Металлопрокат на Металл Торг.Ру

English version
Проект РВС - РВС-Металлы
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


27.04.2011    Японская сталь до и после «Фукусимы»



Известное «японское чудо» – процесс бурного восстановления и развития экономики Японии после Второй мировой войны – в полной мере коснулось национальной черной металлургии. Ее быстрое развитие продолжалось более двух десятилетий и достигло пика в 1973 г., когда Япония обеспечила 17,27% от мирового производства стали (рис. 1).



Стабильность или застой?

Далее под влиянием череды региональных и глобальных кризисов черная металлургия Японии проявляла некоторую нестабильность по объемам, однако устойчиво выпускала 100–120 млн т стали в год.

Причем в части качества стали и выпуска высокотехнологичной стальной продукции (высокого передела) страна явно не стояла на месте. Более того, Япония в течение многих лет претендовала и претендует на роль мирового технологического лидера этой отрасли. Гонка за эффективностью, в частности, подталкивалась почти 100%-м импортом дорогого металлургического сырья, ресурсами которого Страна восходящего солнца обделена. Отметим, что качество и нужный сортамент металлопроката во многом диктовались спросом национальной автомобильной промышленности, которая с 1980-х гг. стала «законодателем мировой моды» на массовые автомобили.

Все успехи металлургов позволили Японии выйти на первое место в мире по выпуску стали, пропустив вперед Китай лишь в 1996 г. Однако доля Японии на мировом стальном рынке плавно снижается почти 30 лет, уступая динамичной металлургии развивающихся стран.

В части рентабельности ее явно теснит китайская металлургия. В части инноваций – даже металлургия Южной Кореи, где новые домны – вдвое крупнее японских, а доля непрерывной разливки стали (на МНЛЗ и слябовых машинах) уже выше японской.

Отметим, что специфика организации японской экономики (с ведущей ролью государства) многие годы существенно помогала металлургии. Японские объединения предприятий (keiretsu) всегда имели любой нужный для инвестиций капитал под минимальные (или нулевые) ставки годовых. Крупнейшие металлургические компании страны многие десятилетия имели «роскошь» не слишком задумываться об эффективности своих модернизаций и в конце концов в некоторой степени расслабились. Стабильность отрасли начала превосходить ее динамику, хотя «запас прочности» японской металлургии чрезвычайно велик.

Последний «ипотечно-финан-совый» кризис 2008–2009 гг. нанес удар по японской металлургии, однако пострадала она в среднем на уровне других развитых стран. Предприятий-банкротов, в отличие от России, в металлургии Японии не появилось.

Невзирая за некоторый спад, авторитет ведущих металлургических компаний Японии остается в мире весьма высоким. Национальный лидер отрасли – Nippon Steel – за десятилетие переместился в мировом рейтинге компаний черной металлургии с 1-го на 6-е место. И это произошло не только за счет снижения выпуска стали (с рекордных 41 млн т в 1974 г. до 30 млн т в 2010 г.). Большинство зарубежных конкурентов из этого рейтинга (ArcelorMittal, Hebei Steel, Baosteel Group и Wuhan Steel) нарастили свои мощности прежде всего за счет слияний и поглощений других компаний.

Помимо Nippon Steel, в мировом топ-80 сохраняли присутствие японские JFE Steel (27,2 млн т стали), Sumitomo Metal (11,4 млн т), Kobe Steel (6,8 млн т) и Nisshin Steel (3,7 млн т).

Финансовое состояние японских меткомпаний остается достаточно прочным. К примеру, Nippon Steel недавно сообщила о росте прибыли за III финансовый квартал (IV квартал 2010 г.) на 29%, до $404 млн. И огласила прогноз прибыли на весь финансовый год (до 1 апреля 2011 г.) в размере $2,65 млрд. Еще большие прибыли обещает компания JFE. Но есть и исключения: Tokyo Steel (крупнейший производитель конструкционной стали) ждет потерь около $110 млн в текущем финансовом году.

Отметим, что для японских меткомпаний характерны регулярные договоренности и соглашения («под присмотром» Министерства торговли и промышленности и ассоциации JISF). Пример – создание в 2003 г. совместного предприятия по выпуску нержавеющей стали и проката Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries. Сейчас, в 2011 г., уже объявлено о полном слиянии этих компаний с образованием второй металлургической компании мира. Особо заметна единая позиция металлургических компаний Японии в договоренностях с автопромом, а также в действиях на внешних рынках – при переговорах по ценам импорта ЖРС и угля, по иностранным инвестициям и т. п.

Структура стальной продукции, выпускаемой черной металлургией Японии (по оценке за последние 5 лет), явно направлена на удовлетворение растущего спроса на специальные и конструкционные стали, прокат и метизы. А традиционное мировое лидерство в части выпуска листа для судостроения Япония плавно теряет (табл. 1).



За прошедший 2010 год Япония нарастила производство стали на 25,2%, до 109,6 млн т. Это приближение к докризисному уровню и уверенное, с большим отрывом, 2-е место в рейтинге мировой черной металлургии по странам.

Во многом послекризисному восстановлению этой отрасли помог экспорт стальной продукции из страны.

За последние 5 лет он вырос с уровня ниже 30% (от производства) до 40% и выше (рис. 2).



В январе этого года выпуск стали в Японии увеличился на 10,67% к уровню годичной давности, в феврале – на 5,72%.

Однако в марте позитивную динамику развития черной металлургии словно обрезало: грянули землетрясение, цунами и авария на АЭС «Фукусима» в 200 км от столицы страны.

Влияние катастрофы

Журналисты сразу преувеличили влияние землетрясения и цунами на черную металлургию Японии. Впервые с 11 марта (на фоне повторных толчков) сообщалось о том, что катастрофа «парализовала работу половины металлургической отрасли», ряд метзаводов разрушен, охвачен крупными пожарами и т. п.

В действительности в наиболее пострадавших регионах страны не оказалось практически ни одного из десятка крупнейших меткомбинатов мощностью от 3 млн до 10 млн т стальной продукции в год.

Исключение – завод Kashima Works (мощностью 5,7 млн т) группы Sumitomo Metal Industries, где произошел крупный пожар на коксохимическом производстве, оставивший на время без сырья 2 доменные печи.

Кроме того, остановили свое основное производство предприятия:

– Sendai Works (0,8 млн т; JFE);

– Kamaishi Steelworks (0,6 млн т; Nippon Steel);

– Tohoku Steel (0,26 млн т; JFE).

Также прекратили выпуск продукции несколько мини-заводов суммарной мощностью около 0,5 млн т. В итоге прямая приостановка коснулась только металлургических производств суммарной мощностью менее 8 млн т стали в год в год, что составляет менее 6% суммарных японских мощностей. Причем часть возникшего дефицита по заказам была быстро «переброшена» на свободные мощности в других регионах страны.

Отметим, что детальную информацию о состоянии своих пострадавших металлургических заводов японские концерны не давали и не дают. Наоборот, оптимистично сообщают о малых и легко преодолимых проблемах.

Известно, что в зоне катастрофы частично пострадали сырьевые запасы (угля, кокса, металлолома) и транспортная инфраструктура (портов, дорог), влияющие на металлургические предприятия. Однако основной ущерб большинство их понесло не от каких-либо серьезных разрушений, а от остановки электроснабжения. Проблемы с ним (ввиду аварии на АЭС «Фукусима», других электростанциях и в сети электропередачи) продолжаются до сих пор. Причем речь идет как об общенациональном дефиците электроэнергии и ее экономии, так и о ряде региональных проблем.

Журналисты, в частности, много говорили о проблемах энергоснабжения более десятка мини-заводов на равнине Канто (от Фукусимы до Токио) общей мощностью около 0,4 млн т стали в год, поскольку эти энергоемкие производства как раз и получали энергию с пострадавших АЭС.

Но по всем признакам самые негативные сценарии для японской металлургии пока не сбываются. В марте, по данным Japan Iron & Steel Federation, выпуск стали в Японии снизился впервые за 17 месяцев, но только на 2,7%, до объема 9,09 млн т. Причем, вопреки всем прогнозам, выплавка стали на доменном производстве снизилась на 4,2%, до 7,08 млн т, в электропечах, наоборот, – выросла на 3,3%, до 2,01 млн т.

В апреле ситуация не улучшилась: Nippon Steel, JFE Steel и Sumitomo Metal сообщили о простое 7 доменных печей в восточных префектурах, что близко к 10% металлургических мощностей в Японии.

Причина, по мнению JFE, – в снижении спроса и избытке стальной продукции на складах.

Теперь становится очевидно, что угроза металлургии Японии не в прямых разрушениях от землетрясений и цунами. Она надвигается с другой стороны – от потребителей стальной продукции.

Напомним, что высокотехнологичное японское машиностроение за многие десятилетия выстроило длинные технологические цепочки поставок сырья и комплектующих с минимальными запасами на складах. Это экономично, но требует особой стабильности работы, поскольку сбой любого звена (или дефицит «копеечной» детали) останавливает весь высокоавтоматизированный конвейер.

Такая схема производства характерна для современного автопрома, выпуска электроники и другой сложной и высокотехнологичной продукции, на которой как раз и специализируется Япония. Причем если даже она не собирает конечный продукт сама, то часто поставляет ключевые узлы и комплектующие по всему миру. Например, Япония – крупнейший поставщик компрессоров для кондиционеров, собираемых чаще всего в Китае, и т. п.

Состояние этих логистических цепочек, пострадавших от целой серии японских катаклизмов, точнее всего можно отследить по производству автомобилей.

Сразу после землетрясения в Японии остановилось большинство сборочных конвейеров всех автопроизводителей: Toyota, Honda, Nissan, Mazda, Suzuki, Mitsubishi Motors.

Далее, ввиду нехватки японских комплектующих, «притормозили» десятки автомобильных производств по всему миру. В конце марта и в начале апреля автоконцерны Японии один за другим сообщали о возобновлении работы на заводах.

Последней 17 апреля о своих «успехах» доложилась Toyota, однако с признанием, что «пока задействовано около половины всех мощностей».

Причина – недостаток комплектующих, которые должны производиться на заводах в префектуре Мияги, больше всего пострадавшей от землетрясения и цунами. Причем Toyota «не может сказать, когда ее производство будет восстановлено в полном объеме».

Ряд специалистов говорил о «потере» Японией за март выпуска 300 тыс. автомобилей, но одна

только Toyota сообщила о спаде производства на 260 тыс. автомашин.

Видимо, реальные месячные потери составляют 400–500 тыс. машин, что приближается к половине мощностей японского автопрома.

Это подтверждает и ситуация с экспортом автомобилей из страны. В марте он упал на 27,8%, причем многие считают, что это только начало проблем. В апреле спад экспорта еще больше усилится, считает Акиоши Такумори (Sumitomo Mitsui Asset Management), а Хиромичи Ширакава (Credit Suisse) ждет наибольших проблем производства и экспорта в апреле-мае.

Мы не удивимся, если проблемы всей японской индустрии (включая металлургию) будут нарастать и в дальнейшем.

И связаны они с ситуацией на АЭС «Фукусима». Дело в том, что суммарные объемы радиоактивной грязи в полуразрушенных реакторах и бассейнах этой станции минимум в 6 раз больше чернобыльских.

Пока ситуацию спасает иная конструкция АЭС (с отсутствием горящего чернобыльского графита), но затыкать радиоактивные дыры, аналогично нашим ликвидаторам, в Японии никто не спешит. Героическая психология самураев и камикадзе, похоже, осталась в глубоком прошлом.

Сейчас горящие топливные сборки японской АЭС для сокращения заражения территории страны промываются первой попавшейся под руку водой, которая затем сбрасывается в море.

Нормы радиации у берега уже превышены в тысячи и десятки тысяч раз, что много серьезнее заражения прилегающих земель. Где с годами окажутся эти долгоживущие радиоактивные изотопы, не скажет никто. Но шансы Японии получить их обратно выше, чем у любой другой страны.

Отметим, что радиация, замеченная в любой экспортной продукции, заставит отвернуться от японского товара весьма многих покупателей. Что в конечном итоге уже угрожает всей японской экономике.

Россия, помимо сокращения импорта б/у автомобилей из Японии, потеряет не слишком много.

В части продукции металлургии наш товарооборот с этой страной не превышает 0,5 млн т в год (рис. 3).



Мы преимущественно поставляем в Японию ферросплавы (67,3%) и чугун (23,3%). Ввозим из этой страны качественный плоский стальной прокат (54,8% по итогам 2010 г.), в котором примерно 85% составляет толстолистовая сталь (трубный штрипс), высококачественные ж/д рельсы (29,7%). Достаточно регулярно импортируем стальные трубы, доля которых в объемах поставок сократилась с 80% в 2006 г. до 14,4% в 2010 г. (34,2 тыс. т).

Причем в 2010 г. стальной экспорт из Японии в РФ впервые за последние годы уверенно превзошел экспорт из России в Японию. Однако вся эта продукция не слишком критична для наших стран и «погоды на этих рынках не делает».

Более серьезна ситуация с автомобильным рынком, производством электроники и бытовой техники, где у японской продукции достаточно сильны позиции в России. Как мы уже писали, длинные цепочки этого производства рвутся как в Японии, так и по всему миру ввиду явного дефицита комплектующих. Естественно, это сказывается и скажется далее на величине спроса на металл.

Однако недавний прогноз аналитиков Deutsche Bank, сообщивших, что «последствия землетрясения коснутся, по крайней мере в краткосрочной перспективе, около 40% производства стали в Японии», показался нам слишком пессимистичным.

Но банковские аналитики сразу дополнили свой прогноз и оценили спад японского производства стали по итогам 2011 г. в 20 млн т. И тут, что бывает весьма редко, мы с ними готовы согласиться…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции