Металлопрокат на Металл Торг.Ру

English version
Проект РВС - РВС-Металлы
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


26.10.2010    Цветмет РФ: расти некуда?



Последний общий обзор по цветной металлургии России мы проводили более четырех лет назад. За это время произошло многое – цены металлов и доходы предприятий поставили исторические рекорды, а на фоне безудержного оптимизма появились титанические по масштабам и затратам проекты. Но потом, еще до кризиса, обвалился ряд цен. А уж осенью 2008 г. пришлось провести не только ревизию всех суперпроектов, но просто пересчитать оставшуюся наличность. Оптимизм исчез, зато, говорят, наступает период нового роста.

Попробуем разобраться, как это «бурное время» перенесли отечественные производители цветных металлов.

Алюминий

Уже несколько лет производитель алюминия у нас в стране один – ОК «Русал». Поэтому нынешняя таблица лишилась сразу нескольких строк по сравнению с предшественницей образца 2006 г. Впрочем, на долговременных тенденциях производства это особо не отразилось (табл. 1).

После снижения выпуска алюминия в 2009 г. на 8,95% в текущем году прогнозируется небольшой рост – около 2,3%. Фактически это возврат на уровень докризисного 2007 г.



В части сбыта все последние годы ситуация не менялась: практически весь производимый в стране алюминий уходит за границу. В 2008 г. этот показатель неожиданно снизился, но причина тому – не внезапно появившийся спрос внутри страны, а отсутствие такового за ее пределами.

В географии экспортных поставок алюминия в 2010 г. (рис. 1, 2) по сравнению с предкризисным 2008 г. наблюдаются вроде бы значительные изменения. Существенно сократились отгрузки в Японию, зато поставки в Нидерланды выросли вдвое. Однако по-прежнему главным получателем российского алюминия остались США, доля которых превысила треть экспорта.


Наиболее перспективный рынок мира – Китай – как был, так и остается в стороне от наших поставок «крылатого металла», причем невзирая на давнее и активное стремление «Русала» к расширению сбыта алюминия в этом направлении.

К примеру, компания купила два катодных завода в Китае. Глава компании Олег Дерипаска дважды был в составе бизнес-делегаций при визитах президента РФ Дмитрия Медведева в эту страну. ОК «Русал» открыла представительство в Пекине, провела на Гонконгской бирже первичное размещение акций на $2,2 млрд и очень долго искала китайских партнеров. Последний кандидат на эту роль – госкорпорация Norinco, с которой 27 сентября подписано уже второе письмо о намерениях сотрудничества. По первому (в ноябре 2009 г.) планировались поставки алюминия в объеме 1,68 млн т до 2016 г., т. е. около 280 тыс. т в год. По второму письму – уже 2 млн т.

Если же верить таможенной статистике, то по итогам 2010 г. экспорт в Поднебесную вырастет, но до величины на порядок меньшей – 25 тыс. т. Это около 0,6% выпуска алюминия в ОК «Русал» и 0,15% собственного китайского производства. Очевидно, что недостающий металл направился в Китай через «перевалочную базу» – Голландию, – составив почти половину экспорта в эту страну.

Сама ОК «Русал» свою долю на мировом рынке за 4 года сократила с 11,2 до 10,5% и решила обратить внимание на российский сбыт. Здесь компания недавно проявила инициативу по «защите» отечественного потребителя от дешевой импортной продукции.

Российский спрос, судя по объемам импорта алюминиевых изделий и сплавов, – величина достаточно постоянная. К самой цифре видимого потребления (производство минус экспорт плюс импорт) надо относиться весьма осторожно. Так как объемы производства алюминия значительно превышают потребности, то колебания в его продажах существенно искажают данный показатель.

Тем не менее, по нашим оценкам, за счет импортных поставок покрывается приблизительно до 40% спроса. Причем в большинстве случаев это готовая продукция либо полуфабрикаты.

Оценка специалистов «Русала» схожа – более трети спроса обеспечивается за счет импортной продукции. И это сильно беспокоит алюминщиков: «Мы понимаем, что чем больше наши российские производители будут проигрывать иностранным конкурентам, тем меньше «Русал» поставит алюминия на внутренний рынок. Это явилось причиной нашего призыва к партнерам объединиться и выступить «единым фронтом» с требованием ввести защитные меры против возросшего импорта алюминиесодержащих изделий на территорию России. Тем самым «Русал» обращает внимание на больные точки развития рынка наших потребителей и старается исправить сложившуюся ситуацию», – отметил директор по сбыту ОК «Русал» Сергей Бельский.

Что ж, отметим и мы – пока ни одна попытка установления заградительных пошлин не дала ничего, кроме роста цен внутри страны. У российских прокатчиков и кабельщиков одна из главнейших статей расходов – стоимость исходного сырья. Если они получают сырье по ценам Лондонской биржи металлов и дороже (чем, разумеется, не сильно довольны), странно ожидать от них конечной продукции по китайским ценам.

Так что бороться, как обычно, надо не с импортом. Если уж не хочется терять прибыль – то с избыточностью собственных расходов.

Тут «Русал», избалованный годами толлинга и дешевой сибирской электроэнергии, инициативу явно упустил. Более того – чрезмерно увлекся экспансией во всех направлениях, существенно нарастив свои долги. На конец июня 2010 г. задолженность «Русала» оценивалась в $12,9 млрд, а чистая прибыль за полугодие составила $1,27 млрд. Вроде неплохо, но, по оценкам ряда аналитиков, более $1 млрд приходится на «бумажные» доходы, в частности $0,46 млрд – доля в прибыли «Норникеля».

Так что нашему алюминиевому гиганту предстоит долгая работа по повышению фактической рентабельности. Кроме того, вопрос обеспечения сырьем по-прежнему актуален, если компания предполагает и дальше наращивать мощности алюминиевых заводов.

Медь

Рынок меди в России – один из наиболее конкурентных и открытых. В стране три крупных производителя рафинированной меди, а также значительное количество предприятий, выпускающих медные сплавы в небольших объемах для себя или на продажу.

Есть и импортные поставки медной продукции, хотя они относительно невелики (5–15% внутреннего потребления). Структура этих поставок близка к ситуации с алюминием, но все же несколько отличается. На чистый металл приходится менее 10% импорта, зато каждая четвертая тонна ввозимой меди – это лом. Оставшиеся две трети, н...
...
...

Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.

С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции