Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


06.11.2012    Российская металлургия опоздала в ВТО?



Десять лет назад, в октябре 2002 г., в Москве целую неделю велись напряженные консультации об условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Представители Евросоюза и США вели переговоры с российской делегацией, одну из ведущих ролей в которой играл Алексей Мордашов. Причина в том, что глава «Северстали» к тому времени явно сменил Анатолия Чубайса в роли главного лоббиста идеи членства России в ВТО, возглавляя специальную рабочую группу в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей.

Сейчас, когда Россия официально стала членом ВТО, а лично Алексей Мордашов – главой авторитетной Всемирной ассоциации стали (WSA), можно подвести итоги этого длительного процесса, а также попробовать оценить его последствия для российской металлургии.

На пути в ВТО

«Обычно страна, вступающая в ВТО, помимо согласования уровня тарифной защиты, приведения в соответствие законодательства и т.д., принимает на себя 20–30 дополнительных обязательств. Китай принял 232, в том числе о том, чтобы в течение 15 лет не поднимать вопрос о придании его экономике рыночного статуса. Мы же настаиваем на том, что требования к России не должны отличаться от нормальных средних требований», – говорил десять лет назад Алексей Мордашов. Причем он надеялся, что «Россия завершит переговоры о вступлении в ВТО к концу 2002 года».

Металлургия РФ к тому периоду в полной мере ощутила негативные последствия спада конъюнктуры и периода «стальных войн» в мире. Поставки недорогой стальной продукции на выгодный рынок Евросоюза ограничивались квотами Соглашения о торговле стальной продукцией между Россией и Европейским союзом угольщиков и сталепромышленников (ECSC), подписанного в 1997 г. сроком на 5 лет (с дальнейшим продлением). Однако с 3 апреля 2002 г. ЕС принял дополнительные меры по ограничению импорта российской стали в страны ЕС, включая введение пошлин в размере от 14 до 26% на 15 видов металлопроката.

Не меньшие проблемы в это время накопились и на американском стальном рынке. Сообщалось, что к октябрю 2001 года в отрасли США было сокращено более 1 млн рабочих мест, а президент Буш заявил, что «берет ситуацию в металлургии под свой личный контроль». В январе–феврале 2002 г. США возбудили несколько антидемпинговых расследований против ряда стран и предприятий – импортеров стальной продукции в США. Невзирая на действующее Соглашение о торговле некоторыми видами сталепродукции из Российской Федерации с США от 12 июля 1999 г. (содержащее квоты и ограничение цен), ужесточение вновь закончилось не в пользу российских металлургов.

Примеру ЕС и США по защите собственного рынка металлов последовали (через систему пошлин и квот) и многие другие страны. Поэтому мы (в статье «Что даст черной металлургии присоединение России к ВТО?» от 2 сентября 2002 г.) достаточно негативно оценивали борьбу правительства РФ и отраслевых лоббистов за скорейшее преодоление всех этих барьеров. Однако, как и глава «Северстали», не ожидали столь длительного и политизированного процесса этих самых переговоров.

Тем временем мировая экономика, включая металлургию, выбралась из очередного экономического кризиса. Прежде всего – за счет развития азиатских экономик, включая динамичный и мощный Китай. Наша металлургия неуклонно отставала от китайской, теряя долю на мировом рынке, но тем не менее показывала весьма позитивную динамику развития вплоть до 2007 г. (рис. 1).


Рис. 1

Источники: WSA, Росстат


Экспортная составляющая в продукции нашей металлургии держалась в 2001–2006 гг. на уровне 44–46% (рис. 2) и только в кризис стала демонстрировать тенденцию к снижению.


Рис. 2

Источники: ГТК, Росстат, MetalTorg.Ru


Наличие квот в некоторой степени стабилизировало поставки в ЕС и США, а российское потребление устойчиво росло. Напомним, что предкризисный 2007 г. ознаменовался рекордным внутренним спросом в РФ, причем на фоне рекордных цен, т.е. прибылей отрасли. Причина в том, что мировой инвестиционно-строительный бум (накануне известного кризиса ипотеки) в по

...
...
...

Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.

С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: