Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


05.09.2019    Текущее состояние рынка силикомарганца РФ



Силикомарганец – один из самых популярных ферросплавов в металлургии. По итогам первой половины текущего года в денежном выражении объём его потребления в России составил около $280 млн. Что вдвое больше рынка ферромарганца и практически совпадает с объёмами спроса на ферросилиций.

Впрочем, это в большей степени заслуга дешевеющего ферросилиция, нежели самого силикомарганца. Цены последнего после подъёма в 2016 году еще около года держались на уровне $1200–1300 за т, но далее постепенно поползли вниз (рис. 1).


Впрочем, темпы снижения пока не очень высоки – до круглой цифры в $1000 за т они доберутся имеющимися темпами только к весне 2020 года. Пока же они располагаются в довольно комфортном для производителей диапазоне.

Силикомарганца в России традиционно не хватало, поэтому достаточно высокие цены должны были стимулировать ввоз из-за границы. Традиционным и доминирующим поставщиком для наших металлургов являлись украинские заводы.

Однако конфликт на Донбассе и введенные в середине 2016 года пошлины на украинские марганцевые сплавы обвалили импорт с данного направления до нуля.

Как известно, «свято место пусто не бывает», и заметная часть украинского импорта была замещена поставками из Грузии (рис. 2).


В 2017–2018 годах они составили 110–115 тыс. т, за первую половину 2019 года уже ввезено около 62 тыс. т. Грузинская таможня несколько расторопней российской и уже сообщила об экспорте 78,8 тыс. т ферросплавов в Россию за январь–июль текущего года, что на 22% больше, чем годом ранее.

Единственным производителем силикомарганца в Грузии является Зестафонский завод ферросплавов (ЗЗФ).

Управляется завод, а также ГОК «Чиатурмарганец», соответствующее марганцевое месторождение и ГЭС «Варцихе» компанией Georgian Manganese, входящей в американскую Georgian American Alloys Inc., контролируемой, в свою очередь, украинской группой «Приват». С поставками которой в России и боролись, вводя антидемпинговые пошлины.

Ферросплавы, а именно силикомарганец, являются одним из основных экспортных продуктов Грузии. В денежном выражении на Россию приходится 44% экспортных поставок ферросплавов из Грузии.

В январе–июле 2019 года их из страны было экспортировано на $195,7 млн. Это на 5% меньше, чем годом ранее, но сокращение отчасти вызвано проседанием цен на 10% за тот же период. Тоннаж же определённо вырос: примерно до 170 тыс. т за 7 месяцев и потенциально до 300 тыс. т за весь 2019 год.

При этом ещё в начале 2016 года «Чиатурмарганец» приостанавливал добычу руды на несколько месяцев из-за плохой конъюнктуры на глобальных рынках металлургической продукции. В мае 2017 года Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии назначило в Georgian Manganese специального управляющего.

У Georgian American Alloys данный шаг восторга не вызвал, в прессе появились обвинения нового управляющего в некомпетентности и рейдерском захвате компании властями страны. По официальной версии событий, Georgian Manganese неоднократно игнорировала требования охраны окружающей среды, создала в регионе работы тяжелую экологическую ситуацию и не выполняла требования Минприроды Грузии.

Однако вскоре всё улеглось, был разработан проект модернизации АО «Чиатурмарганец», предусматривающий строительство фактически нового и экологически безопасного предприятия по обогащению марганцевой руды. В декабре 2018 года новое производство по переработке марганцевой руды мощностью 200 т марганцевого концентрата в час было введено в эксплуатацию. Объём инвестиций составил $20 млн.

В мае 2019 года предприятие снова столкнулось с проблемами, на этот раз нетехнического плана.

Шахтёры «Чиатурмарганца» не согласились с предложенным администрацией ростом зарплаты на 15% и объявили забастовку. Они запросили повышения заработной платы на 50%, а также выдвинули ряд требований по экологии, медицинской страховке и безопасности труда. Неденежные вопросы Georgian Manganese пообещала постепенно разрешить, однако от дополнительного повышения зарплаты отказалась.

Забастовка продолжалась 11 дней, причём ближе к концу переросла фактически в общегородскую – в школах был приостановлен учебный процесс, не работала часть магазинов. К переговорам пришлось подключиться властям страны. В результате была достигнута договорённость об увеличении зарплаты шахтёров на 35%: на первом этапе – на 25%, а в течение года – ещё на 10%.

Практически одновременно зарплатный конфликт разгорелся и на Челябинском электрометаллургическом комбинате (ЧЭМК), крупнейшем российском производителе силикомарганца. Сотрудники комбината провели сбор подписей в поддержку требования поднять заработную плату, во время майских праздников вышли на массовую акцию профсоюзов, а 16 мая провели акцию протеста возле проходной предприятия.

По информации профсоюзов и региональных СМИ, заработная плата на ЧЭМК практически не индексировалась несколько лет, хотя чистая прибыль комбината за это время ощутимо выросла. После митингов работники добились встречи с руководством предприятия, однако первые решения появились только спустя две недели.

Как сообщил Горно-металлургический профсоюз России, зарплатные приказы вышли 31 мая и 19 июня. С 1 июня были установлены новые тарифные ставки и оклады работникам цехов основных производств ЧЭМК – ферросплавного и электродного. Впервые за 15 лет в тарифы и оклады – постоянную часть зарплаты – ввели повышающие коэффициенты, с одновременной индексацией.

Зарплата всех работников ЧЭМК в среднем поднимется на индекс потребительских цен в стране. При этом повышение будет дифференцированным – приблизительно от 5 до 30%, в зависимости от категории персонала (низкооплачиваемым – больше, высокооплачиваемым – меньше).

На объёмах производства силикомарганца ЧЭМК этот конфликт не сказался (рис. 3).


Про других производителей силикомарганца в СМИ практически ничего не слышно, но они есть. В Новокузнецке производством силикомарганца занимается Западно-Сибирский электрометаллургический завод, входящий в Сибирскую горно-металлургическую компанию (СГМК). Мощность предприятия составляет 53 тыс. т в год, и, судя по данным Росстата, работает оно практически с полной загрузкой.

Однако подозрение, что Росстат знает не всё, возникает при изучении структуры и географии экспортных поставок из России. За последнее время они чрезвычайно разрослись: от скромных нескольких тысяч тонн до 2016 года к 50–70 тыс. т в год сейчас (рис. 4).


К основному направлению экспорта – Беларуси – особенных вопросов нет. Это преимущественно поставки ЧЭМК в адрес Белорусского металлургического завода. Ведь белорусские власти разрешили ввести антидемпинговые пошлины на ввоз украинского силикомарганца в Евразийский экономический союз только в обмен на 20%-ю скидку от ЧЭМК.

С отгрузками в Нидерланды тоже всё более-менее ясно – это торговля с европейскими и прочими потребителями. Казахстан тоже понятен – до него везти товар ещё ближе.

А вот резко выросшая в экспорте силикомарганца из РФ доля Украины нас озадачила. Несколько тысяч тонн отгружается из Ростовской области, и в их отношении можно строить некоторые предположения: на досках объявлений уже начал встречаться Стахановский ферросплавный завод с адресом в Волгодонске. Однако остальная (и основная) часть поступает из Нижегородской области, где есть производство ферротитана, но не силикомарганца. Росстат тоже не в курсе существования такого предприятия. Единственное разумное предположение при подобных вводных – деятельность торговца, перепродающего чужую продукцию. Вероятно, даже не российскую.

К счастью, это никак не мешает свести баланс рынка (табл. 1).


Отчетливо видно, что значительные изменения в объёмах и направлениях экспортно-импортных отгрузок на внутреннем потреблении сказались не очень сильно. В пересчёте на годовые объёмы можно заметить тенденцию к некоторому росту: по сравнению с первой половиной 2017 года в январе–июне текущего года потребление выросло на 10%, с аналогичным периодом прошлого года – на 1,5%. И это, в условиях снижающихся котировок силикомарганца, тоже хорошо.

Надежды на рост мировых и российских цен сейчас фактически сошли на нет. После некоторых сокращений (и ввода новых производств) основное производство силикомарганца в мире – в Китае – явно стабилизировалось. Достигнут некоторый баланс предложения и спроса со стороны производителей сталей и сплавов, включая российскую металлургию.

А стабильность в наши сложные времена – уже хорошо.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: