Одного порта мало
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
25.06.2004
Одного порта мало
Новолипецкий меткомбинат покупает второй морской порт за последние две недели. Вслед за портом Туапсе структуры НЛМК приобрели контрольный пакет акций Морского порта Санкт-Петербург, второго по величине в России. Эксперты считают, что владельцы комбината всерьез решили заняться транспортным бизнесом.


--------------------------------------------------------------------------------

НЛМК – третье по величине в России сталелитейное предприятие, в 2003 г. произвел 8,2 млн т проката. Выручка НЛМК за 2003 г. по РСБУ составила 75 млрд руб., чистая прибыль – 22,6 млрд руб. Морской порт Санкт-Петербург – холдинг, объединяющий семь грузоперевалочных (стивидорных) компаний, работающих в порту Петербурга. В 2003 г. консолидированная выручка холдинга составила около $201 млн, операционная прибыль – $41 млн, грузооборот – почти 22 млн т. 50% + 1 акция холдинга принадлежит компании Nasdor Anstaldt (Лихтенштейн), 28,8% – КУГИ Санкт-Петербурга, 20,2% – правительству России.

--------------------------------------------------------------------------------

На прошлой неделе НЛМК объявил о приобретении 69,4% акций Морского порта Туапсе, третьего по величине в России. А в среду близкая к комбинату датская компания Jysk Staalindustri завершила сделку по покупке у Nasdor контрольного пакета акций Морского порта Санкт-Петербург, рассказал “Ведомостям” председатель совета директоров холдинга Андрей Кобзарь. Информацию о сделке подтвердил “Ведомостям” представитель НЛМК Андрей Сидоров. По его словам, комбинат “ведет переговоры” с датской компанией о выкупе ее доли в порту Санкт-Петербурга. А источник, близкий к НЛМК, называет Jysk Staalindustri — дружественной предприятию компанией. Она торгует липецким металлом в Европе, а в 2002 г. покупала в его интересах обанкротившуюся металлургическую компанию Danish Steel Works. Собеседник “Ведомостей” отмечает, что уже сегодня совет директоров созовет внеочередное собрание акционеров, чтобы НЛМК смог ввести своих представителей в совет. А исполняющим обязанности гендиректора порта будет назначен ставленник НЛМК Сергей Вешняков.

Кобзарь поясняет, что вместе с акциями порта дружественные Nasdor кипрские компании продали и 81%-ные доли в стивидорных компаниях — “Первой”, “Второй” и “Четвертой”, которые в основном занимаются перевалкой металлов, угля, удобрений и нефтепродуктов на экспорт. В этих компаниях непосредственно порту принадлежит по 19% акций. Кроме того, Jysk Staalindustri купила 51% акций Стивидорной лесной компании. Стороны отказались назвать сумму сделки. Но источник, знакомый с деталями сделки, говорит, что ее сумма составила около $140 млн.

По словам Кобзаря, Nasdor оставила за собой лишь те объекты в порту, которые создавала “с нуля” за счет собственных инвестиций. Это 50%-ные доли в компаниях “Первый контейнерный терминал” (оставшимися 50% владеет “Северстальтранс”), “Балтийский балкерный терминал” (перевалка удобрений, 50% — у “Уралкалия”) и “Нева-металл” (перевалка стали, 50% — у “Северстальтранса”). На эти компании, по оценке директора консалтинговой компании Transcare Владимира Ашуркова, приходится до половины грузооборота и выручки холдинга “Морской порт Санкт-Петербург”. Кобзарь говорит, что вырученные от сделки средства Nasdor намерена инвестировать в контейнерный бизнес, в частности в строительство контейнерного терминала в порту Усть-Луга, и в ряд проектов в Санкт-Петербурге.

“Это и хорошее вложение денег и синергия с металлургическим бизнесом, — говорит гендиректор консалтинговой компании Transcare Владимир Ашурков. — До сих пор акционеры порта Санкт-Петербург работали в тесном контакте с "Северсталью" и липецкий металл переваливался в Питере по остаточному принципу”. Ашурков считает, что НЛМК решил пойти по пути, проторенному “Северсталью”, и всерьез заняться транспортным бизнесом — портами и железнодорожными перевозками. “Лисин стал портовым магнатом, — констатирует начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. — Порты — одна из немногих отраслей с хорошей рентабельностью, которая до сих пор не консолидирована. К тому же она не совсем чужда металлургам, часть портовых мощностей понадобится НЛМК для собственных нужд”. Источник, близкий к НЛМК, говорит, что через Туапсе комбинат может экспортировать около 3 млн т стали в год, а через Санкт-Петербург — около 1 млн т. При этом мощности приобретенных активов составляют свыше 17 млн т и около 12 млн т грузов в год.
Илья Хренников, Анатолий Темкин "Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: