Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


09.12.2011    Cпрос на металл. Последние тенденции



Первая, острая, стадия кризиса, разразившаяся в 2008–2009 гг., осталась далеко позади. Его новая волна, успешно экспортированная США в Евросоюз, до российского рынка не докатилась. Далекие от финансовых потрясений и распилов реальные производства в России все же продолжают работать. А следовательно, потреблять стальной прокат, трубы и метизы. Однако некоторое перераспределение ролей на нашем стальном рынке за это время, безусловно, произошло.

К примеру, концентрация финансов и власти в столице России достигла такого уровня, что заполнила Москву желающими «отщипнуть от этого пирога» буквально до краев. Одновременно новый мэр обнаружил крайний дефицит площадок для строительства. В итоге завсегдатаи Кремля и Белого дома вынесли свои прожекты далеко за пределы МКАДа: от близлежащего Сколкова аж до границы с Калужской областью. Именно таковы стали небывалые очертания расширенной Москвы.

При этом кризис уже смёл с рынка многих «звезд» девелопмента, стройиндустрии и т.п. отраслей, авторитет которых оказался раздут на заёмные средства, вернуть которые они рассчитывали только благодаря спекулятивному взлету цен.

Однако сейчас– откат, и пришло время платить по счетам. Или не платить, как сейчас модно в России и в мире. Но все же пора вновь оценить стальной рынок с позиций «кто есть кто».

География стального спроса

Начнем с тенденций спроса на металл строительного назначения по регионам страны. Революционных изменений здесь нет, но быстрая эволюция грузопотоков– налицо.

После обвала финансирования в кризис 2008г. ввод жилья в Москве на некоторое время стабилизировался. За 10 месяцев 2011г. это строительство составило 1,19 млн кв. м, что очень близко к прошлогоднему уровню. Однако, на наш взгляд, это только передышка перед новым витком спада ввиду дефицита земельных участков в столице. За один только месяц– октябрь текущего года– ввод жилья в Москве обвалился сразу на 88%, что сигнализирует о грядущих столичных проблемах.

Главный российский потребитель металла для стройиндустрии– Московская область– за 10 месяцев показал спад жилищного строительства на 11,9%, до 4,19 млн кв. м, однако в октябре никакого спада не было– ввод жилья в Подмосковье вновь вырос на 18,6%.

Единый по поступлениям стальной рынок Москвы и области в 2011г. выручает не только строительство жилья, но и рынок металлоемкой коммерческой недвижимости, включая крупные торгово-складские площади.

Отложенный спрос коммерсантов, госпроекты и металлопереработка существенно поддержали рынок региона в 2011г. Согласно ж/д статистике отгрузок металла, его сбыт сузился в Москве, но заметно подрос в Московской области (табл.1). Однако фактически российский спрос на сталь все быстрее отдаляется как от столицы, так и от стройиндустрии жилья вообще.



На первом месте среди потребителей стальной продукции РФ сейчас уверенно закрепилась Свердловская область, имеющая 6,5%-й спад ввода жилья в 2011г. Однако в регионе подросло промышленное строительство и промпроизводство в целом (+7,6%). Обрабатывающая промышленность области и Екатеринбурга сообщила Росстату о росте на 9,8% по итогам 10 месяцев. Это означает, что рост спроса региона на металл (+11%) обеспечило некоторое оживление металлоемкого машиностроения и прочей металлообработки.

Это, кстати, произошло и в Подмосковье, которое охотнее потребляло стальной рулон, нежели строительную арматуру. Рост поставок плоского проката региональным переработчикам (в Каширу, Калугу, Лобню и т.д.) по темпам существенно обогнал потребителей в стройиндустрии.

Устойчивое третье место среди потребителей Тюменской области по итогам 10 месяцев обеспечили все: строители, нефтегазовый сектор и обрабатывающая промышленность.

Цифры потребления стальной продукции в Челябинской области оказываются заниженными, поскольку нам не удалось точно оценить отгрузки металла автотранспортом местным потребителям. Однако один из источников 23%-го прироста– именно жилищное строительство региона, выросшее в текущем году почти на треть.

Рост поступлений стальной продукции около 40% за год в Ростовскую и Белгородскую области слабо объясняется показателями строительства и промышленности. Также он не подтверждается и статистикой получения металла крупнейшими металлотрейдерами и конечными потребителями региона. Более вероятна активизация экспорта металла через эти регионы, который его получатели не хотят показывать железнодорожникам.

Санкт-Петербург демонстрирует динамику спроса на металл (+12,4%) выше среднероссийской. Причем, судя по официальной статистике, она обеспечивается ростом практически всех металлоемких отраслей: машиностроения, жилищного, промышленного и коммерческого строительства. Это хуже динамики Ленобласти по спросу на металл (+60,8%). Однако в этом случае половина металла, поступившего в область в этом году, – трубы для российского газового гиганта «Газпром». В результате без учета этих поставок за год реально по Ленобласти наблюдается спад потребления около 6%.

Замыкает десятку крупнейших стальных потребителей Самарская область (+24,2%). Здесь в плюсе по ж/д получению металла АвтоВАЗ и многие другие промпредприятия, компенсирующие спад в жилищном строительстве.

Другие регионы РФ в качестве потребителей металлопродукции мы анализировать не будем. Цифры годовой и последней тенденций в спросе на металл в табл. 1 говорят сами за себя.

Отметим общее на нашем стальном рынке, которое «вытекает из различий». Огромная пестрота тенденций, позитивных или негативных, говорит о крайней нестабильности ситуации по регионам России в целом. Стабильной работы металлотрейдеров и потребителей металла нет, как и нет никакой единой динамики.

Есть заказ и финансирование– есть всплеск спроса на метал. Нет такового– потребление едва теплится. Особо тревожна ситуация с зависимостью рынка от бюджетного финансирования и госпроектов, которая все более похожа на наркотическую зависимость. Продолжается «распил Сочи-2014»– есть рост сбыта металла в Краснодарском крае (+16,9%). Заканчивается металлоемкое строительство к саммиту АЭТС-2012– и Приморский край обваливает спрос на металл (-40,9% за год).

Причем с учетом планов и «горящих сроков» госпроекты зачастую потребляют металл, металлоконструкции и прочее по завышенным ценам. Только с рядовой продукцией, например с типовой стальной арматурой, ситуация более-менее предсказуема (табл. 2).



Стройкомпании Брянска и Калининграда в этом году явно переключились на соседей по Таможенному союзу, т.е. на белорусскую арматуру, нередко поставляемую по демпинговым ценам. Но большая часть стройкомпаний из нижней части списка регионов явно не собирается экономить, даже с учетом транспортных затрат. Проще взять заказчиков в долю– не менее того.

Ситуация эта типична, и бюджеты госпроектов в России неумолимо растут в разы, обогащая их участников. Другие же потребители, завидуя, ждут более понятных цен, т.е. более предсказуемых времен.

А пока многие откладывают пополнение складов, что неплохо отражает декабрьский опрос посетителей сайта MetalTorg.Ru (рис.1).



А теперь мы посмотрим, кто из компаний-потребителей лучше адаптировался к современной российской ситуации.

Потребители персонально

Приведем Тор-200 получателей стальной продукции в РФ (табл. 3) и оценим на ряде примеров текущие тенденции спроса на металл.



После пятилетнего перерыва на первую строчку нашего списка вернулась весьма известная металлоторговая сеть, возродившаяся под новым названием ЗАО «Металлокомплект-М».

Сотрудники ее, включая филиалы, звонят нам и уверяют, что к ЗАО «Комтех» новая компания не имеет никакого отношения, но просят стереть все упоминания о «Комтехе». Рядом с названием– ряд прежних адресов и телефонов, но сеть «Металлокомплект-М» уже имеет новые реквизиты и новых собственников. Которых, впрочем, никому не называет.

Мы не будем вникать в методику реструктуризации долгов, дефолта и банкротства одного из крупнейших металлотрейдеров, но отметим, что российский стальной рынок его преемника принял. Рост закупок металла за год почти в 3,5 раза– это соответствующий рост продаж и растущее доверие конечных потребителей. Приняли новую структуру и металлурги. В июне 2011г. ЗАО «Металлокомплект-М» награждено «золотым» сертификатом торговой компании «ЕвразХолдинг» (группа «Евраз»). Позитивные показатели и у филиалов– «обособленных подразделений» этой группы.

Самая интересная «дочка» реорганизованной структуры– ЗАО «Каширский завод стали с покрытием»– стала банкротом (будучи гарантом кредитов), прошла конкурсное производство и в мае 2010г. ликвидирована без правопреемников. Однако достаточно современное производство листа с покрытиями и метизов на его основе (профнастил и т.д.), естественно, существует. Сейчас в подмосковной Кашире его организует ООО «ТехИнвестСтрой» (Москва), причем с весьма позитивной динамикой (+54,8% за год). Итог– 10-е место в нашем рейтинге.

Впечатляющий прогресс лидера вытеснил на второе место в списке прежнего многолетнего чемпиона– ОАО «Металлсервис», невзирая на его прирост продаж металлопродукции на треть. Прежний плюс трейдера– крупнейшая металлобаза в Карачарово– ныне похожа на минус. Она все более окружена не московскими потребителями металла, а нескончаемыми автомобильными пробками.

На третье место вырвалось крупнейшее ФГУП– «Уралвагонзавод». Его рост спроса на сталь в 1,5 раза вызван не столько помощью Кремля и оборонными заказами, сколько новой ситуацией с ж/д вагонами в стране. После приватизации вагонного парка РЖД, т.е. возникновения дефицита, цены на вагоны взлетели вдвое и выше. В итоге «Уралвагон» прекратил многолетние споры с металлургами по ценам на металл и, похоже, начал работать и зарабатывать. В чем искренне пожелаем предприятию успехов.

АвтоВАЗ по итогам 10 месяцев сохранил позитив (+12,8%), но частично– за счет ж/д статистики. После конфликта по ценам почти исчезли поставки автолиста с ЧерМК «Северсталь» водным транспортом в пользу ж/д перево-зок (с Магнитогорского и Новолипецкого меткомбинатов). Однако цифры последних месяцев из Тольятти настораживают.

После огромной финансовой помощи из госбюджета, в частности за счет программы утилизации старых авто, продажи автомобилей ВАЗ пошли на спад. Рынок ждет от автозавода не только минимума цен, но хоть каких-нибудь обновлений. В частности, анонсированной «Лады-Гранта».

Взлет на пятую строчку ООО «Северо-Западная логистическая компания» (Санкт-Петербург) с ростом спроса на металл почти в 17 раз (до полумиллиона тонн)– явный сюрприз. Как она стала крупнейшим импортером стальных труб для «Газпрома» (включая газопроводные ТБД) в Россию– отдельный вопрос.

На строчках 5–9 рейтинга особых сюрпризов нет. «Белтрансэкспедиция» продолжает обеспечивать страну недорогим металлопрокатом от западных соседей (Украина, Белоруссия).

Крупные российские металлотрейдеры– СПК и «Брокинвестсервис»– наращивают продажи всего и везде. А «Сургутнефтегаз» по минимуму (+5,2%), но что-то строит, потребляя трубы и прочий металлопрокат.

ЗАО «Лесстройторг» из белгородского пограничного городка Валуйки уже на 11-м месте (+69,8%). Со своими таможенными складами и нужными связями на границе с Украиной оно становится все более заметным импортером-металлотрейдером. Или нужным посредником более реальным потребителям.

Отметим также №14– ООО «Южная транспортная экспедиционная компания», получившее втрое больше металла, чем годом ранее. Компания 2006г. рождения с офисами в Москве и Краснодаре предлагает помимо прочего сервиса весьма востребованные услуги– подачу ж/д вагонов и т.д. Но вновь она далеко не конечный потребитель металлопродукции.

Ниже в нашем рейтинге– крупные и знакомые металлотрейдеры, а также предприятия машиностроения, стройиндустрии и ТЭКа. А среди них– крупные филиалы, снабженческие «дочки» больших компаний и т.д. Причем общая картина их спроса на стальную продукцию, аналогично распределению по регионам страны, крайне неоднородна и нестабильна.

В общей сложности мы вели мониторинг более 15 тыс. потребителей металла в РФ. И позитивную общую тенденцию выявить не можем, невзирая на устойчивый рост ВВП и прочих показателей статистики, регулярно докладываемых Росстатом.

Однако выводы из текущей ситуации, безусловно, есть.

С опережением средних показателей в РФ растет спрос на металл:

– компаний и предприятий– участников проектов с бюджетным финансированием;

– более крупных компаний, компаний с услугами импорта и логистики;

– в промышленно-торговом строительстве (по сравнению со строительством жилья);

– в Подмосковье, в промышленных регионах страны.

В России резко обострилась проблема ж/д перевозок металла, особенно малыми партиями и в отдаленные регионы.

Соотношение «цена – качество» предлагаемого товара на нашем стальном рынке работает все хуже. Кроме того, в кризис ослабли понятия бренда и надежного поставщика. Впрочем, как и надежного покупателя. Вновь на рынке есть место цепочке нужных и ненужных посредников. Такой торговле металл нужен исключительно подешевле, а все проблемы решает умение договориться с властями (вплоть до таможен и судов).

Это нестабильное и взрывоопасное состояние назвать цивилизованным рынком язык не поворачивается. Что в сегодняшней России совсем не удивительно…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: