Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


06.07.2004    Не нужен нам берег турецкий?



Изучая мировые цены на металлопродукцию, невольно обращаешь внимание на то, что одним из немногих регионов, за которым следит большинство ведущих мировых аналитических агентств и игроков металлургического рынка, это ...Турция! Находясь во втором десятке мировых производителей стали она вляетет на стальной рынок много заметнее. Отличется эта страна как динамикой развития национальной металлургии, так и заметными торговыми потоками руды, лома и металлов. Причем все они заметно превышают уровень внутреннего потребления металла в стране.

О чем это говорит? Прежде всего - о масштабе участие страны в мировой торговле сырьем и продукцией черной металлургии.

Обратимся для ясности к цифрам. Турция - страна контрастов, пережившая многие экономические встряски (последний кризис был в 2000-2001г.), неуклонно наращивает свою роль крупнейшего производителя и экспортера стали. В 2003 году Турецкая Республика заняла 13 место в мировом рейтинге производителей стали (который ведет Международный Институт Чугуна и Стали (IISI)), а среди европейских стран уверено держит 6 позицию по выпуску металла, оставляя позади Испанию, Великобританию и уже приближаясь к показателям Франции.

В части производства, еще 20 лет назад выпуск стали в Турции не превышал 4,5 млн. тонн, причем преимущественно он нацеливался на удовлетворение внутренних потребностей страны. В настоящее время ее производственные мощности достигли 20,7 млн. тонн, а в прошлом году страна произвела 18,3 млн. тонн стали, что на на 11,1% выше показателя 2002 года. При этом важен тот факт, что темпы роста производства турецкой стали в последние 3 года стабильно обгоняют динамику 15 стран-крупнейших производителей стали в мире, уступая только динамике Китая.

Металлургия страны в последние годы получила значительные инвестиции, обновлена и модернизирована, поэтому турецкая сталь общепризнана на международном рынке как высококачественная. Хотя объемы ее производства по сравнению с лидерами рынка, такими как Китай, США, Япония, Россия, Германия (где суммарный выпуск стали составляет около 500 млн. тонн), не столь велики, но поражает другое. На сегодня Турция экспортирует металлургическую продукцию почти в 200 (!) стран всего мира.

Одновременно она осуществляет значительные объемы закупок стали из многих близлежащих государств (в основном из России и Украины), но значительно быстрее наращивает свой экспорт. Выручка от продаж металла за границу в 2003 году выросла на 35,3%, а за 1 квартал 2004 года - на 52,9%.

Другая яркая особенность Турции в том, что она является крупнейшим импортером стального лома в мире. Оценки мирового рынка лома заметно отличаются, однако по данным ряда источников следует, что в 2003 году страна ввезла 12,5 млн. тонн данного сырья, обогнав влиятельнейший Китай (9,3 млн. тонн) и в итоге существенно определяя как мировые цены, так и спрос на лом.

Так в чем же секрет Турции? Что способствует стремительному успеху турецкой металлургии и рынка металлов?

Турция - международный торговый дипломат

Турецкая Республика - центральный перекресток евразийского мира. На протяжении многих столетий Османская империя, далее - Турция, является мостом между Европой и Азией, т.к. любое сообщение между этими регионами водное или наземным путем осуществлялось через Турцию.

Ее ближайшие соседи - интереснейшие торговые регионы: ЕС, Северная Африка, страны Ближнего Востока и СНГ, экономические связи с которыми начинали складываться еще с прошлых веков.

К нашему времени Турция (как член НАТО) имеет особые отношения с ЕС и США, которые лояльно смотрят на турецких экспортеров металлопроката. Еще в 1996 году турки добились подписания со странами Европейского Союза Соглашения о вступлении Турции в Единый таможенный Союз ЕС, члены которого беспошлинно торгуют сталью. А введенные США антидемпинговые ограничения на импортную металлургическую продукцию в 2002 году не коснулись только турецких производителей металла, так как страна была признана "развивающейся". Причем, развитие Турция с самого своего основания (1921 год - распад империи) идет явно по западным образцам, нацеливаясь на создание светского государства с рыночной экономикой. Это заметно выделяет ее из всех стран Центральной Азии и Ближнего Востока.

Важнейшим преимуществом Турции является то, что страну с севера и запада омывают моря. Основной объем внешнеторговых перевозок в стране осуществляется именно морским транспортом. Значительные и современные портовые мощности Турции способны оперативно и недорого перерабатывать большие объемы экспортно-импортных грузов, в том числе металлургической продукции и сырья. Морские торговые порты находятся в управлении различных ведомств и компаний: государственных, частных, муниципальных. В 1995 году по решению Центрального совета по приватизации при правительстве Турции из 9 государственных портов, подведомственных Турецкой морской организации (ТDI), 7 портов - Текирдаг, Анталья, Хопа, Орду, Гиресун, Синоп и Ризе - были переданы в руки частных компаний.

Вместе с тем 7 других крупнейших портов (Измир, Дериндже, Хайдарпаша (Стамбул), Самсун, Бандырма, Мерсин и Искендерун) продолжают оставаться в собственности государства, которые входят в состав Турецких государственных железных дорог (ТСDD). ТСDD - пионер в области мультимодальных перевозок, т.е. оперирует одновременно портами и железной дорогой.

Сейчас, согласно данным MEsteel (Steel buyers and sellers in the Middle East), в Турции насчитывается 66 портов. В 2002 году все турецкие порты переработали более 170 млн тонн грузов. Импорт составляет более 50% этого оборота, а экспорт около 20%. Причем заметную его долю составляет продукция черной и цветной металлургии.

В ряду крупнейших экспортеров мира

В реализации своих географических и политических преимуществ Турция превзошла многие страны мира. Ее клиентами только по товарам металлургической промышленности, в том числе цветной, по данным The General Secretariat of Istanbul Mineral and Metals Exporters' Association, являются 55 европейских стран, 52 стран на африканском континенте, 39 азиатских государств, США, Канада и 38 стран Южной и Центральной Америки. Плюс Австралия и 8 регионов Океании, а также 19 территорий свободных зон. Общее число стран - покупателей металлов с 2001 по 2002 год выросло со 165 до 196!. Основными потребителями турецкого металла являются: страны Западной Европы (Италия, Германия, Великобритания, Испания, Греция), США, Ближнего (Израиль, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Кувейт) и Дальнего (Китай, Тайвань) Востока

Напомним, что к 2001 году Турция пережила заметный финансово-экономический кризис, резко сокративший внутреннее потребление стальной продукции и подтолкнувший турецких металлургов к поиску новых рынков сбыта. А сегодня, используя свой предпринимательский опыт и благоприятную мировую конъюнктуру на металлургическом рынке, Турция вошла в число крупнейших мировых экспортеров металла. Текущая доля экспорта черных металлов (в долларовом эквиваленте) составляет 82%, а цветных - 18%.

В 2003 году общая выручка от продаж стальной продукции, по данным Istanbul Ferrous and Non Ferrous Metals Exporters' Association, составила $ 4,424 млрд, увеличившись на 35,3% по отношению к 2002 году. В 1 квартале 2004 года этот показатель уже вырос в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2003 года и составил $1,523 млрд. .

Рост экспорта в прошлом году наблюдался по всему товарному ассортименту, при этом по основным позициям (заготовка, круг, катанка, профили, сортовой прокат, трубы) продажи увеличились на 35-48%. Снижение экспорта зарегистрировано лишь по чугуну (-76%), некоторым видам плоского проката (-31%), в том числе г/к плоского проката (-8,5%). Однако наибольшие темпы роста дохода достигнуты за счет поставок поковок (+99% до $1,7 млн.), металлолома (+88% до $ 37,5 млн.). Речь идет прежде всего о реэкспорте металлолома, поскольку его собственная заготовка в Турции сравнительно не велика.

В 1 квартале 2004 года продажи лома за пределы Турции подскочили по общей стоимости в два раза с 7 млн. до 15 млн. долларов. Также за этот же период резко возросла реализация заготовки (+137%) и сортового проката (+111%).

Значительный рост доходов объясняется главным образом возросшими ценами практически на весь ассортимент металлов на мировом рынке, а при стабильным спросе на него со стороны потребителей в начале 2004 года. Детальная структура поставок по видам продукции в последние годы приведена в таблице.

Основной статьей турецкого экспорта - является длинномерный прокат, что для Турции в принципе закономерно. Производство сортового проката является основой ее черной металлургии. Соотношение производства длинномерного проката к производству плоского проката в Турции равно 70:30, тогда как в развитых странах нормой считается 40:60. Так что при избытке производственных мощностей по сорту, турецкий рынок испытывает недостаток листового проката (4 млн. тонн потребности при производимых 3 млн. тонн).

Планируется, что ситуацию с дисбалансом производственных мощностей по выпуску длинномерного и плоского проката изменит слияние в феврале 2002 года единственного в стране производителя листовой стали - завода Erdemir с заводом Isdemir, выпускающим длинномерную продукцию. После модернизации и реконструкции производства к 2005 году он должен выпускать 1,5 млн. т плоскокатаной продукции в год.

Дефицит плоского проката пока в основном покрывается импортом из России и Украины. Российские поставки плоского проката в Турцию в 2003 году составили около 700 тыс. тонн, причем, по сравнению с 2002 годом, его продажи снизились на 10%. Украина также снизила в прошлом году поставки плоского проката в Турцию на 5% до 830 тыс. тонн, в основном за счет х/к плоского проката (снижение составило 11% до 108млн.тонн.). Россия же, напротив, экспорт х/к проката в Турцию увеличила на 56%, т.е. до 264 тыс. тонн.

Как ни жаль, но из России, как впрочем и из Украины, турки импортируют в основном полуфабрикаты (слябы, квадратную заготовку) для дальнейшего производства металлопроката с уже более высокой добавленной стоимостью внутри страны. При этом российский экспорт полуфабрикатов в Турцию значительно превышает украинский (в 2003г. - 2,4 млн. тонн и 421 тыс. тонн соответственно).

Кроме того, СНГ является крупнейшим поставщиком в Турцию ферросплавов, металлолома, энергетических ресурсов. Около 80% (используемых в турецком металлургическом производстве) ферросплавов, 85% лома, 40-50% электроэнергии - импорт. Причем чаще всего из России!

Напомним, что в Турции функционируют 16 металлургических мини-заводов на базе электроплавильных производств с годовой мощностью от 100 до 2000 тыс. тонн стали каждый (14,2 млн. тонн в целом). Основное сырье в этом производстве - лом, притом, что собственных источников ломообразования Турции не хватает. То, что страна является крупнейшим импортером этого сырья совсем не удивительно. Удивительно, что она (вместе с Китаем) диктует всему миру его цены!

Что касается интегрированного металлургического производства, то в Турции работают всего три комбината полного цикла - Kardemir, Erdemir, Isdemir. Производственная мощность каждого из них оценивается на уровне 1-3 млн. тонн готовой продукции в год (около 6,5 млн. тонн всего).

В настоящее время на рынке Турции наблюдается оживление в сталепотребляющих отраслях, а именно в машино-, судостроении, строительном секторе. Поэтому в стране ожидается активизация спроса на весь ассортимент металлопроката. К отличному экспорту может добавиться значительный рост внутреннего потребления металла в стране.

Выводы

С первого, классического взгляда, Турция не имеет никаких предпосылок для быстрого развития черной металлургии. Она бедна дешевым качественным сырьем и энергоресурсами, полностью зависима от импорта, а внутри страны - не слишком устойчива политически и экономически.

Тем не менее страна - явный региональный лидер и один из важнейших игроков на мировом рынке металлов и сырья. Секрет этого успеха - умная внешняя политика и качественный менеджмент в металлургии и металлоторговле. Малое преимущество выгодной географии Турция превратила в отличный авторитет на мировых рынках. Нашей стране такой уровень управления освоить только предстоит...



Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 12)


Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: