Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


09.07.2012    Всегда вторичный алюминиевый рынок…



За рынком вторичного алюминия мы следим довольно давно, но до полноценного обзора дело не доходило. Однако непрерывно дешевеющий алюминий, цены на который опустились ниже себестоимости его производства, заставил нас задаться вопросом: а каково приходится переработчикам алюминиевого лома в такой ситуации? Ведь неспроста они стали проявлять повышенный интерес к котировкам LME в последние полгода…

Доля вторичного алюминия в общемировом объеме потребления довольно высока – более одной трети. Сеть сборщиков и переработчиков алюминиевого лома охватывает весь мир благодаря довольно дешевому и доступному «входному билету»: для плавки алюминия нужна относительно невысокая температура, а следовательно – несложные и недорогие печи. Процесс, при должном подходе, довольно экологичен, главное – при предварительной сортировке лома готовый вторичный сплав можно получить за один заход, проведя и рафинирование, и легирование прямо в той же печи. Полученный металл будет обладать приемлемыми потребительскими свойствами и во многих случаях может быть пущен на производство конечных изделий без дополнительной переработки.

Это всегда было и силой, и слабостью вторичного алюминия. С одной стороны, производство большинства бытовых изделий благо-даря ему становилось дешевле и проще. С другой – «выгнать» примеси из переплавленного лома не так просто, как кажется. Теоретически и технически из любого алюминиевого лома можно получить любой сплав и даже идеально чистый металл.

Но зачастую сделать это будет дешевле на основе первичного алюминия.

В российских реалиях проконтролировать, насколько тщательно соблюдается технология переработки, практически нереально. Поэтому наибольшим спросом пользуются сплавы с минимальной степенью очистки, от которых не ждут высокого качества и стабильности характеристик. Тем более что для раскисления сталей и производства ферросплавов вторичный алюминий со всеми своими примесями подходит без всяких вопросов. Содержание страшного «врага» технолога-алюминщика – железа – в этом случае совершенно не важно.

Что же касается конечной продукции из вторичных алюминиевых сплавов, то еще с советских времен результат переплавки вторсырья пускали только на «товары народного потребления». Авиационные заводы, имевшие разнарядку по возврату в производство алюминиевого лома, использовали его где угодно, но только не в ответственных деталях.

Прочее машиностроение алюминий тоже не жаловало – в отечественных автомобилях он применялся в разы меньше, чем на Западе.

После развала Союза авиапром фактически приказал долго жить, а российский автопром «небесный металл» практически так и не освоил. Первичный алюминий стройными штабелями отправился на экспорт, а вслед за ним потянулся и алюминиевый лом.

В 1990-х эти два понятия часто менялись местами в таможенных декларациях «в целях оптимизации налогообложения», но в конце концов в 2000 г. на лом были введены заградительные экспортные пошлины (50% от стоимости), и поток его экспорта быстро сошел на нет.

С этого момента начинается победное шествие ломопереработки алюминия по нашей стране. Само собой, введенные таможенные пошлины никак не повлияли на внутреннее потребление алюминия «в целом», зато стимулировали его переплавку.

На экспорт теперь поехал «продукт переработки» – алюминиевые сплавы типа АВ87, где на примеси отведено аж 13% плюс до 3% магния. Если в 1998 г. из России было вывезено около 220 тыс. т вторичных алюминиевых сплавов, то в 2000 г. эта цифра уже превышала 0,5 млн т.

Однако, по словам иностранных торговцев, подобная экспансия вызывала беспокойство только у западных трейдеров алюминия из сегмента «попроще и подешевле». По их мнению, крупнейшие по уровню потребления вторичных металлов европейские рынки, такие как Германия, слишком ориентированы на более качественные сплавы, нежели предлагали российские переработчики.

Но если до кризиса российский алюминий все же как-то находил своего потребителя, то с 2008 г. отрасли пришлось совсем не сладко. В частности, вторичный алюминий получил двукратное сокращение объемов экспорта (рис. 1).



Далее два года торговцы жили надеждами на восстановление, которые вроде бы даже начали сбываться. Но уже в середине 2011 г. стало ясно, что оптимизм придется отложить в долгий ящик. Цены сплавов двинулись вниз (рис. 2), опустившись сначала ниже себестоимости производства первичного алюминия в Европе, потом – в Китае, а позже – даже по сравнению с «Русалом».



Снижение цен закономерно привело к сокращению ломосбора – привлекательность алюминиевых тарелок/кастрюль/лестниц как вторсырья резко упала, особенно в Европе. Помимо этого покидают ЕС и обрабатывающие производства – основные поставщики лома на рынок. Они упрямо перемещают свои предприятия в регионы мира с более дешевой рабочей силой.

В итоге в развитых странах многие заводы по выпуску вторичных сплавов испытывают нарастающий дефицит сырья, наперебой жалуясь на простаивающие мощности. Одновременно европейские производители вторичных сплавов возмущаются, что из-за избытка перерабатывающих мощностей даже в Китае цены на их продукцию выше. «Мы больше зарабатываем на продаже лома, чем на собственном производстве», – соглашается Роб Карей, президент американской Metal Conversions Ltd.

А в конце II квартала 2012 г. сильное осложнение рыночной ситуации отметили многие производители и торговцы.

Дополнительный удар вторичному рынку нанесла компания Novelis, которая в июне текущего года объявила о намерении стать региональным монополистом – крупнейшим алюминиевым ломопереработчиком в мире, практически удвоив мощность своего германского завода до 2,1 млн т в год.

В результате на рынке стали популярными разговоры о необходимости вообще остановить производство до тех пор, пока цены не вернутся на более-менее комфортный уровень. Заводы в массовом порядке увлеклись «текущими ремонтами и обслуживанием». Однако данные шаги пока не в состоянии привести к росту цен и росту прибылей – спад цен на первичный алюминий делает это бессмысленным.

Фактически дешевый алюминий начал конкурировать с алюминиевым ломом в качестве сырья для недорогих сплавов, а алюминиевые заводы (в качестве производителей сплавов) – конкурировать с ломопереработчиками.

Ситуацию с ценами могло бы изменить сворачивание выпуска первичного электролизного алюминия. Что, кстати, и происходит в Западной Европе: за первые 5 месяцев 2012 г. его изготовили на 7,8% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Хотя в мире этой тенденции нет – выпуск алюминия вырос на 4,1%.

Но западных ломопереработчиков беспокоит будущее – ведь помимо местного сокращения производства они наблюдают и спад спроса на алюминий. В результате со временем регион может столкнуться с острым дефицитом лома, что взвинтит цены на него.

Но при существующем ограничении сверху (в виде котировок алюминия на LME) ломопереработчики останутся вообще без финансовых стимулов для работы. И они не появятся, пока цены на алюминий не пойдут вверх, что станет возможным только в случае появления «точек роста» в регионе. Но в Европе таковых нет и пока не предвидится.

В Китае ситуация лучше, поскольку предельно негативные прогнозы говорят только о торможении темпов роста экономики. Выпуск первичного алюминия в стране продолжает расти – на 12% за те же 5 месяцев 2012 г. Вторичный алюминий не отстает – по оценке Ye Chiu Metal Recycling, в 2011 г. его было выпущено 4,68 млн т. Но и китайские алюминиевые мощности избыточны – они строились в расчете на более высокие темпы развития.

Что еще хуже для китайского рынка вторичного алюминия – в значительной степени производства строились для переплавки именно западного лома. Падение цен на мировых рынках пока Китаю на руку: он импортирует значительные количества алюминиевого лома (более 1 млн т за январь–май этого года).

Более того, активно наращивает импорт и первичного алюминия – 0,5 млн т за тот же период (на треть больше прошлого года) при весьма слабом экспорте алюминия и его полуфабрикатов (всего 290 тыс. т). Т.е. в Китае идет позитивный процесс – происходит замещение внешнего спроса внутренним. Во многом – для переработки первичного и вторичного алюминия в высокопередельную и высокотехнологичную продукцию, в частности – в машиностроении.

России об этом остается только мечтать. Так, даже спустя 20 лет после распада СССР и несмотря на массовую «отверточную» сборку иномарок в стране, отечественный легковой автомобиль содержит менее 80 кг алюминия против 148 кг в американских, 124 кг – в европейских и 100 кг – даже в китайских (данные Aluminium Association, США).

Поэтому российским производителям вторичных металлов приходится очень непросто – из-за экспортной ориентированности они в полной мере вкусили сокращение спроса на вторичный алюминий за рубежом.

После роста на 7% по итогам 2011 г. за первые 5 месяцев текущего года объем экспорта этого товара из России сократился на 10% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). При сохранении такой динамики в текущем году наши производители вторичных сплавов могут не дотянуть и до планки в 250 тыс. т экспорта.





Попробуем разобраться в особенностях поставок российского алюминиевого вторсырья на различные мировые рынки (рис. 3, 4). И начнем с самых любопытных – «непрозрачных» поставок.

Стабильно около 30 тыс. т вторичного алюминия в год реализуется через офшоры либо главную «перевалочную» страну Старого Света – Нидерланды.

В Страну тюльпанов две трети поставок за 5 месяцев 2012 г. обеспечили новгородский «Ново-цмет» и подмосковный Завод алюминиевых сплавов. Торговля через офшорный остров Джерси – вотчина «Русала».

Через Кипр идет продукция целого ряда фирм, но, что удивительно, в подавляющем большинстве случаев (около 95%) покупателем выступает одна и та же компания из города Лимасол.

В Швейцарии, если верить таможенным декларациям, выбор покупателей намного шире – целых 4 компании. О регулярных поставках через прочие офшоры говорить почти не приходится.





Поставки вторичного алюминия из России в Европу (рис. 5, 6) за последние годы мало того что ощутимо сократились, так и удивительно сузили свою географию.

Если 5 лет назад отечественная продукция попадала на все основные европейские рынки вторичного алюминия практически пропорционально их масштабу, то в этом году о более-менее крупных поставках можно говорить только в отношении Туманного Альбиона.

Причем почти вся эта торговля идет между некой питерской ломоперерабатывающей компанией и шотландской T.B.S. Enterprises. И, судя по всему, на основе весьма долгосрочных договоров – что в 2007 г., что в 2012 г. годовой объем поставок близок к 30 тыс. т.

Никаких значимых сведений про компанию из Санкт-Петербурга нам установить не удалось, а вот T.B.S. Enterprises – более известна. Пять лет назад всю деятельность она вела с самарским ТД «Цветмет» и Фольгопрокатным заводом в Санкт-Петербурге, который уже давно принадлежит компании T.B.S. Enterprises, однако уже не с британской, а с кипрской пропиской. Впрочем, кто кому принадлежит, вопрос спорный – по данным СМИ, сама T.B.S. контролируется группой топ-менеджеров завода и корпорацией «Евросервис».

Помимо кипрского офшора, с 2003 г. в акционерах питерского предприятия числится также самарское ЗАО «Цветметсервис», а по информации на 2008 г. компанию ему составило ООО «Русские алюминиевые диски».

Как бы то ни было, «ручеек» алюминия исправно продолжает течь в направлении шотландской фирмы. Вопрос, дотекает ли он до Шотландии, остается открытым. В 2002 г. T.B.S. Enterprises купила венгерский фольгопрокатный завод Kobal Kobanyai Konnyufemmu Kft, чтобы избежать введенных Евросоюзом пошлин на российскую продукцию.

Схожая ситуация монопольной торговли и с Италией, с тем отличием, что покупателем является реально действующий ломопереработчик – Sider Rottami Adriatica. Который, по всей видимости, доводит полученные из РФ сплавы «до ума».

Из всего списка остальных направлений европейского экспорта нам больше всего понравились поставки во Францию, которые организует уругвайская фирма из замечательного города Монтевидео. Экспортируется опять же питерский алюминий – со Всеволжского завода алюминиевых сплавов. Ранее, в 2007 г., он предпочитал торговать с немецким подразделением Alcan. Но уругвайская компания вниманием обделена не была – с ней тогда работал «Алюминий Северо-Запада». Так что «организационные варианты» торговли вторичными металлами в западном направлении продолжают удивлять своим офшорно-транзитным разнообразием.

Оторвавшись от европейского рынка в динамичном азиатском направлении, отметим, что поставки в Китай и другие страны региона ведет множество компаний, однако объемы этой торговли сравнительно малы. Зато с кем у нас налажен этот товарообмен, так это с Японией – на ее долю по итогам первых 5 месяцев 2012 г. приходится практически половина всего экспорта вторичных алюминиевых сплавов из РФ!

Причем здесь о монополии речь даже не идет: среди покупателей можно встретить и ломопереработчиков, и трейдеров, и подразделения Toyota, Honda, Mitsubishi – в общем, практически всех, кто занимается вторсырьем на японском рынке. Со стороны России представлены многие уральские и сибирские вторцветметы, а также россыпь трейдеров разного уровня. В общем, все, для кого такие поставки хоть сколько-нибудь обоснованы в силу географического фактора.

Тревожит только сам факт таких поставок. Отсутствие стимулов для развития высокого передела внутри России вновь оставляет нам лишь первичную переработку сырья, закладывая под отечественные предприятия мину не слишком замедленного действия.

После вступления в ВТО импортные пошлины на алюминий должны быть снижены с 10 до 5% к 2014 г., на изделия из алюминия – с 10–20% до 5–2% к 2015–2017 гг. Судя по типичной структуре импорта, поедет к нам не первичный алюминий, а изделия, причем зачастую в виде готовых кастрюлек, панелей, колесных дисков для автомобилей и многого другого. Вероятнее всего, не из Европы, а из гораздо более дешевой Азии.

Это значит, что на небольшом рынке вторичного алюминия России в очередной раз предлагается выучить урок по теме «голландская болезнь». Если вы торгуете только сырьем на экспорт, то будьте готовы (при обвале спроса на него) оставить без средств к существованию, т.е. потерять, соответствующую отрасль.

Но кого у нас этот алюминий особо волнует?

Нефти и газа Россия продает почти в сотню раз больше…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: