Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


05.10.2012    Вечный «закат» металлургии Украины?



Ответ для всех просителей, что «денег нет», как российский, так и украинский бизнес использует уже более двух десятков лет. В кризис «денег нет» категорически и принципиально. В лучшие времена нет потому, что все средства давно и планово расписаны (затрачены) на модернизацию устаревших мощностей, организацию сбыта продукции и т.п. Причем затраты эти настолько велики, что своих денег хронически не хватает – приходится прибегать к существенным займам на «грабительских условиях».

Однако средства на «жизненно необходимое», например на приватизацию активов, всегда находятся. У кого, когда и где – отдельный вопрос…

Ведущая отрасль промышленности Украины – ее горно-металлур-гический комплекс – постоянно говорит о хроническом отсутствии средств, но в полной мере разделяет этот стиль бизнеса. Как, впрочем, и вся политическая элита страны, что подтвердилось историей приватизации и становления «частной металлургии» Украины. Причем с некоторыми национальными особенностями, которые мы и попробуем осветить.

Любой каприз за ваши деньги

Мощная черная металлургия со значительными региональными запасами сырья властями независимой Украины поначалу опекалась особо. Унаследованная со времен СССР отрасль имела хорошую конкурентоспособность, удобную транспортную инфраструктуру (в том числе для экспорта), поэтому была и осталась главным источником валютных поступлений в страну. По той же причине первая украинская программа приватизации (1992 г.) вообще оставляла ГМК страны в собственности государства. Однако сразу нашлось исключение, на примере которого можно проследить всю украинскую специфику приватизации этой отрасли.

Донецкий металлургический завод (ДоМЗ) в 1993 г. был включен в некий международный торгово-финансовый холдинг «Украина», сообщил тогда министр промышленности Анатолий Голубченко, т.е. как бы «без спросу» акционирован. Но только годом позже приватизация метпредприятий (с ведома Кабмина Украины) была официально разрешена. Однако в 1994 г. с приходом Леонида Кучмы началась быстрая смена власти в стране. Она практически сразу уволила гендиректора ДоМЗа, противившегося передаче 40–46% акций завода иностранной компании в обмен на обещание инвестиций.

Невзирая на многие протесты депутатов и судов, директора Следнева быстро поменяли на директора Рыженкова, и акционирование АО «Донецкий металлургический завод» в 1996 г. окончательно состоялось.

Более того, поступили солидные инвестиции в производство. Правда, при этом оно отделилось от завода, быстро превратившись в отдельное ЗАО «Мини-металлургический завод «Истил». А сам щедрый инвестор (британско-пакистанская компания с неподходящим названием Metals-russia) в 1999 г. превратился в компанию Istil Group (американско-офшорной прописки). Оставшуюся часть завода – «Донецксталь» – металлургический завод» – поглотил украинский угольно-финансовый магнат В. Нусенкис. В свою очередь хозяин Istil Group Мохаммед Захур в 2008 г. продал саму эту компанию (с тремя мини-заводами в США, Великобритании и на Украине) офшору Berycan Ltd российского бизнесмена Вадима Варшавского (ныне разорившаяся российская группа «Эстар»).

Далее кризис запутал все бизнес-комбинации окончательно. ММЗ «Истил» превратился в Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ). Затем он недолго поработал под управлением некой А1 Investments, и наконец в 2010 г. 100% акций ДЭМЗ получил за долги кипрский офшор Daveze Ltd, контролируемый Игорем Зюзиным (т.е. российским «Мечелом»).

После некоторой модернизации и удачного 2011 г. в настоящее время ДЭМЗ оказался «лидером» украинской металлургии по темпам спада производства (около 50%). Сообщается, что на одном из самых современных производств Украины – вновь дефицит сырья (металлолома), а главное – прибылей и оборотных средств. У нового хозяина и спонсора оказалось достаточно проблем и в России.

Оставшаяся часть бывшего ДоМЗа, пребывающая в группе «Донецксталь» (в виде ОАО «Донецкий металлургический завод» и ЗАО/ЧАО «Донецксталь» – металлургический завод»), в последние годы, казалось, выглядела неплохо. К примеру, в 2011 г. группа показала рост чистой прибыли в 2,2 раза, до 1,186 млрд гривен. Но это благополучие также оказалось неустойчивым. В I квартале 2012 г. предприятие было вынуждено остановить устаревшие мартены и ускорить реконструкцию сталеплавильного производства.

Она предусматривает сооружение современной электросталеплавильной печи, газоочистки и ломопереработки, что во многом дублирует соседнее и незагруженное производство ДЭМЗ «Мечел». Недавно, в конце августа, президент Украины Виктор Янукович посетил «Донецксталь», осмотрел и одобрил эту самую «параллельную» реконструкцию. А ряд специалистов, наоборот, выразил сомнение в ее рентабельности при слабой рыночной конъюнктуре. Более того, решение о «распиле» ДоМЗа в 1999 г. на ДЭМЗ и «Донецксталь» они считают принципиально ошибочным. А последняя новость о судьбе донецкого металлургического производства – в том, что 25 сентября «Мечел» сообщил о выставлении ДЭМЗа на очередную продажу…

Хаос приватизации ДоМЗа, смены руководителей и собственников, раздела и модернизации производств – достаточно характерен для всей украинской металлургии в последние 20 лет. Уход «красных директоров» и становление основных частных холдингов ГМК Украины (например, групп «Индустриальный союз Донбасса», «Металлинвест», «Интерпайп» и т.д.) шли медленнее, чем в России, но в острой и весьма сомнительной по методам борьбе бизнесменов, политиков и прочих групп влияния.

Более корректно и цивилизованно по мировым меркам прошла только вторая приватизация «Криворожстали» в 2005 г. с образованием «ArcelorMittal Кривой Рог». Через год после первой попытки недорогого акционирования Лакшми Миттал заплатил за 93% акций крупнейшего меткомбината страны уже в 6 раз больше – $4,8 млрд. В первый раз госбюджет Украины получил за актив реальную и даже завышенную цену, а не «распил госсобственности под ковром». Однако складывается ощущение, что было уже поздно.

Интересы производства

При всех формах хозяйствования промышленность сейчас вынуждена зарабатывать «себе на жизнь». Не исключение и своеобразная украинская металлургия. Сразу с распадом СССР и потерей большей части рынков сбыта она была вынуждена ориентироваться на экспорт.

Данная ситуация не изменилась в процессе приватизации метпредприятий и сохраняется до сих пор: Украина – давний мировой лидер по доле стальной продукции, отгружаемой на внешние рынки (рис. 1).



В последние десятилетия на экспорт в виде различной металлопродукции с Украины стабильно вывозится 70–80% от общего объема стали, выплавляемой в стране. У России, например, при схожем объеме экспорта (около 25–30 млн т в год) эта доля вдвое ниже.

Некоторые позитивные тенденции украинского стального рынка в 2011–2012 гг. (небольшой рост внутреннего потребления) в последнее время нивелируются ухудшением структуры экспорта. Вновь начался рост доли вывоза самой недорогой стальной продукции – стальных полуфабрикатов, хотя украинская статистика, в отличие от World Steel Association (WSA), уверяет в обратном. Но и она вынуждена признавать ряд негативных тенденций. К примеру, за июль 2012 г. экспорт стальных полуфабрикатов с Украины увеличился на 13,1%, до 852,36 тыс. т, составив за полгода более 6 млн т.

Этот экспорт зачастую идет по явно заниженным ценам. По данным Кабмина Украины, в январе–июле 2012 г. экспорт стальных полуфабрикатов из страны составил 6,015 млн т на сумму $3,378 млрд, т.е. шел по средней цене порядка $562 за т. В июле эта цена снизилась до $546 за т. А в середине сентября квадратная стальная заготовка, по данным украинских источников, предлагалась на экспорт в портах Черного моря по ценам от $530–535 за т FOB. Это самые низкие в мире цены, учитывая, что конкурирующая китайская продукция облагается экспортными пошлинами. Еще дешевле (от $490–500 за т) предлагаются украинские стальные слябы. В итоге подобные демпинговые продажи вновь приносят Украине не слишком много прибылей.

А экспорт выгодного стального проката в 2012 г. пошел вниз. К примеру, по данным «Металлургпрома», за первое полугодие вывоз горячекатаного рулона и листа сократился на 10%, до 1,948 млн т. Кроме того, сократился спрос на ряде традиционных и выгодных рынках: так, более чем на треть упал экспорт стальной продукции в страны ЕС. Рост стальных поставок на Ближний Восток, в Африку и в некоторые страны СНГ, как и рост экспорта арматуры и труб, эти потери объемов и стоимости в полной мере компенсировать не может. В целом в январе–июне Украина сократила экспорт черных металлов до $8,354 млрд, т.е. на 11,5%.

Внутренний рынок металлопроката металлургов также не выручил. По оценке УГМК, его объем за 7 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 0,9%, до 4,082 млн т, а доля импорта выросла до 24%.

Август 2012 г. также не принес особого облегчения. По сообщению Государственной службы статистики Украины, в этом месяце объем металлургического производства и выпуска готовых металлических изделий в стране снизился на 12,5% в годовом исчислении.

Естественно, на подобном фоне продолжают множиться негативные оценки финансового состояния металлургических предприятий (рис. 2).



Большая часть аналитиков по Украине сейчас прогнозирует, что «денег нет и не будет». Некоторые предполагают, что в этом году впервые за всю историю «незалежной и самостийной» Украины объем валютных поступлений от украинских «заробитчан» (за рубежом) превысит объем доходов, получаемых от традиционного металлургического экспорта.

По недавней оценке аналитиков ИГ «Арт Капитал», за 7 месяцев 2012 г. доналоговый убыток металлургической отрасли Украины вырос в годовом исчислении в 15,4 раза, до 7,7 млрд гривен ($0,96 млрд), доход снизился на 14%, до 89,4 млрд гривен ($11,2 млрд), а отрицательная рентабельность просела с -0,5% до -8,3%.

Эта «средняя температура по больнице» имеет однозначные исключения как по динамике прибылей, так и по объемам производства. В ГМК Украины объявляемые доходы/убытки металлургических предприятий крайне нестабильны уже многие годы и десятилетия. Однако слабые финансовые результаты заводов и комбинатов, как правило, почти не отражались на динамике фактических производств (рис. 3).



На этот раз картина несколько иная. Хотя динамика, если судить по месячным объемам выплавляемой стали, по-прежнему весьма нестабильна, общая тенденция 2011–2012 гг. заметна: это уже не послекризисное восстановление производств, а зачастую и скорее новый спад (табл. 1).



Суммарные показатели черной металлургии Украины также двинулись вниз. По данным авторитетной WSA, эта страна снизила объем производства стали за август 2012 г. на 13,5% в годовом исчислении, до 2,66 млн т, а за 8 месяцев года этот показатель уменьшился на 5%, до 22,41 млн т. Цифры спада от украинского ОП «Металлургпром» весьма близки, но украинский выпуск стали за 8 месяцев оценен в 22,01 млн т. При этом выпуск стального проката в стране в январе–августе снизился на 7%, до 19,68 млн т. «Металлургпром» отмечает, что за 10 суток сентября среднесуточное производство проката на Украине далее сократилось (на 9,9%, до 68,8 тыс. т), что является минимальным за год уровнем.

Мощности отрасли сейчас загружены слабо. По данным «Металлургпрома», на 1 сентября в работе на метпредприятиях Украины находилось 26 из 36 доменных печей (72%), 19 из 21 конвертера (90%), 12 из 16 мартеновских печей (75%), 7 из 15 электропечей (47%). Причем возможности «оживления» конъюнктуры, т.е. и украинской металлургии, до конца года также оцениваются крайне невысоко. Ряд специалистов отрасли вообще откладывает этот процесс на несколько лет.

Реалии и перспективы

Негативный внешний фон не остановил главных процессов в украинском ГМК, и прежде всего – дележа (реприватизации) его активов. Предыдущий процесс – быстрого внедрения российских инвесторов (о котором мы писали более года назад в статье «Украинская металлургия: состояние и перспективы») – фактически завершился с приобретением группы «ИСД». При всей засекреченности этой сделки ясно, что главную роль в ней играет российский государственный ВЭБ. Что означает национализацию части украинской металлургии Россией! Комбинация в мировой практике беспрецедентная.

Другой активный инвестор в Украину (до $4,8 млрд акциями и деньгами в 2007 г.) – группа «Евраз» – быстро разочаровался в части своих приобретений у группы «Приват». После попыток сбыть убыточный Днепродзержинский коксохимический завод украинскому «Метинвесту» он был продан своей материнской компании. В отчете холдинга зафиксирована его цена – на 1 августа 2012 г. она составила $4 (четыре доллара). О предстоящей продаже «Мечелом» ДЭМЗа мы уже упомянули выше.

Сейчас волна российской экспансии в металлургию Украины явно прекратилась, но началась новая волна внутриукраинского «передела». Прежде всего – в пользу крупнейшей горно-металлурги-ческой группы «Метинвест» Рината Ахметова. Во-первых, отметим поглощение холдингом в 2010 г. Мариупольского МК им. Ильича (за что он еще не расплатился). Во-вторых, сделку от 30 июля 2012 г. с поглощением (через группу офшоров) «Запорожстали», «Запорожкокса» и Приазовского ГОКа. В итоге группу «Метинвест» сейчас считают общепризнанным монополистом на украинском рынке металлургической и железорудной продукции.

Холдинг, кстати, один из немногих на Украине по итогам 2011 г. нарастил свою чистую прибыль более чем в 4 раза, до $1,85 млрд. Однако общий долг его составил $3,671 млрд. По итогам I квартала чистая прибыль «Метинвеста» оказалась сравнительно невелика – $170 млн. Общая задолженность группы изменилась мало, снизившись до $3,556 млрд (включая краткосрочные долги около $1 млрд). При наличии свободных денежных средств в размере $401 млн вызывает большие сомнения как сохранение рентабельности по итогам года, так и реальность осуществления многочисленных инвестиционных программ.

А в них металлургия Украины уже многие годы и десятилетия продолжает испытывать острейшую необходимость. За десятилетие долю мартенов удалось сократить вдвое, но это все равно около четверти украинской выплавки стали и, кстати, более половины мирового производства по крайне устаревшей и неэкономичной технологии. Другим прессингом на отрасль является сохраняющееся высокое потребление дорогого российского газа (почти 10 млн кубометров за полугодие). «На воротах» украинских метпредприятий он стоит сейчас свыше $400 за куб, что почти втрое дороже, чем для российских металлургов.

Тем не менее позитивные сдвиги отрасли в 2012 г. в части модернизации есть. По оценкам ОП «Металлургпром», освоение капитальных инвестиций в январе–июле выросло в общем объеме на 45,5% в годовом исчислении, до 3,014 трлн гривен, причем у большинства предприятий отрасли. Особенно заметно техперевооружение на стабильном «АрселорМиттал Кривой Рог», Алчевском меткомбинате и ММК им. Ильича. Более того, в 2012 г. активизировались работы по проекту нового электросталеплавильного завода рядом с Белой Церковью – в группу влился новый инвестор. Совсем недавно - 5 октября запущен новый электроплавильный комплекс “Интерпайп Сталь” с мощностью первой очереди1,32 млн тонн стали в год.

Тем не менее и в 2012 г. инвестиции в металлургию Украины хронически запаздывают, а хозяев отрасли специалисты вновь обвиняют в выводе прибылей (на приватизацию очередных активов). Словом, «денег нет и не будет», с чего мы и начали эту статью.

Рецессия в украинской металлургии стала фактом. Ее спад по итогам года прогнозируется большинством специалистов, но о каком-либо обвале отрасли речь не идет. Просто ее покинут считаные наиболее слабые предприятия, модернизировать которые уже поздно или нерентабельно.

А в целом продолжается все та же «стабильная нестабильность» или «прогнозируемый хаос», в котором экономика наших соседей пребывает давным-давно. Добавим от себя еще одно определение – «состояние мутной воды», в которой многим удобно вылавливать свои личные доходы. При существующем беспринципном менталитете властей и апатии населения это состояние может затянуться очень надолго.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: