Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


01.07.2008    Металлургия Китая: «итоги торможения» (Часть I)



Тот факт, что Китай уже много лет является безусловным лидером мирового стального рынка, до сих пор принижается Западом. К примеру, Австралия как основной экспортер железной руды и коксующегося угля до сих пор начинает переговоры по годовым контрактным ценам прежде всего с японскими и западноевропейскими компаниями, а не с китайскими, потребляющими вдвое больше сырья. К примеру, цены на огромные поставки руды BHP Billiton в Китай (с 1 апреля 2008 г.) были не согласованы в течение почти 3 месяцев. Частично это следствие упрямого и выносливого китайского характера, готового торговаться за каждую копеечку или цент. Частично – продолжающаяся недооценка китайских успехов и растущей роли КНР во всем мире.

В черной металлургии мира Китай уже давно не просто лидер, а заслуженный чемпион, неуклонно наращивающий свое преимущество. С одной особенностью – он не занимается пиаром, предпочитает «играть на своем поле», преимущественно сбывая свою продукцию в своей же стране. Тем не менее состояние огромной китайской металлургии, ее экспорта и импорта все сильнее отражается на ценообразовании и товаропотоках металла на глобальном рынке. Но еще в большей степени (почти полностью) оно определяет ситуацию с металлургическим сырьем в мире.

Огромные темпы роста производства стали (в пределах 16–27% в год) в черной металлургии Китая, причем несколько лет подряд, давно впечатляют специалистов мира. Это заметно выше общеизвестных успехов роста экономики этой страны (с 1998 г. в среднем на 9% в год) и вызывало обоснованное беспокойство властей.

Столь резкий рост доли металлургической отрасли в индустрии КНР сопровождался и сопровождается неизбежными «перегревами» и «перекосами». За ней не успевает то сырьевая база, то логистика, то энергетика страны в целом. А различным региональным «обострениям» вокруг работы 1300 металлургических заводов страны вообще «нет числа».

Комплекс проблем, сопровождавших развитие металлургии Китая, давно привлек внимание правительства КНР. Не только авторитарные, но и авторитетные пекинские власти с 2004 г. принимают различные регулятивные меры, стараясь обуздать и контролировать своего «взбесившегося стального дракона». Сообщается (на словах и в международных СМИ), что это делается в целях успокоить чувствительный мировой рынок. На внутренней практике – приоритеты декларируются несколько иные, направленные на общенациональные интересы страны, которые традиционно определяет Коммунистическая партия Китая.

Действия китайских властей уже не раз усложняли работу местных металлургов. К примеру, они способствовали сокращению отраслевых инвестиций и падению внутренних цен на стальную продукцию и некоторые виды сырья в 2005 г. и в начале 2006 г.

Однако благодаря высокому спросу бурное развитие китайской металлургической промышленности продолжается до сих пор, лишь временами с некоторым сезонным сокращением объемов производства. И только в последние месяцы появились явные признаки спада в сталелитейной отрасли страны – снижение темпов производства металлопродукции и стального экспорта.

Неужели многолетняя политика властей КНР все-таки начала давать свои плоды? Долговременна ли эта тенденция – замедление развития китайской черной металлургии? К каким последствиям она может привести на мировом рынке?

Разобраться в текущей ситуации поможет краткое отображение исторической картины развития и текущее состояние металлургии Китая. Причем особенное внимание мы уделим растущим потребностям страны, «подхлестывающим» спрос на металл. С этого и начнем.

Экономический фон

Экономика Китая уже десятилетиями является одной из наиболее динамично развивающихся в мире. В самой густонаселенной стране мира среднегодовой темп роста ВВП за 1980–2007 гг. составил около 10%, что позволило КНР войти в первую пятерку крупнейших экономик мира.

В 2007 г., по данным Госстатуправления КНР, рост ВВП составил 11,9%, побив собственный рекорд 14-летней давности. ВВП Китая вплотную приблизился к уровню Германии (которая занимает по этому показателю третье место в мире после США и Японии).

В пересчете производства на душу населения Китай еще долго будет оставаться развивающейся страной, однако к 2020–2030 гг., вероятнее всего, Китай по размерам ВВП обгонит США и станет лидером мировой экономики. Однако уже сейчас Китай претендует на роль основной промышленной индустрии мира.

Все дело в том, что ВВП, оцениваемый сейчас по западным методикам, все дальше уходит от понятий объемов реального промышленного производства. Расчет ВВП стран включает обороты огромной сферы сервиса и прочих услуг, вплоть до финансовых. Их доля в ВВП США, например, превысила 50%, в то время как доля промышленности (включая военно-промышленный комплекс) сократилась до 12%.

В Китае, наоборот, опережающими весь мир темпами растет промышленное производство, выпускающее не дорогую виртуальную, а дешевую, но реальную товарную продукцию.

Основными факторами роста экономики Китая сейчас считаются успешное промышленное производство товаров на экспорт и переживающая бум строительная индустрия. Для этого продолжается интенсивная урбанизация и индустриализация страны. От развития крупнейших мегаполисов (Пекина и Шанхая – политической и экономической столиц) она расширяется на всю территорию Китая, требуя развития не только портов, но и транспортной инфраструктуры всей страны, причем с опережающим развитием национальной энергетики.

Особым приоритетом в стране стало масштабное строительство спортивных объектов и прочей инфраструктуры к Олимпийским играм – 2008 в Пекине.

Отметим, что все эти направления индустриализации и развития страны являются едва ли не рекордно металлоемкими.

К примеру, к 2010 г. в КНР планируется инвестировать почти $190 млрд для 20%-го увеличения сети железнодорожных линий (к 2008 г. – строительство 200 км рельсовых путей для метро в столице и расширение к 2010 г. подземной железнодорожной системы в Шанхае с 80 до 200 км).

Кроме того, в начале 2008 г. в Китае началось строительство самого дорогого ($31,6 млрд) проекта в истории страны – прокладка скоростной (350 км/ч) железнодорожной трассы протяженностью 1318 тыс. км (80,5% которой будет проходить по наведенным мостам!) между Пекином и Шанхаем через мегаполис Тяньцзинь. Завершение проекта ожидается к 2013–2014 гг. Характерно, что до 25% расходов по всем этим инфраструктурным проектам составят затраты на стальную продукцию.

Главным строительным проектом страны называют возведение китайской плотины «Три ущелья» (Three Gorges Dam), начатое еще в 1992 г. Проект должен заработать на полную мощность в 2009 г. и стать крупнейшей гидроэлектростанцией в мире. Длина водохранилища составит более 600 км, а емкость – 39,3 кв. км воды. Сталь в данном проекте – важнейшее сырье, которого потребовалось (только на дамбу) около 463 тыс. т, и много схожее количество уйдет на оборудование самой ГЭС.

Далеко, вслед за доходами, ушел от прошлых лет и менталитет самих китайцев. Пару-тройку десятилетий назад мечтой китайского крестьянина были «три крутящиеся» вещи: часы, швейная машинка и велосипед. Сейчас, переехав в город, он купил также некрутящийся холодильник и телевизор и вновь вернулся к модернизированной старой мечте. Только теперь это уже автомобиль, в среднем потребляющий в производстве около 800 кг стали.

Удельный вес Китая в мировом потреблении автомобилей вырос с 4,3% в 2001 г. до 10% в 2006 г., когда страна обогнала Японию. Сейчас страна стала вторым после США крупнейшим потребителем новых автомашин в мире.

Вывод однозначен: к 2008 г. Китай уже превратился в «мастерскую мира», причем (догоняя потребности огромного населения страны) продолжает наращивать далее свой промышленный потенциал. Огромный (и подлинный!) внутренний спрос на сталь поясняет двукратное превышение в последние годы темпов роста развития черной металлургии перед экономикой КНР в целом (рис. 1).

Хроника развития металлургии

Позитивная динамика развития черной металлургии Китая наблюдается уже третье десятилетие (с 1982 г.). С 1996 г. КНР является мировым лидером по производству стали, причем отрыв от остальных крупнейших стран-производителей (Японии, США, России и Индии) стремительно растет, оставляя их далеко позади (рис. 2).

Однако наиболее активно эта отрасль стала развиваться с 2001 г., с которого началось резкое усиление влияния Китая на мировом рынке стали (его доля в 2001 г. составляла 18%, в 2004 г. – 26%, а в 2007 г. – уже 36% глобального производства). При этом темпы роста подскочили до двузначных чисел и остаются такими до текущего времени (рис. 3).

В результате объемы производства в черной металлургии Китая с 2000 г. увеличились более чем втрое.

Так, по данным Международного и Китайского институтов чугуна и стали (IISI и CISA), выпуск чугуна в стране за последние 6 лет утроился и достиг в 2007 г. 469,44 млн т, а нерафинированной стали – 489,24 млн т, что превысило одну треть мирового производства. Причем около 90% выплавляемой в Китае стали производится в доменном и кислородно-конвертерном производствах и только менее 10% – в электродуговых печах.

Производство конечной стальной продукции в Китае выросло в 3,5 раза, т. е. подскочило со 157,5 млн т в 2001 г. до 564,6 млн т в 2007 г. В частности, выпуск плоского проката возрос в 4,7 раза, до 242,5 млн т, а сортового (длинномерного) – в 2,9 раза, до 272,5 млн т. Производство труб в прошлом году увеличилось в 3,8 раза и составило 42,2 млн т, а прочей стальной продукции (преимущественно метизов) – еще сильнее, в 8,3 раза (до 10,3 млн т), что означает очень резкое расширение сортамента стальной продукции по сравнению с 2001 г. (рис. 4).

На сегодняшний день в Китае выплавляют более тысячи сортов стали, в том числе жаропрочные сплавы для авиационной промышленности, высоколегированные стали для ускорителей ядерных частиц и сплавы с заранее заданными свойствами. Китай давно стал производителем №1 в мире в части выпуска нержавеющей стали. Причем доля закупаемой за рубежом специальной стали и высококачественного проката на китайском рынке неуклонно падает.

Структура производства готовых стальных изделий в стране за последние годы заметно изменилась в пользу высокотехнологичной и высокопередельной продукции. Так, если в 2001 г. доля выпуска длинномерного проката в общем производстве составляла 60%, то в 2007 г. она снизилась до 48%, в то время как доля плоского проката, наоборот, выросла с 33 до 43% в результате растущего спроса со стороны автомобильной, судостроительной и прочих отраслей машиностроения.

Естественно, что КНР стала не только крупнейшим производителем, но и главным потребителем стали и стальной продукции в мире. Потребление китайской стали в прошлом году составило 434,36 млн т, т. е. 89% от общенационального производства, а готового металлопроката – 518,83 млн т, что на 97% (!) обеспечено внутренними производителями (ранее в 2001 г. – на 83%).

Предприятия металлургии

Самыми крупными производителями стали в Китае, входящими в первую десятку мировых лидеров, являются: Baosteel (в 2007 г. заняла 5-е место в рейтинге IISI), Shagang (7-е место), Tanggang (8-е место) и Wuhan (10-е место). Напомним, что в 2001 г. в эту десятку входил только один представитель китайской металлургии.

Текущий рейтинг ведущих металлургических предприятий Китая представлен в таблице 1.

Отметим, что заметную позитивную динамику производства имеет вся десятка лидеров китайской черной металлургии. Однако «погоду» в части объемов на китайском стальном рынке делают далеко не лидеры. Пять ведущих меткомпаний в 2007 г. произвели 117,998 млн т, или 24,1% стали от общего объема, десятка – около 36%. Остальную металлопродукцию выпустили около 1000 (!) средних и малых металлургических заводов страны.

Отрасль, несмотря на закрытие или поглощение нескольких десятков производств, продолжает сохранять крайне высокий уровень конкуренции и крайне высокую раздробленность.

Рост крупнейших металлургических компаний есть, идет весьма неравномерно и не является опережающим. В сумме более мелкие производители стали никак не уступают лидерам (рис. 5, 6).

С 2001 по 2007 г. крупнейшая пятерка метпредприятий КНР не увеличила, а, наоборот, сократила свою долю на рынке.

На сегодня мощности 10 китайских металлургических компаний составляют свыше 20 млн т стали в год, 13 компаний ежегодно производят свыше 10 млн т металла, 34 компании – свыше 5 млн т и 9 компаний – свыше 1 млн т (табл. 2). Всего 6 лет назад только Baosteel могла произвести около 20 млн т стали, мощность трех компаний составляла 7–8 млн т, остальные выплавляли меньше 5 млн т стали. Фактически в динамике производства в последние годы наибольших успехов добились средние (по китайским меркам) предприятия с мощностью 3–10 млн т стальной продукции в год.

Заметные слияния металлургических компаний Китая в последние годы можно пересчитать на пальцах. Последнее такое сообщение пришло 24 июня. В нем говорилось о том, что китайская Baosteel Group планирует заплатить $4,2 млрд за контрольный пакет акций в новом стальном предприятии Guangdong Iron and Steel Group Corp. (которое объединит два уже существующих предприятия: Shaoguan Iron and Steel Group и Guangzhou Iron and Steel Group). Денег этих госкомпании Baosteel, конечно, жалко, но в конце концов позицию властей приходится принимать. Планы правительства КНР по консолидации металлургической отрасли в стране не имеют особых стимулов и реализуются крайне медленно.

В целом Китай многие годы осуществлял огромные инвестиции в развитие (модернизацию, обновление и строительство новых современных производств) национальной металлургии. Так, в 2001 г. объем капиталовложений составил около $5,8 млрд (в России – около $1 млрд, в США – $2,3 млрд, в странах ЕС – $3,4 млрд), в 2003 г. – $16,1 млрд, в 2005 г. – $28,3 млрд. А в прошлом году этот показатель достиг $36 млрд, т. е. с 2001 г. вырос в 6 раз (рис. 7), причем невзирая на усилия властей «притормозить» этот процесс.

Удельный вес вложений в металлургическую промышленность в общем объеме инвестиций в основные фонды китайской экономики в прошлом году составил небольшую долю в 2,18%.

Отдельно отметим общие инвестиции в разработку и освоение китайских железорудных месторождений. Они за 2004–2007 гг. составили $322 млн, что в 5 раз больше, чем за 15 лет до 2003 г. включительно. При этом в 2007 г. на геологоразведочные работы по железной руде потрачено $193 млн, а по каменному углю – $976 млн. Причина в том, что металлургия Китая все более страдает от дефицита ряда видов металлургического сырья.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: