Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


08.11.2018    Оптимизм «на-гора»



Профессиональный шахтёрский термин «на-гора» означает поднять вверх, на поверхность шахты и предъявить добытую руду или уголь. Фактически – успешно завершить трудную подземную работу. Позитивные результаты этой деятельности у российских угольщиков в текущем году налицо.

Благоприятная ситуация на рынке изменила сценарий развития угольной отрасли, отмечено на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, которое провёл 27 августа 2018 года президент РФ Владимир Путин в Кемерово.

А совсем недавно, 3 октября, выступая на пленарной сессии Российской энергетической недели, Владимир Путин вновь специально обратился к угольной теме. «Ещё одно важное направление мировой энергетики, которое снова демонстрирует положительную динамику, – это угольная промышленность, – сказал президент. – Ещё 10 лет назад в перспективность поставок этого энергоносителя мало кто верил, а сегодня мы видим, как спрос на уголь устойчиво растёт, в первую очередь в странах АТР. Для России крайне важно закрепиться и увеличить своё присутствие на этом динамичном рынке».

Фактически угольной отрасли РФ дан «зелёный свет» для дальнейшего развития, причём с ориентацией на экспорт в восточном направлении.

Самое время обратиться к цифрам, особенно в части дефицитных коксующихся углей, востребованных как мировой, так и российской металлургией.

По данным Росстата, общий объём добычи угля в России в январе–августе 2018 года вырос на 7,7% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и достиг 287 млн т. Причём в августе рост составил 11,5%, т.е. темпы ускоряются. «По нашему прогнозу, в этом году будет добыто порядка 420 млн т – может быть, 425 млн т – и экспортировано около 200 млн т угля», – сообщил в октябре замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский. По словам г-на Яновского, это составит около 20% роста по сравнению с прошлым годом как по добыче, так и по экспорту угля.

Однако пока, вплоть до сентября, динамика отечественной угольной отрасли в части производства несколько слабее этих очень оптимистичных ожиданий (рис. 1).


Доля основных производителей коксующегося угля в РФ в текущем году приведена на рис. 2.


Наибольший вклад в 9%-й прирост его добычи за полугодие внесли группа «Евраз» (включая «Южкузбассуголь» и «Распадскую»), «Мечел-Майнинг» (включая ХК «Якутуголь» и «Эльгауголь» – 1900 тыс. т) и УК «Кузбассразрезуголь». Территориально основной объём добычи коксующихся углей в РФ вновь пришёлся на предприятия Кузбасса – около 75%. За полугодие в регионе добыто 35,2 млн т угля для коксования, что на 13% больше, чем годом ранее.

Отметим, что доля коксующихся углей в общей добыче каменного угля в РФ в последние годы остаётся сравнительно стабильной и находится в интервале 25–27%. Однако она много заметнее в выручке угольных компаний, поскольку при схожих затратах на добычу стоимость металлургических (коксующихся) углей остаётся в 2–3 раза выше, чем российские цены прочих (энергетических) углей (рис. 3).


Обе эти группы углей за последние полтора года на российском рынке дружно и весьма существенно подорожали. За 12 месяцев (до сентября 2018 года) рост средних цен составил: на рядовые энергетические угли – на 32,5%, до уровня 1930 рублей за т без НДС, на рядовые коксующиеся угли – на 32,8%, до 4790 рублей за т. Ещё дороже стали дефицитные марки углей (в сложных смесях шихты для коксования), стоимость которых в РФ приблизилась к уровню около 6000 рублей за т.

Этот рост цен связан не со взлётом российского спроса, а прежде всего с общемировыми тенденциями, где дефицит и цены углей (с доставкой) существенно выше российских. Причём к давней мировой традиции нехватки металлургических углей в текущем году добавился также некоторый дефицит углей энергетических. Основная причина – в снижении их добычи в Китае и спаде экспорта из Австралии и Колумбии.

В итоге суммарный экспорт всех видов российских углей за первое полугодие вырос на 8,8% (в годовом сравнении) и превысил 100 млн т – это удвоение объёмов вывоза угля из РФ к уровню 10-летней давности. По итогам 8 месяцев 2018 года темпы роста достигли 10,2%, а объём составил более 144 млн т. Экспорт наиболее интересного нам коксующегося угля из РФ за 8 месяцев вырос чуть скромнее – на 7%, до объёма 17,5 млн т.

Основные страны – покупатели российского коксующегося угля остались прежними (табл. 1), за исключением аномального взлёта поставок (более чем в 20 раз) в весьма недружественную нам Польшу.


Позиции лидера по импорту продолжила укреплять более чем недружественная Украина. А наш огромный восточный союзник – Китай – наоборот, сбавил интерес к российскому коксующемуся углю более чем на треть.

Но почти на порядок стал выше экспорт российских энергетических углей в восточном направлении. Тройку лидеров по итогам первого полугодия 2018 года составили Китай (импортировано 12,88 млн т), Южная Корея (12,84 млн т) и Япония (8,13 млн т). Реанимация интереса угольщиков и наших властей к энергетическим углям связана с тем, что их вывоз достиг 92% общего импорта этого сырья. Но главное – он стал весьма выгодным ввиду заметного и устойчивого роста цен (рис. 4).


К примеру, с января 2017-го по август 2018 года средние экспортные цены на энергетический уголь из РФ выросли на 25,3%, а на коксующийся – лишь на 5%, причём с заметным спадом осенью прошлого года. Отметим, что наш экспорт коксующихся углей по-прежнему уступает по ценам особо качественным углям из Австралии (Рremium НСС), а также страдает слабой логистикой отгрузок и перевозок в перегруженном восточном направлении.

Как сообщало летом текущего года ОАО «РЖД», крупные поставки угля осуществляются на экспорт из Кузбасса через Дальний Восток. В связи с высокой нагрузкой летом на Восточном полигоне железнодорожники были вынуждены ввести ограничения на отправку составов в экспортные порты. Появились брошенные поезда, не справлялись и ж/д погранпереходы. К примеру, согласно телеграмме ОАО «РЖД» №11349 от 14 июня 2018 года, погрузка угля в КНР назначением на станцию Камышовая-Экспорт в июне была ограничена на 50%. Для вывоза угля по сети РЖД на экспорт отправители были вынуждены задействовать не только отечественные морские терминалы, но и резервные направления. Как отметил генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, «уголь поехал через Финляндию, Польшу и Калининград».

В связи с этим, как сообщил гендиректор ИЭРТ Фёдор Пехтерев, в ОАО «РЖД» рассчитывают на развитие портов Мурманска и Усть-Луги.

Однако ряд экспортёров коксующегося угля – например «Мечел» («Эльгауголь») и «Колмар», подписавшие долговременные контракты с японской JFE Steel и китайской Baosteel Resources соответственно, – рассчитывают именно на восточное направление отгрузок. Им нужно не только отгрузить свой уголь на перегруженных портовых терминалах и ж/д погранпереходах, но и иметь разумные цены на транспортировку потребителю. Более того, конкурентные с ценами на поставку коксующегося угля из Монголии в Китай, по которым на 2018 год прогнозируется 15%-й рост, до объёма 33 млн т.

В остальном конъюнктура рынка для наших угольных компаний выглядит вполне оптимистично. Как обычно, прогнозы западных и австралийских аналитиков о спаде мировых цен на сырьё не подтверждаются. Особенно в части коксующихся углей.

Быстро обостряется их дефицит в металлургии Индии, которая в текущем году вышла на 2-е место в мире по объёмам производства стали. При этом в 2017/2018 финансовом году индийский импорт коксующегося угля вырос на 13% в годовом сравнении, до 51 млн т, на фоне сокращения собственной добычи.

Министерство металлургической промышленности Индии наконец-то выступило за отмену импортной 2,5%-й пошлины на коксующийся уголь. Но его дефицит, по мнению рейтингового агентства CRISIL, будет нарастать в Индии на 5 млн т ежегодно.

На очереди – российское «хождение за три моря»?

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: