Металлопрокат на Металл Торг.Ру

English version
Проект РВС - РВС-Металлы
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


24.05.2004    Титан: металл будущего расстается с прошлым?



Во второй половине XX века мировое производство титана развивалось стремительными темпами. Специалисты отмечали доступность и дешевизну сырья при уникальных потребительских свойствах титана и прочили ему блестящее будущее.

Сочетание легкости, прочности, термостойкости и высокой коррозионной стойкости выгодно отличало его от спецсталей, алюминиево-магниевых и прочих сплавов. К примеру, равнопрочные титановые детали оказывались почти в 5 раз легче, чем из традиционно применяемых материалов.


Такие преимущества прежде всего обусловили применение титана в бурно развивающейся аэрокосмической промышленности, хотя сразу начались попытки его применения в судостроении, двигателестроении и автомобильной промышленности.

Однако по своим химическим и физическим свойствам этот металл оказался весьма непрост. Только в 1940 году Уильямом Кроллом был предложен промышленный способ производства металлического титана в виде губки (восстановление магнием тетрахлорида титана). Способ был сложен и дорог, поэтому сам автор считал его временным. Увы, несмотря на огромные многомиллионные инвестиции в разработки, альтернативы ему не нашлось до настоящего времени. Многие десятилетия металл остается сравнительно дорогим, а основные области его применения долгое время определял военно-промышленный комплекс (как в СССР, так и в США). В годы «гонки вооружений» с затратами особо не считались. В конце 70х годов, например, едва ли не весь годовой объем производства советского титана ушел на один проект. Сейчас информация по нему стала более доступна – головная ядерная подводная лодка проекта 945 в качестве основного конструкционного материала использовала титан. Результат – экономия трети массы, глубоководность, немагнитность и самая большая скорость АПЛ под водой (мировой рекорд до сих пор!).

Дороговизна, наукоемкость и ориентация на военные нужды сильно сократила число кандидатов на производство титана. Сейчас в мире 4 заметных производителя титановой губки и немного более десятка его крупных потребителей – производителей титанового проката и изделий.

Среди них сохранилась и Россия. Наша титановая промышленность – родом из СССР, когда в стране была создана научная школа и крупнейший промышленный комплекс по производству титана, общей мощностью до 80 тыс. тонн в год, что заметно превышало производство всего остального мира. В отрасль входили крупнейшие предприятия: Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК) на Украине, Усть-Каменогорский (УКТМК) в Казахстане, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) в Свердловской области, Березниковский титано-магниевый комбинат (ныне АВИСМА) в Пермской области. Большую часть этого комплекса унаследовала Россия.

Ныне производство группы ВСМПО/АВИСМА оценивается в треть мирового выпуска титановой губки и почти в четверть производства титанового проката. Имеет оно и огромный дополнительный потенциал. Схожую ситуацию по влиянию на мировой рынок Россия имеет только по никелю и палладию, о которых мы писали уже не раз.

Сохранить и развить российское производство титана оказалось делом совсем не простым.

После распада СССР и резкого падения количества оборонных заказов загрузка предприятий титановой промышленности сократилась в десятки раз. Аналогов нет ни в одном российском производстве цветной металлургии. Однако историю героического «выживания» этой отрасли писать не позволяет объем этого краткого обзора. Вопрос о современном состоянии дел.

Объединению ВСМПО/АВИСМА удалось за прошедшие годы улучшить качество и сортамент выпускаемой продукции, сертифицировать ее по мировым стандартам и стандартам потребителей, а также сертифицировать и пройти аудит всего производства по международному стандарту ISO 9001:2000. Результат – заметное расширение сферы применений титановых (и других материалов и изделий), вплоть до морской нефтедобычи, а также заметный выход на мировой рынок. Сейчас ВСМПО снабжает изделиями из титана 240 компаний в 39 странах мира.

В наиболее емком по потреблению титана секторе мирового рынка – авиационном (США и Евросоюз), изделия из российского титана составляют сейчас серьезную конкуренцию альтернативным поставщикам. На долю «ВСМПО-Ависма» приходится 65% заказов из титана крупнейшего в Европе авиастроительного концерна «Эйрбас» и 35% – американского «Боинга», причем преимущественно по долгосрочным контрактам. Отметим также заметные поставки двигателестроителям из General Electric, Pratt & Whitney и др. Бурная экспансия ВСМПО на американский рынок замечена и американскими политиками, принимающими ряд мер по защите своих производств (Timet, RTI, ATI и Howmet ) и по ограничению зависимости военного(!) авиастроения от поставок российского титана.

Экспансия ВСМПО/АВИСМЫ за рубеж впечатляет. Это происходит на фоне того, что с 2001 года мировой рынок титанового сырья и металлического титана сократился ввиду общеэкономического кризиса и особого спада производства в авиастроении. Добавил проблем и ввод новых мощностей в США, Австралии и ЮАР. В результате загрузка этих производственных мощностей в мире (по оценке японской компании Toho Titanium) упала в 2002 году до 69%. На этом фоне особо заметны конкурентные преимущества нашей титановой промышленности.

Итоги «восстановления» и развития титановой промышленности России заметны. Объединение ВСПМО/АВИСМА в последние годы вернулось в рейтинги крупнейших российских компаний и демонстрирует устойчивую рентабельность производства. В 2003 году выручка ВСМПО составила 8,37 млрд. руб. Кроме того, по итогам 2003 г. корпорация впервые в своей истории выплатит дивиденды. Однако показатели главного поставщика титанового сырья – березниковской АВИСМЫ (контролируемой ВСМПО), в прошлом году заметно снизились. Ввиду роста затрат, магниевое производство в прошлом году стало убыточным, а рентабельность выпуска титановой губки снизилась на десятую часть (до 20,5%). Основная причина этого – рост цен энергоносителей при невысоких ценах на продукцию комбината.

Тут полезно вернуться к конъюнктуре мирового рынка титана и его сырья.

Динамика показывает, что в мире с 2001 года наблюдалось неуклонное снижение цен на основное сырье для производства титана. Это противоречит тенденции заметного роста в 2003 году мировых цен по всем (!) другим металлам (кроме палладия), их рудам и концентратам. Экономически это мало объяснимо, но долго продолжаться не может. Резкий, с конца прошлого года рост цен на ферротитан и титановый лом четко задает новую мировую рыночную коньюктуру титана: по всем оценкам «оживает» авиапромышленность мира, быстро растет и производство сталей с титановым микролегированием. Экономические показатели АВИСМЫ, а тем более – ВСМПО этого года явно будут лучше, чем в предыдущем.

Впрочем, более чем вероятно, что эти два сильно связанные технологически и организационно производства в конце года сольются. 27 марта 2004 года состоялось заседание совета директоров ОАО «ВСМПО» (г. Верхняя Салда, Свердловская область). Совет директоров обсудил возможность объединения ОАО «ВСМПО» и ОАО «АВИСМА» (г. Березники, Пермская область). В результате обсуждения было принято решение о создании рабочей группы, в составе специалистов обоих предприятий и внешних консультантов. Главная задача рабочей группы выработать рекомендаций по основным параметрам слияния двух компаний.

Опасения ряда аналитиков, что этому процессу помешает «Ренова» Виктора Вексельберга, контролирующая помимо СУАЛа более 12% акций ВСМПО, пока не подтверждаются. «СУАЛ-холдинг» заинтересован в продвижении на мировой рынок своей продукции (проката КУЗОЦМ), а достижения ВСМПО/АВИСМЫ в этом направлении впечатляют. Помимо СП «Uniti» с американской Boeing (Allegheny Technologies), компания контролирует американского производителя титанового проката – National Forge & Machining и планирует приобретение еще одного предприятия по выплавке титана (вероятно Lowrаnce Aviation или Pamona Melting). Напомним, что мощности на территории США позволяют ВСМПО обойти ограничения поставок продукции в американское производство вооружений.

Некоторое снижение рентабельности производств не смущает ВСМПО. Для реализации многих амбициозных планов свой авторитет на «западе» решено превратить в инвестиции. Компания намеревается в этом году разместить до 20% акций в форме ADR на американском и европейском фондовых рынках. Хотя аналитики и считают активы ВСМПО/АВИСМЫ сильно недооцененными, тем не менее, этот шаг способен принести менеджменту до $500 млн. Далее планируется публичное размещение своих акций, намеченное на следующий год, а компания стремится стать более прозрачной и понятной для инвесторов. Редакции такая открытая позиция – по душе. Секретность российских предприятий цветной металлургии давно стала анахронизмом.

В заключение сообщим, что 24-27 мая 2004 года на теплоходе «Санкт-Петербург» состоится конференция «Титан-2004 в СНГ». Подробности – на сайте http://titan-association.com

Основные темы конференции:

- обзор рынка титана в странах СНГ и мире;

- национальные программы развития отрасли;

- тенденции развития сырьевой базы и производства губчатого;

- новые достижения в области металловедения и металлургии титана;

- динамика развития основных сфер применения титана;

- применение титана в энергетике, медицине, потребительских товарах;

- обзор рынка титановых отходов и ферротитана.


PS. Об угрозе классическому производству титана

Все мировое промышленное производство титана ныне базируется на технологии восстановления его тетрахлорида магнием, производящей титановую губку. Последняя сильно загрязнена хлоридом магния и другими примесями, и для получения чистого продукта требуется рафинирование в условиях вакуума. Недостатки и дороговизна этой цепочки процессов, требуемых для получения конечных изделий, общеизвестна. Поэтому поиски новых технологий не прекращаются до сих пор.

Недавно в специальных СМИ прошло сообщение об открытии в Кембриджском университете (Великобритания) процесса получения титана, который называют революционным. Если его удастся применить в промышленных масштабах, то это приведёт к существенному снижению стоимости титана – именно «дороговизна» получения титана является серьёзным препятствием на пути расширения областей применения этого перспективнейшего металла.

Полагается, это открытие сможет разрешить предыдущие проблемы в процессе электролитического обогащения титана (прогнозировавшегося еще Кроллом). Главной инновацией нового так называемого FFC-Cambridge процесса (названного по имени Дерека Фрэя (Derek Fray), Джорджа Чена (George Chen) и Тома Фартинга (Tom Farthing) является электролиз двуокиси титана (в форме катодов) в электролите из расплавленного хлорида натрия. При температуре 900С° проводимость системы достаточна, катод в этом процессе теряет кислород, образуя титан в устойчивой твёрдой форме.

Пока опытные установки выдают до десятков килограмм титана ежедневно, но в исследования включены многие фирмы. Активно идет и торговля лицензиями по патенту на процесс. К примеру, американское Агентство перспективных исследовательских проектов оборонного направления (Darpa – Defence advanced research projects agency) выделило 12,5 млн. долл. консорциуму во главе с Timet для внедрения FFC-процесса в коммерческое производство. Другими членами консорциума являются British Titanium и Кембриджский университет, а также такие гиганты, как американские Boeing, General Electric, Pratt & Whitney, United Defense и Калифорнийский университет в Беркли. Причины такой активности – возможность заметного удешевления титана и снижения зависимости от поставок из России.

Точных оценок по перспективам процесса пока нет, однако российскому производству (ВСМПО/АВИСМА) останавливаться на достигнутом явно не следует.


Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 8)


Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции