Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


04.09.2008    Неуловимые рейтинги металлургии, металлоторговли, потребления (Часть 2)



Металлоторговля

Напомним, что методика расчета рейтинга MetalTorg.ru в основном учитывает комплекс производственно-финансовых показателей работы (отгрузка и реализация, прибыль, чистая прибыль и др.) и их динамику к аналогичному периоду прошлого года. При лидерстве во всех этих номинациях компания имеет рейтинг до 95 баллов. В итоговом рейтинге, рассчитанном ниже, только 5% приходится на экспертные оценки. Это в конечном итоге позволяет заметно повысить объективность оценки работы сбытовых сетей и отдельных фирм в российской металлоторговле..

Для многих оцененных компаний полная финансовая отчетность не доступна или вызывает определенные сомнения. Поскольку наша торговля прекрасно умеет минимизировать свои прибыли (и налоги), то основной вклад в рейтинг вносят реальное получение и отгрузки металла компанией, включая все ее филиалы и склады.

Отметим, что поставки по прямым договорам покупателей с заводами оказываются неучтенными в рейтинге металлоторговли. К примеру, если учесть, что ТД «Северсталь-Инвест» в 2007 г. поставил по таким договорам более 700 тыс. т металла, то его позиция в рейтинге могла бы переместиться в первую тройку металлотрейдеров. Однако организация подобных поставок (фактически – услуг) не может быть учтена практически. Позиции в рейтинге (табл. 1) в наибольшей степени соответствуют закупкам металла трейдерами и их отгрузкам с собственных складов.

Многолетний лидер продаж – «Сталепромышленная компания» (Екатеринбург) – продолжает уверенно удерживать первую позицию рейтинга. Филиалы и представительства компании сейчас работают в 81 городе России и ближнего зарубежья. На складах компании постоянно находится в общей сложности около 150 тыс. т металлопродукции, насчитывая более 10 тыс. наименований и типоразмеров. Крупная сбытовая сеть и широкая номенклатура продаж позволили «Сталепромышленной компании» нарастить сбыт до среднего уровня, близкого к 100 тыс. т металлопроката в месяц. По оценкам, на ее долю приходится около 4% рынка металлопотребления в России.

Отметим тройку компаний, которые в течение нескольких лет устойчиво борются за 2–4 позиции рейтинга («Комтех», «Металлсервис» и «Дипос»). В 2007–2008 гг. они, периодически меняясь позициями, сохраняют отставание от лидера. Частично это связано с большей ориентацией этой тройки на регион Москвы, где в последнее время наблюдается некоторый спад спроса на металл. Столица в последнее время сокращает объемы жилищного строительства и продолжает вывод промышленных объектов из города, что не может не отразиться на металлоторговле.

Среди ведущих металлотрейдеров чуть сдал свои позиции «Инпром» (Таганрог). Предыдущий его рывок на верхние позиции рейтинга в 2005–2006 гг. во многом был обеспечен развитием сбытовой сети за счет привлечения внешних инвестиций. Сейчас достигнутые показатели «Инпрому» надо удерживать и закреплять.

Недостаточно известная группа компаний «Карбофер Металл» (7-е место) под новым названием скрывает сбытовую сеть металлопроката производства металлургических комбинатов группы «Евраз». Ее динамика продаж после реорганизации (+88% за 2007 г.) впечатляет. С учетом прямых договоров сеть «Карбофер Металл» также может претендовать на ведущие позиции в рейтинге металлоторговли.

В заключение отметим, что в рейтинг не вошел ряд заметных трейдеров металла на российском рынке («Белон», «Интерресурс», МДО «Тирус» и др.), по которым не вполне ясны финансово-экономические показатели.

Средние позиции в общероссийском рейтинге, как правило, занимают региональные лидеры. Невзирая на экспансию московских и других сбытовых сетей практически во все российские регионы, их «старожилам» удается сохранять и увеличивать свою долю на рынке.

Среди трейдеров нижней половины рейтинга изменение показателей фирм часто связано с предоставлением (публикацией) или, наоборот, не предоставлением финансово-экономической информации. Российская металлоторговля (в отличие от меткомбинатов) продолжает страдать «хронической непрозрачностью» своего бизнеса.

Отметим, что в целом объем реализации 150 ведущих металлотрейдеров РФ в 2007 г. превысил 10 млн т проката и вырос на 13,8%. У лидеров средняя динамика продаж выглядит еще лучше. Невзирая на попытки металлургии усилить свое положение на рынке сбыта, металлоторговля России сохраняет весьма устойчивые позиции.

Потребление металла

Рейтинг крупнейших потребителей металлопродукции в РФ сайт MetalTorg.ru оценивает и публикует впервые.

Поскольку особого смысла оценивать финансово-экономическое состояние покупателей металла нет, то рейтинг был составлен по тоннажу получаемого черного металла по данным ж/д статистики. Более 10 тыс. компаний и фирм по возможности были сгруппированы по 4 отраслям – ведущим потребителям металлопродукции в стране, где были выделены по 100 крупнейших предприятий и фирм.

Машиностроение

Крупнейшие 30 потребителей металлопродукции в российском машиностроении и средние данные по топ-100 отрасли приведены в табл. 2.

Отметим, что у лидера – ОАО «АвтоВАЗ», реальное потребление металла несколько выше, ввиду получения части проката (до 5%) водным транспортом, а также закупок металла дочерними предприятиями, например, метизной группой «Автонормаль».

Кроме широко представленных предприятий автомобильной отрасли, отметим появление в рейтинге ряда предприятий оборонной сферы, ж/д машиностроения и других.

Однако в отличие от сравнительно стабильного автопрома, потребление металла другими машиностроительными заводами в стране остается весьма нестабильным. Очевидно, это вызвано заметными колебаниями их пакета заказов.

В среднем по крупнейшим предприятиям машиностроения РФ годовой рост потребления стальной продукции приближается к 20%. Однако для малых заводов динамика выглядит много хуже. Тем не менее отрасль остается крупнейшим потребителем металла в стране (около 39%) и плавно наращивает свою долю.

Нефтегазовый комплекс

Крупнейшие 30 потребителей металлопродукции в российском машиностроении и средние данные по топ-100 отрасли приведены в табл. 3.

Уступая машиностроению РФ по тоннажу потребляемого металла, нефтегазовый комплекс страны вплотную приближается к нему по стоимости. Большая часть закупок отрасли приходится на дорогие стальные трубы.

Если не переходить к консолидированной отчетности крупнейших холдингов («Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» и др.), то явных лидеров в потреблении металла в отрасли нет. Многочисленные «дочки» нефтегазовых гигантов ведут закупки крайне нестабильно, в соответствии с реализуемыми в отрасли проектами.

Рост для топ-100 (около 43% за 2007 г.) также не слишком впечатляет, поскольку малые и средние предприятия сократили закупки металла. На начало 2008 г. нефтегазовый комплекс РФ потребляет около 14% металла в стране. Это весьма немного на фоне больших финансовых ресурсов отрасли. Инвестиции в ТЭК остаются невелики, что ставит под сомнение его развитие.

Строительство

Крупнейшие 30 потребителей металлопродукции в российском строительстве и средние данные по топ-100 отрасли приведены в табл. 2.

Уверенное и растущее лидерство в рейтинге потребителей металла строительной отрасли ООО «Стройсистема» необходимо пояснить. Эта недавно созданная строительная компания вполне может быть перемещена в нефтегазовый рейтинг, поскольку является одним из главных подрядчиков строительства магистрального нефтепровода Сибирь – Тихий океан.

Второе место ОАО «Мосстройснаб» и ряда других компаний не требует пояснений.

Мы ожидали большего присутствия в этом рейтинге реальных потребителей стальной арматуры, катанки и проволоки – комбинатов, выпускающих основной стройматериал в стране, т. е. железобетонные изделия. Однако они начинаются только с 4-й позиции рейтинга. А крупнейший в стране Домодедовский завод ЖБИ, контролируемый СУ-155 Елены Батуриной (или Юрия Лужкова), занимает только 26-е место в рейтинге, причем со снижением показателей. Видимо, это отражение резкого спада строительства в Москве, начиная с прошлого года.

Прямые поставки металла строительного назначения крупнейшим потребителям (или посредникам?) заметно растут. Однако общая тенденция для отрасли все та же – спад потребления у средних и малых фирм. А итоговый баланс для стройиндустрии – стабилизация потребления металла в последние 1,5 года.

Транспорт и логистика

Крупнейшие 30 потребителей металлопродукции в отрасли транспортных услуг и средние данные по топ-100 отрасли приведены в табл. 5.

Данные первых расчетов по табл. 5 удивили нас более всего. Ожидаемый лидер этого рейтинга – ОАО «РЖД» и его многочисленные дочки оказались главными грузополучателями металла в стране и т. п. Перепроверка (по отгрузкам меткомбинатов в адрес железнодорожников) показала, что потребление металлопродукции ОАО «РЖД» много ниже. Компания и ее филиалы очень часто перераспределяют рельсы и прочие ж/д метизы по всей стране в соответствии с плановыми и внеплановыми ремонтами путей и подвижного состава.

Тем не менее позитивная динамика потребления металла ОАО «РЖД» налицо. Причем ожидается дальнейший ее рост ввиду одобрения масштабной инвестиционной программы отрасли со стороны правительства РФ.

Удивило также подавляющее присутствие в табл. 5 компаний – получателей металла, оказывающих исключительно услуги логистики. Например – из Белгородской области, о которой MetalTorg.ru специально писал около года назад.

Большинство из этих компаний «опекает» таможенное прохождение потоков экспорта и импорта, поэтому далее будет вынесено (из группы потребителей) в отдельный рейтинг.

Заключение

Итоговые цифры и позиции в рейтингах MetalTorg.ru подталкивают к однозначным выводам по всей цепочке от производства до потребления металла в стране. Богатые стали еще богаче, а сильные – еще влиятельнее. Их спрос на металл растет втрое быстрее, чем в среднем по России.

В закупках стального проката для строительства, а также в экспорте и импорте процветают посреднические фирмы, которые никак не являются однодневками. Соседство их с ФГУПами и с «добросовестными налогоплательщиками» никого особенно не волнует. Все на этом рынке очень плотно «консолидировано», а поле деятельности для новичков и слабых неуклонно сокращается.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: