлов.

Например, в Мексике есть многие его черты, схожие с российской ситуацией. Значительную долю металлопроката в этой стране потребляет строительство. Ведется оно преимущественно в частном порядке малыми фирмами, а металл для строительства приобретается на розничном рынке. Наиболее важными в этих закупках считаются стабильные личные связи (как защита от обмана).

В течение многих десятилетий опыт мощнейшего развития СМЦ североамериканского соседа (США) в Мексике не приживался. Только в последние годы в этой стране появились заметные целевые американские инвестиции и начали создаваться полноценные сервисные центры – филиалы американских.

Однако процесс этот начался с перемещения в недорогую (по зарплатам и инфраструктуре) Мексику ряда американских и прочих «западных» сборочных производств. Соответственно началось и перемещение в Мексику производителей комплектующих и поставщиков материалов для их производства. Фактически в эту страну были перенесены полностью принятые в США типовые бизнес-модели, включающие всю технологическую цепочку – от обеспечения сырьем до сборки современной продукции машиностроения, приборостроения, электроники и т.д. А СМЦ были созданы как для обеспечения этих производств, так и для дальнейшей экспансии на мексиканский рынок.

В 2000 году компания Acero Prime (мексиканское подразделение US Steel) учредила сервисный центр в Коауиле, чтобы осуществлять «точно в срок» поставки рулонной стали автомобильным заводам Мексики. В начале 2001 года канадская компания Dofasco открыла СМЦ (150 тыс. т в год) для заготовки стали и производства труб. Совместно с американскими партнерами мексиканским сталелитейным концерном Hylsa создан СМЦ Worthington (до 400 тыс. т в год) в Монтеррее, нацеленный на местных потребителей из автопрома и производителей бытовых приборов. Доля рынка, контролируемая мексиканскими СМЦ, по листу очень высока и оценивается выше 50%, но по сортовому прокату и трубам ниже 10%. А новые сети дистрибьюции металлов развиваются крайне медленно. Сейчас есть явные проблемы загрузки сети СМЦ, в среднем составлящей менее 50%. О рентабельности новых СМЦ, а тем более окупаемости инвестиций обнадеживающей информации нет. Считается, что пока влияет неблагоприятная экономическая ситуации Мексики и США.

Аналогично идет становление крупных СМЦ, например, в Индии. В конце прошлого года прошло сообщение об инвестициях японской Kawasaki Steel Corp в индийский СМЦ Neel Metal Products Ltd, созданный крупнейшим в Индии производителем автозапчастей компанией JBM Group в 2001 году.

Проблемным в небогатых развивающихся странах оказался и расширенный набор сервисов новых СМЦ, привычный, например, в США. Финишная обработка металлопроката (особенно – нержавеющего и цветного), включая полировку, цветное анодирование и другие декоративные отделки для офисного и т.п. строительства оказалась маловостребована. Строят в этих странах много дешевле, а элитное строительство идет «под ключ» на полной импортной комплектации.

Успешные в развивающихся странах новые СМЦ создаются чаще всего как составляющая часть конкретного мощного производства (чаще всего, нового и чаще всего автомобильного). Причем создаются весьма крупными металлургическими концернами. Типовой пример поступил в июне 2003 года из Китая. Японская компания Sumitomo Corp совместно с крупнейшим китайским производителем стали Baosteel и крупнейшей китайской автомобилестроительной компанией First Automotive Works (FAW) образует совместное предприятие по обработке и продаже стали (фактически СМЦ) для быстро растущей автомобильной промышленности Китая.

Диктат реальности

Лучший бизнес СМЦ – поставки металла автопрому – в России остается «журавлем в небе» для металлоторговых фирм. Наиболее стабильное российское автомобильное производство – АвтоВАЗ, находится в прямых договорных отношениях с «Северсталью» и с другими металлургическими комбинатами. Наиболее крупные поставки листового проката на автозавод из Череповца «Северстальтранс» осуществляет экономичным водным транспортом, а координационные совещания по этим поставкам стали ежеквартальными. Схожая ситуация наблюдается и с другими крупными потребителями металла в российском машиностроении. Посреднику из металлоторговли, в лице СМЦ или без оного, вмешаться в них сложно. Только средние и малые предприятия машиностроения, после кризиса попавшие в «Список должников» или «Черный список» сайта www.MetalTorg.Ru ищут новых поставщиков металла. Естественно, в торговле с этими заводами надо быть более чем бдительными.

Так что же в итоге? Неужели российские перспективы торговых СМЦ мрачны, а покупатели (по данным опроса сайта www.MetalTorg.Ru) жаждут от металлобаз только организованной работы и низких цен?

В общем, нет, если бизнес-план расширенного сервиса на основе металлоторговых фирм проработан не по американским рецептам, а нацелен на российские потребности продукции и услуг. Еще полтора года назад в интервью сайту MetalTorg.Ru. гендиректор «Сталепромышленной компании» А.Ю. Сухнев говорил, что «…на рынке присутствует и неготовность клиента к такому обслуживанию», что «…требует своего рода воспитания клиента». Сказано весьма осторожно, хотя специфика этой уральской металлоторговой фирмы ближе многих к концепции универсального СМЦ. Причина – заслуженный авторитет и преимущественные поставки металла машиностроению.

А как же c развитием сервисов для большинства других металлоторговых фирм? Особенно – для их концентрата в Москве и окрестностях, ориентированного, прежде всего, на нужды регионального строительства. Здесь концепция «западного» СМЦ изменилась наиболее сильно. В последние годы российский рынок, прежде всего, востребовал ряд новых метизов, ранее не выпускавшихся российской промышленностью.

Прежде всего, это профилированный настил (шифер), другие детали из оцинкованного и окрашенного проката (закладные и установочные детали, короба, сайдинг, металлочерепица и т.п.). Именно развитие этих производств (особенно профнастила) и явилось главным направлением развития металлоторговых фирм в последние годы. Более того, развитие профилегибочных технологий на российских СМЦ (а также необходимой размотки и резки рулонного проката) уже прошло свой пик прибылей. Тема существующего состояния дел и перспектив развития производства металлоизделий для строительства столь актуальна, что будет рассмотрена в отдельной статье.

А на вопрос «кто разрежет металл» неплохо ответила аудитория сайта www.MetalTorg.Ru.

Востребованность этого сервиса в российской практике оказалась не столь велика, как многие писали. СМЦ в России будут развиваться, как это у нас привычно, – своим собственным путем. 17 ноября 2003 года в Москве журнал «Металлоснабжение и сбыт» проводит очередную международную конференция «Российский рынок металлов». В повестку дня, в секцию «Металлоторговля и рынок металлов в России», организаторы вновь выделили вопрос: «Когда в России будут востребованы услуги сервисных металлоцентров? Приживется ли в России опыт лучших зарубежных дистрибьюторов черных и цветных металлов?»

Ответим сразу, до конференции. Нужные услуги, а главное – изделия, востребованы уже давно. А опыт лучших зарубежных дистрибьютеров (если имеются ввиду таковые из США и ЕС) приживется лет через 50…




Статья была опубликована 25 октября 2003 года в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 20).


Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: