Металлопрокат на Металл Торг.Ру

English version
Проект РВС - РВС-Металлы
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


07.05.2013    Взлёт цен на ванадий оказался недолгим



Феррованадий является одним из самых любопытных легирующих ферросплавов, особенно для России. После распада СССР основные месторождения вольфрама и молибдена оказались в ближнем зарубежье, ниобия у нас никогда не было, остались только титан и ванадий. Причём последний оказался незаменим в основе основ современной российской экономики – нефтегазовой отрасли. Ведь одна из главных областей применения высокопрочной низколегированной стали с ванадием – трубы для магистральных нефте- и газопроводов. Не обойтись без этой лигатуры и в производстве качественных износостойких рельсов – крайне нужных для российской сети железных дорог. И не слишком дорогих, на чём настаивают наши железнодорожники.

Причём у феррованадия весьма интересная «новейшая история» в части цен: ещё в 2001–2002 гг. за него давали не более $8 за кг, но уже к 2005 г. – в 15 раз больше. Потом был спад до $40 за кг, но прямо перед кризисом 2008 г. – новый взлёт до $80 за кг и новый провал до $20 за кг. До середины 2010 г. цены так и лихорадило – от $18 к $36 за кг и обратно. По мере некоторой стабилизации ситуации в экономике колебания становились всё меньше, пока цены не закрепились на уровне $30 за кг. Но стабильность эта оказалась безрадостной: спрос на феррованадий оставался слабым, и котировки медленно поползли вниз. Так продолжалось до середины ноября 2012 г., когда китайский рынок вдруг ожил и буквально за месяц цены выросли почти на треть. Чуть позднее эта «эпидемия» перекинулась в Европу, США, а затем – и в Россию (рис. 1).


Причина взлёта цен носила сырьевой характер с некоторыми признаками спекуляции (куда же без неё?). Дело в том, что потребители ванадия в последние годы явно отставали в темпах восстановления от добывающей промышленности. С ранней весны до конца осени 2012 г. объёмы стального производства во многих регионах мира постепенно снижались. Причём с августа не устоял перед этой всеобщей тенденцией даже Китай. Соответственно, по всей технологической цепочке металлургии прокатился спад потребностей.

В результате цены на пентоксид ванадия (сырьё для феррованадия) в Европе плавно опустились до уровня конца 2008 г., а в Китае так и вовсе упали до значений 2006 г. (рис. 2). Что ещё важнее, они вплотную приблизились к себестоимости производства, заставив в конце лета 2012 г. многих производителей пентоксида остановить производство.


Однако у центрального правительства КНР были другие планы. После резкого сокращения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру из-за столкновения скоростных поездов летом 2011 г. уже в июле 2012 г. китайское Министерство путей сообщения заявило о росте запланированных на 2012 г. инвестиций на 12,4%, до 580 млрд юаней, а к октябрю эта цифра достигла 630 млрд юаней. На будущее китайские планы озвучивались ещё более амбициозные – к 2015 г. власти обещали построить 120 тыс. км новых железных дорог. Естественно, всё это требует ж/д рельсов, т.е. легированной стали, и немало. Поэтому многие производители КНР приготовились к значительному увеличению объёмов заказов, а торговцы феррованадием – к наплыву клиентов.

Поначалу так и произошло. В октябре 2012 г. объёмы выпуска рельсов в КНР выросли разом на 22,5% по сравнению с сентябрём и вдвое – по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. (рис. 3).


Более того, почти этот же уровень производства сохранился и в следующем месяце, что создало ситуацию дефицита феррованадия и ванадиевого сырья на рынке. Чем, разумеется, предприимчивые китайцы не могли не воспользоваться: буквально за месяц пентоксид ванадия подорожал на 42%, а феррованадий – на 29%.

Однако быстро выяснилось, что далее спрос расти не собирается – объёмы производства рельсов и вообще стальной продукции для железных дорог пошли вниз. К февралю 2013 г. он сократился на 11% от пиковых октябрьских значений. Мощности же по выпуску ванадиевых продуктов как были, так и остались по всему миру более чем достаточны, причём весьма «легки на подъём». Фактически сразу после новогодних праздников стоимость пентоксида поползла вниз. Феррованадий продержался подольше – до марта.

Россию этот процесс задел с запозданием – рост цен на внутреннем рынке феррованадия начался только после Нового года и продолжался до апреля. Хотя для отечественных производителей феррованадия внутренний рынок уже не самый главный ориентир.

Как известно, российских производителей феррованадия всего два – это «Ванадий-Тула» (входит в «Евраз») и Чусовской металлургический завод (принадлежит ЗАО «Металлургическая инвестиционная компания»). Для небольшого отечественного ванадиевого рынка их вполне достаточно. Заметны они и на рынке мировом – на долю России приходится порядка 11% всего выпускаемого в мире ванадия.

Основным игроком, безусловно, является подразделение «Евраза», которое, впрочем, предпочитает выпускать и продавать не феррованадий, а его пентоксид – в 2012 г. под Тулой было изготовлено 7117 т пентоксида ванадия и 2715 т феррованадия. Как хорошо видно из табл. 1, значительная часть продукции отправляется за рубеж. По сообщению самого «Евраза», экспортные поставки составили около 53% от общего объёма выпуска, т.е. около 1440 т. Отечественная таможня зарегистрировала несколько больший объём отгрузок, но это вполне может объясняться реализацией ранее выпущенной продукции и разницей в учёте.


Чусовской метзавод на экспортном направлении в последние два года практически не заметен –предприятие весь 2012 г. было занято борьбой за выживание. И нельзя сказать, что на этом направлении ничего не достигнуто: если в 2011 г. чистый убыток почти достигал 1,6 млрд руб., то в первом полугодии 2012 г.он составил уже 367 млн руб., а по итогам всего 2012 г. сократился до 323,9 млн руб. Тем не менее расходы пока превышают доходы.

В целом ситуация на российском рынке феррованадия весьма стабильная – объёмы производства с 2008 г. буквально прилипли к отметке 3 тыс. т, отечественные производители практически полностью закрывают потребности местного рынка (табл. 2). Удручает одно: объёмы экспорта растут, а про внутреннее потребление этого сказать не получается.


Что трубы, что рельсы в России производились и производятся. Даже, наверное, и будут производиться. Вот только крупных нефте- и газопроводов мы в последнее время не строим, а железные дороги, особенно скоростные, для которых нужны качественные рельсы, строим в мизерных объёмах. Так что роста внутреннего спроса ждать просто неоткуда.

Может быть, заграница нас спасёт? По итогам I квартала таможня сообщила об экспорте чуть менее 300 т ферровольфрама, что вполовину меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Насколько изменится ситуация в 2013 г., сказать пока трудно. Но главный добытчик и производитель ванадия в стране– группа «Евраз» – свои выводы уже сделал.

Как сообщила 27 марта пресс-служба компании, «Евраз» подписал протокол о намерении продать принадлежащие ему 85% акций Evraz Highveld Steel and Vanadium Limited консорциуму Nemascore (Pty) Ltd. Примерная стоимость сделки составляет около $320 млн. На 31 декабря 2012 г. общая стоимость активов Evraz Highveld составляла приблизительно $396 млн. За финансовый год, завершившийся 31 декабря 2012 г., убытки Evraz Highveld до выплаты налогов составили порядка $97 млн. Стороны планируют завершить сделку во II квартале 2013 г.

Стоит отметить, что свой актив в ЮАР «Евраз» продаёт дешевле, чем купил: за вычетом доходов от реализации части активов Highveld Steel в соответствии с требованиями Еврокомиссии, покупка чуть более 80% южноафриканской компании в 2007 г. обошлась «Евразу» в $368 млн.

Получается, что из всего спектра собственного бизнеса наименее перспективным был признан именно ванадиевый актив, причём в чрезвычайно богатой ванадием и развитой в плане добычи ЮАР.

Конечно, Highveld Steel еще окончательно не продана, да и подводить итоги года рановато. Многое ещё может поменяться, но на фоне перманентно обостряющегося кризиса в Европе, к сожалению, довольно уверенно можно сказать только одно – изменения эти будут для ванадиевого рынка наверняка не в лучшую сторону.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции