Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


15.07.2002    Потребление алюминиевой продукции (Часть I)

Текущее состояние мирового рынка алюминия

Минувший год в алюминиевой промышленности характеризовался устойчивым спадом производства и цен на продукцию. Общемировой спрос на алюминий снизился на 2,8 %. Затоваривание наличным металлом на складах, общее перепроизводство первичного алюминия и резкое сокращение его потребления в связи с вялой мировой конъюнктурой привели к существенным изменениям в его производстве.

С другой стороны не последнюю роль в этих изменениях сыграли и высокие тарифы на энергоресурсы. Являясь энергоемким в производстве металлом, алюминий в существенной степени зависит от ставок на энергию, и потому ряд локальных энергетических кризисов (как, например, беспрецедентная засуха в странах Южной Америки) способствовали росту цен на электроэнергию, что в итоге привело к росту издержек у производителей. В конечном итоге дело дошло до сокращения ряда производственных мощностей по выпуску алюминия.

Так еще в первом квартале 2001 года крупнейшие мировые производители - американская компания Alcoa и канадская Alcan - заявили о снижении производства алюминия. В общей сложности производство на двух заводах компании Alcoa было сокращено на 150 тыс. тонн в год, а на одном из заводов Alcan - на 40 тыс. В течение 2001 года производство в США и Бразилии сократилось на величину в 1,2 млн. тонн металла в год.

С другой стороны, важно отметить, что сейчас баланс спроса-предложения алюминия достаточно стабилен и не демонстрирует серьезных изменений. Как и в предыдущие годы, растет количество наличного металла на складах (ныне порядка 3 млн.тонн), потенциально способное существенно влиять на мировые цены, а в конечном итоге – и на реальное производство алюминия. Во многом именно биржевые механизмы «сбивают» корреляцию объемов производства с ценами алюминия на мировом рынке (см. Рис.1). Свой неблагоприятный вклад внесли и события 11 сентября 2001 в США, усугубившие кризис авиаперевозок и авиастроения. Однако в целом можно говорить о некоторой стабилизации мирового рынка алюминия в 2002 году.

Сегодняшняя российская ситуация

Российская алюминиевая отрасль, между тем, в последние годы пребывает в состоянии медленного, но стабильного роста. Производство алюминия, составлявшее в 2000 году 3247 тыс. т, в 2001 выросло до 3270, и, по прогнозам, в конце 2002 года достигнет 3300 т.

Потребление алюминия в России в 2001 году составляло 780 тыс. т против 748 т в 2000 году, и, вероятнее всего, в 2002 году перевалит за 800 тыс. т. Из этих данных следует, что на российском рынке предложение алюминия стабильно превосходит спрос более чем в 4 раза. Поэтому для алюминиевой отрасли России характерна изначальная экспортная ориентированность. А так как на экспорт поставляется в основном первичный алюминий, а не его прокат, то это снижает как возможные прибыли производителей, так и укрепляет связь алюминиевой промышленности с внешнеторговой конъюнктурой. Это чревато кризисными ситуациями с резким ухудшением экономических показателей отрасли и падением объемов производства.

Сейчас, как и в предыдущие годы, стратегия поведения российских производителей в первую очередь зависит от ситуации на мировом рынке алюминия. До последнего времени связь с мировым рынком была сцементирована практикой толлинга, широко внедренной в России с начала 90-х годов. При сырьевой потребности отрасли порядка 6 млн. тонн глинозема в год российское производство составляет лишь около 2,7 млн. тонн, что делает отрасль едва ли не самой привлекательной среди толлеров.

С 10 января 2000 года в России был официально запрещен внутренний толлинг - когда иностранная фирма закупала сырье в России и поставляла его на российское же предприятие. А в марте нынешнего года налоговый подкомитет Госдумы РФ одобрил поправку в Налоговый кодекс об отмене внешнего толлинга (об отмене неплатежа НДС при вывозе товара, произведенного из ввезенного из-за границы сырья). Если поправка пройдет, алюминиевая промышленность во многом избавится от толлинга, но по оценкам ряда экспертов может потерять до $100 млн/год. А по некоторым мнениям - станет полностью убыточной.

Неблагоприятные экспортные условия становятся причиной повышения интереса российских производителей алюминиевой продукции к возможностям внутреннего рынка, тем более что емкость российских металлопотребляющих отраслей за последние годы увеличилась. Российская программа «Мер по развитию металлургической промышленности до 2010 года», от 16 мая 2002 года, прогнозирует, что к 2010 году потребность в алюминиевом прокате будет составлять 170 – 180 % от уровня 2000 года. Кроме того, в ней же предполагается государственное стимулирование внутреннего рынка, в частности, налоговые льготы и выведение из отрасли неэффективных мощностей. Многие другие оценки также уверены, что перспективы у российского алюминиевого рынка есть, но его дальнейшее развитие, конечно, напрямую связано с общей экономической ситуацией в стране.

Общая структура потребления алюминия

Структура потребления алюминия в России по отраслям промышленности приведена на Рис.2. (по данным на 2001 год) и во-многом является стабильной в течении последних 5 лет.

В настоящее время российская структура потребления алюминия уже близка к общемировой. Учитывая неизменный рост зависимости российской промышленности от международного рынка и установившиеся тенденции развития отраслей по переработке алюминия, можно уверенно предположить, что отечественная и зарубежная тенденции использования алюминия в недалекой перспективе станут еще более близки.

Потребление алюминия в военно-промышленном секторе экономики России в последнее десятилетие резко снизилось и не является ныне существенным для производителей. Основными конечными потребителями алюминия, как в России, так и во всем в мире являются секторы экономики, связанные с общественным потреблением: это отрасли, производящие транспортные средства общественного использования (самолеты, автомобили, железнодорожный транспорт и т. п.), разнообразные упаковочные материалы, стройматериалы, электротехническое оборудование.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: