Металлопрокат на Металл Торг.Ру

English version
Проект РВС - РВС-Металлы
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


07.09.2004    Нефтяные сверхприбыли проходят мимо трубной отрасли



Беспрецедентный рост мировых цен на нефть широко известен. За год – вдвое, причем без заметного увеличения издержек ее производства (в России – около 10-12$ за баррель). Наши экспортные пошлины на нефть вновь несколько повысятся 1 октября (до 14 $ за баррель). Но даже с учетом всех затрат и налогов, баланс сходится с огромным плюсом в пользу большинства нефтедобывающих компаний. Как не крути, а их доходы за последние годы выросли в 5-10 раз и чистая прибыль всех российских нефтедобывающих компаний ныне превышает $1 млрд. в месяц.

Экспорт нефти из России за полугодие вырос на 5,5%, так что вывозим мы уже более 65% добываемой нефти. Неплохо «разгоняются» и внутренние цены. По данным российского государственного комитета статистики, в целом по стране отпускные (оптовые) цены производителей нефтепродуктов выросли в России в июне — на 13, 1%, в июле на 6, 6%. В августе цены на бензин на российском рынке впервые сравнялись с американскими, причем совсем не собираются останавливаться.

В период «сельхозстрады» и пик «дачного сезона» рост цен на бензин сильно взволновал общественность. Вопросом этим занимались все лето специалисты из МЭРТ, Федеральной антимонопольной службы, Минпромэнерго. Сами или по поручению Премьера РФ, они нашли в отрасли признаки не то монополизации, не то - сговора. Все пять крупнейших производителей (76% нефти) и ее переработчиков (69%), т.е. ЛУКОЙЛ, ЮКОС, «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР и «Сибнефть» явно тяготеют к импорту, Только сейчас, после скандального урока для «ЮКОСа»- Ходорковкого, многие компании уходят от оффшорно-льготных механизмов импорта нефти и реализации продукции на внутреннем рынке. К примеру, «Сибнефть» впервые за несколько лет показала в отчетности чистую прибыль в 20,6 млрд рублей за первое полугодие 2004 года (против 624 млн рублей чистого убытка за аналогичный период прошлого года).

Но снижения цен наши нефтегазовые гиганты при этом не обещают.

Крайними за рост своих цен нефтедобытчики, нефтепереработчики и газовики называют производителей труб, которые, по их оценке, на 33-60% подняли цены на столь необходимую нефтегазовой индустрии продукцию.

Однако 3 млн.тонн труб, выпущенные трубной промышленностью за первое полугодие 2004 года, подорожали в среднем (по сравнению с аналогичным периодом) прошлого года на 43%, т.е. на 17-18 млрд.рублей. На нефтегазовую отрасль легла только половина этих издержек. Это много ниже чистой прибыли одной только «Сибнефти» и чуть больше десятой части чистой прибыли одного «Газпрома».

Вся наша нефтегазовая отрасль при новых ценах на нефть и газ такого роста затрат на трубы могла бы практически и не заметить. Тем более, что и сама трубная отрасль оказалась в жесткой зависимости от быстрого роста цен на трубную заготовку (штрипс).

Металлурги, действительно поставили трубников в безвыходное положение: цены на штрипс выросли с марта по июль в среднем на 25%, что неминуемо должно было привести к росту цен на трубную продукцию. В то время как средние цены трубных заводов выросли только на 17,5%.

Финансовые показатели в конфликте вокруг цен на трубы, явно не на стороне нефтяников. По разным источникам (и бухгалтерским формам) за первое полугодие 2004 года чистая прибыль «ЛУКОЙЛа» составила порядка $1,5 млрд., «Сибнефти» — $ 700-950 млн., более чем по $1 млрд. - у ТНК и «Сургутнефтегаза».

Схожи по доходам и итоги прошлого года. В 2003 году операционная прибыль российских нефтяных компаний составила $50 млрд, а чистая прибыль составила $25 млрд. Для сравнения вся прибыль трубного сектора за 2003 год составила 2648184 рублей ($91 тыс), за первое полугодие 2004 года – 2740538 рублей ($ 93 тыс). Сравнивать даже смешно.

Дефицит трубопроводных мощностей в российской нефтегазовой отрасли общеизвестен.

А растущая отгрузка российской нефти ж/д цистернами является хронически устаревшей.

С 1985 по 2000 год в России не было построено ни одного метра новых трубопроводов. Это при том, 48 тыс.км. имеющихся российских магистральных нефтепроводов стремительно стареет. Четверть от общей протяженности трубопроводов эксплуатируется свыше 30 лет, еще треть - от 20 до 30 лет и лишь десятая часть - от 10 до 20 лет. Ежегодные затраты "Транснефти" на реконструкцию и модернизацию их оборудования (включая нефтеперекачивающие станции) составляют более 1 млрд долларов в год.

А многочисленные новые проекты нефтегазопроводов лежат и лежат под сукном. «Неустойчивая дружба» с Белоруссией и Украиной привела к отбраковке многих из них. Сейчас считаются перспективными только четыре крупных направления (см.Табл.3).

Последний проект, инициированный «ЮКОСом» сейчас совсем увял, к большому неудовольствию китайской стороны. Основное внимание (вплоть до Президента РФ) сейчас уделяется проектам расширения Балтийской трубопроводной системы и восточному направлению экспорта нефти по маршруту Тайшет-Находка. Одного мы только не смогли понять – почему они практически не строятся.

Трубная отрасль просто кричит, что готова выполнить все заказы нефтяников. А.Седых, и Д.Пумпянский не раз говорили о том, что их предприятия (ОМК и ТМК) практически на 100% готовы обеспечить потребности основных заказчиков (имея в виду конечно нефтяников и газовиков).

Формально Выксунский МЗ наращивает производство труб для нефтегазового комплекса и в 2004 году. По итогам 7 месяцев 2004 года завод выпустил 549,6 тысяч тонн труб различного сортамента – на 10% больше, чем в январе-июле 2003 года (499,6 тысяч тонн). В июне 2004 года ОМК представила на выставке «Нефтегаз России 2004» новые виды продукции. В частности, стальные прямошовные трубы диаметром 1067 мм (42 дюйма) с толщиной стенки до 32 мм из стали класса прочности до Х80, которые считаются оптимальными для обеспечения повышенной пропускной способности нефте- и газопроводов. В рамках участия в международных нефтегазовых проектах Сахалин-1 и Сахалин-2 ОМК разработала и наладила выпуск на Выксунском металлургическом заводе труб диаметром 20 и 24 дюйма, способных выдерживать давление более 125 атмосфер. Кроме того, одна из наиболее перспективных услуг, которые ОМК предлагает своим клиентам в сфере нефтегазового бизнеса – комплексные поставки труб и соединительных деталей с наружным антикоррозионным покрытием для линейной части трубопроводов от одного поставщика.

ТМК, в свою очередь, в июне 2004 года отгрузила потребителям свыше 213 тыс. тонн труб различных видов. На предприятиях Компании выплавлено около 157 тыс. тонн стали. Всего за первое полугодие 2004 г. потребителям отгружено около 1,25 миллиона тонн трубной продукции. Это также на 10% больше, чем за соответствующий период прошлого года. ТМК сообщает , что наращивает поставки труб предприятиям нефтяной и газовой промышленности как в России, так и за рубежом, активно участвует в реализации трубопроводных проектов ОАО “Газпром” и ОАО “АК ”Транснефть””.

Однако прибылей и инвестиций у трубников сейчас явно не хватает. А заказчики их продукции (упрекают порой в недостаточном качестве) на помощь никак не идут.

Общий итог первого полугодия 2004 года по отрасли - снижение производства труб. Фонд развития трубной промышленности охарактеризовал ситуацию на трубном рынке как нестабильную. В целом по отрасли темпы прироста производства снизились за первое полугодие в 2,5 раза, что позволяет прогнозировать 5-7% спад производства уже в 3 квартале 2004 г. По словам директора ФРТП Ал. Дейнеко, впервые за последние годы наблюдается рост дебиторской задолженности трубных компаний. У отдельных предприятий она за полугодие достигла 1,5 млрд. руб. В числе неплательщиков – крупнейшие потребители, включая ГАЗПРОМ. Это напрямую отражается на финансово-экономическом состоянии отрасли и ставит под вопрос реализацию стратегических программ модернизации, стоимость которых превышает $1,5 млрд.

Ситуация такова, что темпы роста цен на трубы в 1,5 раза меньше, чем на металлопрокат, который в себестоимости производства труб ныне превышает 60%. Результат – мизерная рентабельность и падение производства труб в июне-июле 2004 года ниже уровня прошлого года.

В 2004 году рекордные прибыли нефтегазовой отрасли до трубников явно не доходят.

Не достается им никаких льгот и от солидных прибылей российской черной металлургии.

Решение ряда трубных компаний обзавестись собственным стальным производством для выпуска трубной заготовки (штрипса), конечно, не случайно. ОМК в августе 2004 г. заявила о проведении тендера выбору генерального подрядчика для строительства литейно-прокатного завода по выпуску штрипса в Выксе. Объем инвестиций в строительство комплекса превышает $300 млн. Предполагаемый объем производства по горячему прокату — 1.2 млн тонн в год. Срок освоения инвестиций - три года. ЧТПЗ и ПНТЗ также объявили о совместном проекте - строительстве металлургического комбината. Его предполагаемая стоимость, по оценкам аналитиков, составит $300 млн. Официальное обоснование этих планов - снижение на 30% цены сырья (ныне закупаемого у меткомбинатов).

Некоторые отрадные сообщения общей картины не меняют. К примеру, достигнута договоренность между «Транснефтью» и ОМК о перспективах сотрудничества двух компаний в области поставок труб для реализации проектов по развитию магистральных нефтепроводов, в том числе, для строительства третьей очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-3) и нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". В 2002 году общий объем поставок продукции ВМЗ компании "Транснефть" составил 47 тыс. тонн, а в 2003 году уже 127 тыс. тонн труб.

Пока износ нефтегазопроводов России идет заметно быстрее, чем их новое строительство! Причем происходит это при небывало хорошей коньюктуре мирового нефтяного рынка и при солиднейших прибылях в нефтегазовой отрасли! Или она копит деньги на очередной «Челси»?

В октябре 2004 года Правительство РФ рассмотрит вопрос о мерах по развитию газо- и нефтепроводного транспорта России. Остается надеяться, что это совещание сдвинет вопрос с «мертвой точки»…



Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 17-18)


Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©