Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


12.02.2003    Российский рынок колоколов



История колокольного дела в России насчитывает более 500 лет. Знаменитый и крупнейший в мире «царь-колокол» московского кремля отлит в 1654 году. После Царя-Колокола следующий по величине российский колокол (Троице-Сергиевский) весом более 4000 пудов, отлит в 1748 г. Третий — Большой Успенский (4000 пудов), отлит в 1817 году. А колокола массой от 1000 пудов находились в прошлом во многих российских монастырях. К началу ХХ века общее производство колоколов в России приближалось к 2 млн.т в год (!) и велось более чем на сотне предприятий. Более половины российского производства составляли церковные колокола. Также значительным было производство ямщицких колокольчиков для конной упряжи, например известных валдайских колокольчиков (7 сентября 2002 года отметивших 200-летний юбилей). Отдельный заметный сектор составляло производство в России средних сигнальных колоколов (судовых, станционных и т.д.)

С 1917 года церковные колокола в России стали объектом непрерывных нападок. Причины были и экономическими, и идеологическими. Одним из первых советских декретов был запрещен набатный звон. Уже в 1919 году исполком Костромского совета просил Москву разрешить использование колоколов национализированных монастырей для переливки в котлы для столовых. В 1926 году были сняты колокола в Богоявленском монастыре. Примерно в это же время псковские власти переплавили на заводе “Красный Выборжец” ряд древнейших колоколов начала XVI века из Мирожского и Светогорского монастырей, церкви Климента в Завеличье и др. Под первую волну уничтожения попали колокола ликвидированных церквей и монастырей. А с 1928—1929 годов, параллельно массовому закрытию и разрушению храмов, пошла вторая и последняя волна переплавки колоколов: индустриализация требовала огромное количество цветного металла. В январе 1930 года был закрыт последний русский колокололитейный завод братьев Усачевых на Валдае.

Восстановление российской колокольной индустрии началось в 90е годы. Следуя быстро растущему спросу, за колокольное литье брались (и берутся) сотни предприятий и фирм, мало-мальски владеющих технологиями литья. Однако серьезных производств на этом рынке, ныне достигающем 200 тыс.т в год, менее десяти.

Производство церковных колоколов оказалось делом непростым. При известной рецептуре классической колокольной бронзы (80% меди и 20% олова) и возможности копировать формы колоколов многие отлитые «новинки» звучат неважно. Сохраняются известные древним мастерам тонкости микролегирования и т.д. и т.п. Поэтому в 1998 году по просьбе храмов и музеев Московский Колокольный Центр Православной церкви начал программу помощи в аттестации (паспортизации) старых и новых колоколов с целью составления на них технических, акустических и художественных характеристик.

Второй вопрос – внешний вид. Производство качественных колоколов должно включать как точную резонансную настройку, так и на работу профессиональных мастеров-скульпторов, создающих прекрасные орнаменты и надписи в русских традициях или под особые требования заказчика (например покрытия специальным золотым литьем и т.д.). Кстати и декоративное оформление колокола, и отделка его поверхности способны повлиять на тембр его звучания.

Третья проблема – экономическая. Нестабильное производство под конкретный заказ зачастую является не слишком рентабельным. Отражаются на нем и общероссийские кризисы. Пока пиковой по спросу на церковные колокола была середина девяностых годов, далее последовал длительный спад и только сейчас рынок имеет тенденцию к стабилизации.

А вот российский рынок малых колоколов и колокольчиков бытового назначения (до 2 кг) пока освоен крайне слабо. Домининирует на нем дешевая китайская продукция (вплоть до керамических колокольчиков!) или дорогая продукция западных фирм. Маркетинг имеющихся российских производств в бытовом секторе потребления пока явно слаб.

По оценке Игоря Коновалова из "Общества церковных звонарей", стоимость колокольного литья колеблется от $10 до 416 за один килограмм. Типовой является цена около 18 $/кг. На основании этих данных можно оценить, что объем рынка колоколов России с 1995 года стабильно превышает 5 млн.$ в год. Среди производителей четко выявились лидеры и аутсайдеры, а также территориальное распределение работ. Производителем крупнейших российских колоколов ныне является литейное производство АМО «ЗИЛ» (Москва). В начале октября на колокольню Троице-Сергиевой Лавры подняты колокола «Первенец» (27 т) и «Благовестник» (35,5 т). В 2003 году в Сергиев Посад будет доставлен и ЗИЛовский рекордсмен «Царь» весом в 64 тонны. Производство это получило поддержку властей, в частности мэра Москвы, и протекцию в получении заказов. Однако за малые колокола «ЗИЛ» не берется.

Старейшим в новейшей истории России является производство колоколов в Воронежской области (пос. Шилово). Фирма «Вера» (колокололитейный завод Анисимова) работает на этом рынке уже 10 лет. Последние крупные ее заказы 6-тонные колокола для Благовещенского храма (Воронеж), Свято-Троицкого собора (Канск) и т.д .

7 августа 2002 года в Свято-Троицком архиерейском подворье (г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.) отслужен молебен по случаю отливки первых четырех колоколов для Храма-на-Крови, который возводится на месте расстрела семьи Николая II. Заказ получен известным предпринимателем и мастером Николай Пятковым. ЗАО «Пятков и К», ранее арендовавшее уголок электромеханического завода, в конце 2002 года достигло оборота 12 млн.руб/год и открыло собственный мини-завод (печи на 10 и 6 т). Фирма проводит активную маркетинговую политику и помимо заказов из Москвы и Петербурга претендует на звание основного производителя колоколов для Урала и Сибири. Типовая стоимость одного полуторатонника от Пяткова достигает 350 тыс. рублей.

Его конкурентом является "Благовест" из Екатеринбурга, основанный Сергеем Днепровым в 1992 году. Один из последних крупных сибирских заказов "Благовеста" –главный колокол в Свято-Троицком храме в Туре, Эвенкия (масса 300 кг, стоимость порядка 200 тыс. рублей).

В один из центров православия, в Сергиев Посад, поставляла свои колокола (весом до 5 т) фирма «Италмас» (г. Тутаев Ярославской области). В 2001 году она реализовала более 200 колоколов, а в 2002 году планировала рост производства вдвое с объемом реализации более 5 млн.рублей.

Заметно на российском рынке предприятие “Отменное литье”, созданное в 1995 году на производственной базе Минского станкостроительного завода (Белорусь). Их продукцию высоко оценивают, например в Архангельске.

Ранее активные группы литейщиков на базе НИИ неорганических материалов им. А. А. Бочвара. (Москва) и в Федеральном атомном центре (Саров) ныне сдают свои позиции. Видимо российской науке все же стоит заниматься своим делом, а не стоит конкурировать с реальным производством.

А возможно на российском колокольном рынке появятся и новые игроки. Так в марте 2002 года для таштагольской церкви Святого Георгия (Кемеровская обл.) пять колоколов изготовили литейщики Кузнецкого металлургического комбината. А летом 2002 года заказ на отливку колокола для церкви Архангела Михаила (Граверы, Латвия) выполнял цех гребных винтов и цветного литья ОАО "Балтийский завод". Надеемся что качество продукции новичков будет на уровне.

Ведь заказы идут и идут.

9 января 2003 года сообщено, что православный храм появится в Антарктиде. В Горно-Алтайске завершено строительство первого храма для российских полярников, который будет перевезен в разобранном состоянии и установлен на станции "Беллинсгаузен". Кстати колокола для храма заказали члены семьи Муравьевых-Апостолов, потомки известного русского декабриста, ныне проживающие в Швейцарии. Неисповедимы судьбы господни…

Мал золотник, да дорог (Валдайский колокольчик)

Конечно многотонные заказы предпочтительней. Но кто же сохранит и разовьет еще одну великую русскую традицию, что «обросла» легендами.

По одной – дата появления первого валдайского колокольчика - 1478 год. В том году по приказу царя Ивана III, - говорит легенда, - вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но он был разбит по дороге (на Валдае) и пошел на переплавку в мелкие колокольцы.

По другой легенде – в 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.

Однако по мнению специалистов, первый датированный валдайский колокольчик был отлит осенью 1802 года. Историки считают, что первым надпись "Дар Валдая" отлил на колокольчике мастер Филипп Терсков.

А вот массового производства настоящих валдайских колокольчиков (и многочисленных схожих) в общем то в России и нет. Где только можно мелькает реклама фирмы "Валдайские колокольчики" из Санкт-Петербурга (которая не афиширует свой адрес), в России, в Европе, в Канаде. Образчики ее продукции так щедро и аляповато расписаны, упакованы или модернизированы, что стоят от 9 до 12$ за штуку (50-85 грамм литья). А пока большинство подарочных отделов российских магазинов заполняют 50-рублевые китайские поделки из меди и керамики.

Несколько лет назад проезжал Валдай. Очень понравилась богатейшая коллекция колокольчиков местного музея, открытого в храме Святой Екатерины в 1995 году. А потом мы решили зайти в магазинчик "Валдайские колокольчики". Оказалось, что колокольчики там не продают, зато есть богатейший вино-водочный отдел…



Статья была опубликована 25 января 2002 года в журнале "Металлургический бюллетень" (№ 1-2 за 2003).

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: