Евразхолдинг: “Эра слияний и поглощений еще не закончилась"
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
15.07.2004
Евразхолдинг: “Эра слияний и поглощений еще не закончилась"
О том, почему добиваться успеха на мировом стальном рынке слияний и поглощений тяжелее других российским компаниям и о том, почему этот успех для нас почти запрограммирован, журналу “Эксперт” рассказал председатель совета директоров ОАО “ЗСМК”, исполнительный директор УК “ЕвразХолдинг” Андрей Севенюк.

– За три последних года российские компании и холдинги резко сдали позиции в рейтинге крупнейших мировых сталелитейных корпораций. И это несмотря на то, что для нас все складывалось удачно – хорошая конъюнктура рынка, высокая рентабельность, огромные прибыли. Получается, что конкурентная борьба на мировом рынке нами проиграна?

– Я бы не был так категоричен. Как вы знаете, конкурентная борьба на мировых рынках идет по двум направлениям. Одно из них – борьба за растущие рынки, назовем это органическим ростом компаний. Другое направление – борьба за устоявшиеся рынки в виде слияний-поглощений, назовем это стратегическим ростом.
Так вот, по линии органического роста у нас все хорошо – российские компании за последние три года только увеличивали объемы производства стали. Мировой металлургический рынок растет примерно на 5-6 процентов в год, так же растет и Россия в целом. Пример органического роста в черной металлургии демонстрирует южнокорейская компания POSCO.
Теперь о стратегическом росте. С формальной точки зрения у российских металлургов все складывалось, на мой взгляд, неплохо. Например, за тот же период наша компания “ЕвразХолдинг” росла сверхбыстро. Каждый год мы увеличивали объемы производства стали примерно на 4-5 миллионов тонн за счет включения в группу сначала Западно-Сибирского меткомбината, затем Новокузнецкого.

– Но вы говорите о внутреннем рынке, мы же имеем в виду позиционирование наших компаний на рынке мировом.

– Сталелитейный сектор всех стран в последнее время растет примерно одинаковыми темпами. Исключение составляет только Китай. Возникает закономерный вопрос: можем ли мы составить конкуренцию китайским компаниям?
Вроде бы да. На растущие рынки могут быть нацелены страны с дисбалансом производства и внутреннего потребления какого-либо продукта. В производстве стали таких стран по большому счету всего четыре. Россия, которая производит 60 миллионов тонн стали, а потребляет тридцать. Япония, которая производит 110 миллионов тонн стали, а потребляет 75. Украина, которая производит 35 миллионов тонн стали, а потребляет три. Наконец, Бразилия, у которой примерно 35 миллионов тонн – производство и 15 миллионов – потребление. Кроме того, у российских сталелитейных компаний есть мощное конкурентное преимущество в виде низкой себестоимости производства (самая низкая, кстати, на Запсибе). Но воспользоваться им непросто.
Черная металлургия – стратегическая отрасль для каждой страны, и государство защищает ее всеми международно принятыми мерами: от государственного регулирования таможенных пошлин до внешнеполитического лоббизма. В условиях острой конкуренции на глобальных мировых рынках, как правило, нет места либеральным подходам. В противном случае Россия или Бразилия, два главных мировых конкурента именно с точки зрения стоимости стали, могли бы заполнить недостаток предложения в любой стране. Что касается Китая, то работать на его рынке могут только компании, имеющие устоявшиеся отношения с китайскими партнерами. Такие отношения есть у японских и южнокорейских производителей стали. К сожалению, у российских компаний такие отношения только начинают складываться.
Конечно, очень хочется присутствовать на внешних рынках, торгуя не полуфабрикатами, а конечной продукцией. Из 30 миллионов тонн российской стали, которая идет на экспорт, 80 процентов составляют полуфабрикаты. Но с готовыми изделиями нас никто не ждет. Тем же корейцам проще построить перекатный завод и оставлять маржу у себя.

– Так если нас не пускают прямо, давайте купим национального производителя в тех же США или, например, Китае или Южной Корее.

– Вот конкретный пример. Недавно мы предприняли серьезную попытку купить такой актив в Южной Корее – в мае этого года участвовали в конкурсе по продаже активов обанкротившегося предприятия Hanbo Steel. Хотя это предприятие и финансово несостоятельно, с технологической точки зрения это один из самых современных заводов. Специалисты “ЕвразХолдинга”, которые посетили Hanbo Steel, считают, что при его строительстве закладывались самые передовые технические решения, которые не встретишь на предприятиях мировых лидеров черной металлургии. Корейцы не скупились, когда его строили. По нашим оценкам, капзатраты при его строительстве составили около 5-6 миллиардов долларов. Завод географически очень выгодно расположен – стоит на береговой линии, есть собственный современный причал для приема большегрузных судов. Производственные мощности завода составляют около четырех миллионов тонн готовой продукции.
Мы предложили, по нашему мнению, хорошую цену, но, к сожалению, проиграли конкурс альянсу компаний INI Steel Co. и Hyundai Hysco, предложение которых незначительно превысило наше.
Другой пример. Наше участие в конкурсе по приватизации украинской “Криворожстали”. Победитель конкурса – “Инвестиционно-металлургический союз” – заплатил за этот актив на 400 миллионов долларов меньше, чем по отдельности предложили “ЕвразХолдинг” и “Северсталь”.
По моим ощущениям, есть некий устоявшийся имидж российского бизнеса. С одной стороны, нас не воспринимают в качестве серьезного игрока, с другой – подчас просто боятся. Этот фактор серьезно влияет и будет влиять на любые приобретения за рубежом. Возможно, придется потратить долгие годы, прежде чем ситуация изменится.
Есть и сложности технического характера. В первую очередь они связаны с экспортом капитала. В принципе страна до недавнего времени этот процесс не поощряла. Только сейчас российский бизнес дорос до уровня создания собственных глобальных брэндов, их продвижения на мировом рынке. Нельзя зацикливаться внутри своей собственной страны, надо идти дальше. Но чтобы идти дальше, государство должно пойти нам навстречу по линии либерализации экспорта капитала.

– Не является ли наше отставание по линии слияний-поглощений следствием недостатка свободного капитала на национальных рынках? Вы можете рассчитывать только на свои собственные средства или же на полное финансирование таких сделок?

– С западными конкурентами мы примерно в равных условиях. С моей точки зрения, российские сталелитейные компании неплохо финансируются в плане корпоративных финансов. У конкурентов особого преимущества в этом нет.
Я думаю, что ко многим тендерам на продажу сталелитейных активов, особенно в Америке, мы просто опоздали. Но эра слияний и поглощений еще не закончилась. Преуспеть на этом поприще мы будем пытаться и впредь. Рано или поздно будет серьезный успех: раз есть сильное желание победить, результат не заставит себя ждать.
Губернские ведомости

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: