Металлопрокат на Металл Торг.Ру

English version
Проект РВС - РВС-Металлы
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


14.06.2016    Неотвратимый литий



Ровно 5 лет назад мы уже анализировали состояние мирового рынка лития и его возможные перспективы в статье «Литий вместо свинца?». С тех пор немало воды утекло. В мае этого года «малая автокомпания Tesla Motors» устами своего владельца Илона Маска заявила, что для обеспечения запланированного выпуска в 500 тыс. электромобилей в 2018 году ей придется скупить весь литий в мире. На фоне таких перспектив стоимость лития поставила рекорд по темпам роста среди цветных металлов. Самое время посмотреть, что на самом деле ждет этот рынок?

История

В прошлой статье физико-химические и экономические аспекты применения лития в аккумуляторах были разобраны чрезвычайно подробно, поэтому повторяться не станем и лишь вкратце напомним основные моменты.

То, что этот легкий металл можно использовать в производстве аккумуляторов, было известно давно, а в 1991 году Sony выпустила первый серийный литиевый аккумулятор.

Однако те батареи имели известные недостатки – самовозгорание при огрехах в эксплуатации, чувствительность к разряду, токам заряда, неспособность работы при низких температурах и быстрое естественное старение. Поэтому их востребованность была весьма невысока. Все изменилось с появлением смартфонов.

Обычный мобильный телефон потребляет не слишком много электроэнергии, и безопасная никель-металлгидридная батарея, которую надо заряжать раз в несколько дней, для него подходила как нельзя лучше. Наличие эффекта памяти при неполном разряде немного осложняло жизнь пользователя, но обычно позволяло несколько лет пользоваться телефоном без особых проблем.

Появление смартфонов с энергоемким процессором и большим дисплеем потребовало либо значительного увеличения размеров аккумулятора, либо ежедневной зарядки. А то и два раза в день. Соответственно, эффект памяти стал весьма существенной проблемой. Вот тогда и наступил звездный час литий-ионных батарей, к тому моменту существенно улучшивших свои характеристики (табл. 1).


Но главное – они были способны без проблем заряжаться с любого и до любого уровня, пусть даже сохранение электроэнергии обходилось дороже.

Практика

По итогам 2015 года мировое производство смартфонов составило около 1,3 млрд штук, в активном пользовании по миру находилось примерно 2 млрд смартфонов. Темпы роста обоих показателей постепенно замедляются и сейчас составляют около 10% в год.

Стандартная емкость аккумулятора смартфона – 1500–2000 мА•ч, т.е. 1,5–2 А•ч. Или, если взять стандартное для них напряжение, 3,7 В – 5,5–7,5 Вт•ч. Соответственно, в мире ежегодно производятся литиевые аккумуляторы общей мощностью как минимум 11–15 млн кВт•ч. Подавляющее большинство – в Китае.

Теперь обратимся ко второму рынку, на котором литий-ионные аккумуляторы набирают все большую популярность, – электромобильному.

Одна из крупнейших автомобилестроительных компаний мира, Toyota, много лет развивала свою основную гибридную модель Prius на никель-металлгидридных аккумуляторах. Но четвертое поколение Prius уже имеет Ni-MH батарею только в самой дешевой комплектации, все остальные – с литий-ионными. При этом литий-ионная батарея легче (25 кг против 40 кг) и имеет меньшее количество ячеек (56 против 168) при равном выходном напряжении, т.к. позволяет получить более высокое напряжение на индивидуальной ячейке (3,7 В).

Указанная в спецификации модели мощность батареи 0,75 кВт•ч явно считается по каким-то особым правилам. Батарея весом 25 кг должна выдавать примерно 4,5–5 кВт•ч мощности. Скорее всего, она их и выдает – электромотор в 53 кВт нужно чем-то питать.

План по продажам Toyota Prius на 2016 год – 300–350 тыс. автомобилей. Для них потребуются батареи общей мощностью 1,35–1,75 млн кВт•ч. Существенно и заметно, но относительно рынка смартфонов – пока немного.

Продажи гибридных автомобилей под маркой Toyota превышают 1 млн штук в год. В основном они приходятся на люксовое подразделение Lexus, но там используются обычные Ni-MH батареи – как более надежные и недорогие. Первым Lexus, изначально ориентированным на новый тип батарей, должно стать спортивное купе LC 500 с примерно вдвое более тяжелой и мощной батареей, чем у Prius. Но погоду на рынке они вряд ли сделают. Общие продажи гибридных автомобилей в мире приближаются к 2 млн штук в год, но доля литий-ионных батарей в них не слишком велика, поэтому можно считать, что на все гибриды приходится примерно 2 млн кВт•ч электроэнергии в литий-ионных аккумуляторах.

А вот на рынке чистых электромобилей все интереснее. Литий-ионные батареи тут гораздо более распространены.

Сначала возьмем «стар...
...
...

Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.

С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции