Металлопрокат на Металл Торг.Ру

English version
Проект РВС - РВС-Металлы
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


03.03.2003    Его пример другим наука...

На пороге ХХI века Азиатский регион в который раз, привлекает внимание современников. Многоликая Азия, обладающая высоким ресурсным и людским потенциалом, известная своей богатой историей и вековыми традициями, сегодня поражает завидными темпами экономического развития. Наиболее показательно развитие Китая – темпы прироста ВВП стабильно составляют до 10% в год.

Всего лишь год назад Китай стал членом ВТО, и событие это, по мнению многих экспертов, было названо одним из главных в 2001 году. А в 2002 о Китае можно говорить как о стране, продолжающей, удивлять устойчивостью темпов роста, размахом планов развития страны, профессиональностью менеджеров, взвешенностью участия государства в развитии экономики. Все это, конечно же, привлекает внимание к опыту КНР. Сегодня эпитет «самый большой» в отношении Китая уже заменен на «самый эффективный».

Высокий темп развития присущ и черной металлургии Китая. Процессы, происходящие в этой отрасли , как нам кажется, могли бы быть интересны отечественным металлургам, а опыт, накопленный китайскими производителями стали, несомненно, был бы полезен для них .

Черная металлургия Китая

В отличие от остального мира, сталелитейная промышленность Китая развивается невиданными темпами. Более того, такое значимое увеличение производства вызвано прежде всего ростом спроса со стороны внутренних потребителей. Мировые аналитики считают, что в 2002 году уровень спроса достигнет 200 млн. тонн.

Китайская металлургия, уже являясь самой крупной в мире по объемам производства, продолжает наращивать производственные мощности. В 1996 году выпуск нерафинированной стали в стране превысил 100 млн. тонн, в 2001-м достиг 152,3 млн. тонн, что превысило результаты 2000 года на 16,2%. Ожидается, что в 2002 году производство стали китайскими предприятиями составит 180 млн. тонн.

Такой высокий рост производства вызван целой волной увеличения работающих мощностей в последние годы. Что характерно, многие металлургические предприятия и сейчас строят новые доменные печи или конвертеры или наращивают мощность уже существующих. Единственным исключением можно назвать компанию Capital Steel (Shougang), которая к 2005 году намерена сократить производство на 2 млн. тонн – до 6 млн. тонн в год.

Рост мощностей происходит, главным образом, на предприятиях, которые выпускают от 0,5 млн. до 3 млн. тонн ежегодно. В последние годы доля ведущей десятки металлургических компаний страны в общем объеме производства уменьшилась. Если в 2001 году 10 крупнейших производителей выплавили 68,8 млн. тонн (44,9 % всеобщего объема), то в первом полугодии 2002 года – только 35,8 млн. тонн (42,1% общего объема).

К концу 2001 года в Китае насчитывалось более 150 сталелитейных предприятий, но их большая часть – это мелкие и средние производители. Сейчас в стране только четыре больших компании – Baosteel Group, Anshan Steel, Capital Steel и Wuhan Steel, чей годовой объем производства нерафинированной стали превышает 5 млн. тонн. В 2001 году эти гиганты выплавили 42,8 млн. тонн стали или 28% национального производства.

Известно, что Правительство Китая пыталось регулировать производство стали в стране, введя систему квот на объемы производства с 1998 года. В 2001 году размер этой квоты составлял 115 млн. тонн. Металлургам разрешалось производить сталь сверх квоты только в том случае, если это количество будет экспортировано. Квотирование не получило поддержку у мелких и средних металлургических предприятий. Они считали, что контроль приводит к возможной потере рыночной доли. В случае нарушения установленных квот без особого на то разрешения Государственная комиссия по экономике и торговле грозила аннуляцией кредитов на техническое перевооружение.

Но проблема эта была решена по-другому. После вступления Китая в ВТО правительство перестало так усиленно контролировать выпуск стали. Вместо этого Китайская ассоциация чугуна и стали призвала сталепроизводителей к «самодисциплине». Этот лозунг в китайском стиле привел к тому, что за объемами выпуска никто не следит и наращивание мощностей каждый проводит, когда сочтет нужным, поэтому и производство нерафинированной стали достигнет в 2003 году когда-то фантастической цифры в 200 млн. тонн. Следует сказать, что Китай уже в 3-м квартале 2002 г. стал крупнейшим импортером стали, обогнав США. За первые 9 месяцев Китай импортировал более 23 млн тонн стали, тогда как в США было ввезено 22 млн тонн.

В следующем году этот разрыв, вероятно, станет больше, поскольку Китай намерен увеличить потребление стали на 10% (причем планируется, что большая часть ее будет импортирована).

Показателен тот факт, что на фоне производства стали в Китае отмечается и настоящий бум спроса на металл на внутреннем рынке. Достаточно только привести пример китайского автопрома. В 3-м квартале 2002 года Китай побил все рекорды по выпуску легковых автомобилей, рост производства составил 12%. А в октябре 2002 года прирост производства по выпуску легковых автомобилей обозначен рекордной цифрой 81,8%.

Автомобильные фирмы, среди которых General Motors,Volvo, Volkswagen, Honda, BMW и др., расширяют производственную деятельность в Китае, чтобы воспользоваться низкими издержками. Производство на различных предприятиях, которые принадлежат иностранным компаниям, увеличилось на 14,8%. Развитие совместных автопредприятий с ведущими автомобильными компаниями мира привело к тому, что значительно вырос интерес китайского населения к приобретению собственного автотранспорта. И хотя только 15,5% опрошенного населения планирует приобрести легковые автомобили китайского производства, тем не менее большая часть опрошенных предложила содействовать формированию крупных отраслевых предприятий в стране и увеличить ассигнования в их технический прогресс.

Инвестиции

Рост производства сопровождается и масштабными технологическими усовершенствованиями: очень многие предприятия проводят модернизацию производственных мощностей, направленную на улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции.

В период 2001-2005 гг. в Китае запланировано усиленное инвестирование металлургической отрасли. В 2002 году было намечено вложить в сектор около 140 млрд. юаней ($17 млрд.), что на 43,5% больше, чем в 2001. Более 80% инвестиций в 2001 и 2002 годах направляются на техническое перевооружение. Из средств, выделенных в 2001 году, четыре крупнейших производителя страны – Baosteel, Anshan Steel, Wuhan Steel и Capital Steel – получили 41,2%. Другие десять – Benxi, Baotou, Maanshan, Panzhihua, Tangshan, Handan, Hualing, Jinan, Anyang и Laiwu, каждое предприятие мощностью выше 2 млн. тонн, – использовали 24,5% инвестиций.

В 2002 году структура инвестиционных проектов составляет 78 млрд. юаней (около $10 млрд) и выглядит следующим образом:

В части инвестиций в прокатные станы, преимущество отдано проектам по производству плоского проката, особенно холоднокатаных рулонов. Распределение инвестиций в прокатные станы по производству выглядит следующим образом: длинномерного проката – 3%, холоднокатаного листа – 56%, горячекатаного листа – 21%, листа средней толщины – 20%.

В последние годы стратегия на улучшение качества всего ассортимента выпускаемой продукции дополнилась еще одним направлением – увеличением доли производства стальной продукции с высокой добавленной стоимостью.

К примеру, самая крупная компания Китая Baoshan Iron and Steel Group планирует потратить $1,5 млрд. для того, чтобы стать мировым лидером на рынке железа и стали. Как известно, по данным IISI по итогам 2000 года, компания была восьмой в мировом рейтинге производителей стали с выпуском 17,7 млн. тонн стали в год, в 2001-м она уже переместилась на пятое место с показателями 19,1 млн. тонн. Компания инвестирует 12 млрд. юаней ($1,45 млрд.) в два проекта, нацеленные на увеличение выпуска стальной продукции для удовлетворения растущих потребностей китайской автомобильной, кораблестроительной и строительной индустрий.

Проекты включают строительство линий для производства широкого толстого стального листа и дополнительных литейных мощностей.

Сталепрокатное производство, продукция которого будет использоваться в строительстве кораблей и нефтепроводов, планируется реализовать в два этапа.

Первый этап будет завершен к апрелю 2005 года. Мощность производства достигнет 1,4 млн. тонн, при дальнейших перспективах ее усиления до 1,8 млн. тонн к 2007 году.

Завод по производству стальной ленты будет поставлять продукцию производителям автомобилей и бытовой техники. Основная производственная линия будет завершена в марте 2005 года, ее годовая производственная мощность составит 1,9 млн. тонн.

Новые технологии

Необходимость модернизации вызвала в стране бум внедрения новых сталелитейных технологий, таких, как метод непрерывного литья тонких слябов. В настоящее время функционирует уже четыре таких линии на комбинатах Zhujiang Steel, Handan Steel, Baotou Steel и Anshan Steel. Еще три аналогичных стана строятся на Tangshan Steel, Maanshan Steel и Lianyuan Steel.

Ряд метпредприятий изучают возможность внедрения этой прогрессивной технологии. Общая мощность осуществляемых проектов – более 13 млн. тонн слябов в год. Преимущества данного метода производства – высокая производительность, низкая себестоимость и экономия электроэнергии. Все это делает станы непрерывного литья тонких слябов очень привлекательной для китайских производителей, стремящихся улучшить качество своей продукции и повысить ее конкурентоспособность. Самая высокая производительность труда отмечена на комбинате Chinese steel компании Zhujiang – более 2100 тонн/человек в 2001 году.

В отличие от большинства западных металлургических комбинатов, китайские производители для производства тонких слябов используют конвертерную сталь, а не выплавленную в электродуговых печах.

Защитные меры

Очень трудно определить емкость китайского рынка стали. После того, как металлурги страны преодолели рубеж в 100 млн. тонн, появились опасения перепроизводства, но до сих пор не зафиксировано никакого увеличение складских запасов.

Потребители покупают все! Еще и импортируют сталь! И недавно принятые антидемпинговые меры, препятствующие росту импортной продукции в Китае, защищают внутренних производителей.

С 20 ноября 2002 года Китай объявил о вводе на три года дополнительных пошлин на ввоз основных стальных изделий, в том числе производства предприятий ЕС и РФ.

Общий объем квоты на поставку в Китай металлопродукции с 20 ноября 2002 года по 23 мая 2005 года составит 37,1 млн. тонн. Квота введена на ввоз г/к и х/к проката, нержавеющего проката, листа с покрытием, кремнистой электротехнической стали.

Российская квота составляет в совокупности 2,314 млн т горяче- и 2,037 млн. т холоднокатаного проката. Согласно новым правилам, в ноябре 2002 – мае 2003 года российские экспортеры смогут поставить в Китай 388 тыс. т холоднокатаного проката, с мая 2003 по май 2004-го – 804 тыс. т, а в 2004-2005 гг. – порядка 844 тыс. т.

В том случае, если российские поставщики превысят размер квоты, в первом отчетном периоде(ноябрь 2002 – май 2003 года) им придется заплатить на таможне специальную пошлину в размере 22,4% от стоимости каждой лишней тонны. Во втором и третьем отчетных пери

одах – 20,6% и 19% соответственно. Впрочем, отечественные металлурги сомневаются, что им придется столкнуться с этими пошлинами, – дело в том, что российский экспорт металлопродукции в Китай в последнее время был ограниченным (600 тыс. т холоднокатаного и 1,5 млн т горячекатаного проката в 2001 году) и никогда не превышал 9% от объема ежегодного импорта проката в Китай.

По данным Минэкономразвития, нынешняя российская квота на поставку проката в Поднебесную позволит отечественным производителям увеличить свое присутствие на китайском рынке импортного проката до 13,1%. Кроме проката России удалось также договориться с Пекином и по другим видам российского стального экспорта – пруткам и слябам, поставки которых не будут квотироваться и облагаться специальными пошлинами.

По мнению аналитиков и представителей компаний, которые экспортируют свою продукцию в Китай (НЛМК, «Северсталь», «Магнитка», НТМК, ЗапСиб), весьма благоприятный исход длившихся почти год переговоров с Китаем объясняется хорошими отношениями на межгосударственном уровне, а также тем, что Китай не рассматривает Россию как конкурента своему национальному производителю. В отличие от тех же Кореи, Тайваня, Японии или Бразилии.

Рост потребления и производства стали в Китае является результатом стремительного развития всей китайской экономики и активной фискальной политики правительства. Высокие темпы роста сохранятся, по меньшей мере, еще несколько лет.

Углубление реформ и международного сотрудничества по правилам ВТО будут способствовать становлению Китая как одной из самых мощных мировых держав. Как видим, есть чему поучиться у восточного соседа и нам. Главное – не упустить время.

Статья была опубликована 25 января 2003 года в журнале "Металлургический бюллетень" (№ 1-2).

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции