Суета полураспада
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
23.08.2004
Суета полураспада
Мировой рынок ядерного топлива - а это $8 млрд. в год - на грани передела: Евросоюз теснит Россию, а наши атомщики, в свою очередь, грозятся "захватить" Западную Европу, а заодно и Азию. Тот, кто победит в этой борьбе, будет держать за горло мировую экономику, когда нефть и газ станут раритетами.

Рынок ядерного топлива, пожалуй, один из самых консервативных и в то же время "нервных" среди других промышленных рынков. Атомные станции стоят дорого - от $1,3 млрд. и выше, строятся долго - как минимум пять лет. А потому за поставки топлива для весьма ограниченного числа АЭС ведется постоянная борьба.

В последние годы эта борьба заметно обострилась. Тому есть сразу две причины. Во-первых, постчернобыльский синдром сошел на нет и в мире (особенно в Азии) возобновилось строительство АЭС. Во-вторых, многие бывшие соцстраны, где АЭС строились по советским проектам и под советское (ныне российское) топливо, вступили в Евросоюз. А "старые европейцы" одним из условий приема сделали согласие "европейцев новых" на закрытие своих атомных станций. Вопрос в том, кто нагреет руки на этом переделе рынка.

Назад в СССР

"Атомный ренессанс", начавшийся в конце 90-х, пока не принес России существенных дивидендов.

С развалом СССР значительная часть советской урановой базы осталась за пределами страны - в Казахстане, Узбекистане и на Украине. И теперь ТВЭЛ, добывающий 3,5 тыс. тонн урана в год, вынужден докупать сырье у этих стран. Помешал получить дивиденды от "ядерной весны" нашим атомщикам и раздрай начала 90-х, когда акции приватизированных компаний ядерно-топливного цикла начали разбредаться по рынку (позже их выкупил ТВЭЛ), и дефолт 1998 года, и потеря госконтроля над компанией "Атомстройэкспорт" (строит АЭС за рубежом, ныне контролируется "Объединенными машиностроительными заводами").

В результате имевшееся у СССР реноме супернадежного атомного партнера было Россией во многом утрачено. Как следствие мы проиграли французам тендер на строительство АЭС в Финляндии (а значит, и возможность поставки на эту станцию топлива), хотя первую атомную станцию - "Ловииза"- финнам построили именно наши атомщики.

Правда, "Атомстройэкспорт" до своего "разгосударствления" успел заключить договоры на строительство АЭС в Индии ("Куданкулам"), Иране ("Бушер") и Китае ("Тяньвань"). А ТВЭЛ был выбран поставщиком топлива на все три станции. Суммы эти контрактов держатся в строжайшей тайне (можно лишь предполагать, что речь идет о сотнях миллионов долларов). Но совершенно очевидно, что эти контракты стали прорывом России на азиатский рынок, где до сих пор хозяйничали западные компании и Япония. Однако и здесь не обошлось без накладок. Если, например, с Индией у ТВЭЛа пока проблем не возникает - поставки ЯТ на "Куданкулам" начнутся только через два года, то Иран оказался на редкость проблемным клиентом. ТВЭЛ изготовил топливо для АЭС "Бушер" еще в 2002 году, но до сих пор не может его поставить: строительство станции тормозится из-за обвинений, сыплющихся на Иран со стороны США в попытках овладеть военными ядерными технологиями. И когда решится этот вопрос, неизвестно.

Контракт же с Китаем предусматривает передачу китайцам технологии производства ЯТ. То есть ТВЭЛ сможет поставлять топливо на АЭС "Тяньвань" лишь первое время (на одной "порции" топлива реактор работает 5-6 лет), а затем китайцы запустят собственное производство. Кстати, французская Framatome ANP в свое время также пошла на аналогичные условия Поднебесной.

На волне возрождения отрасли вводит новые энергоблоки и Украина - старейший и крупнейший партнер ТВЭЛа, на который приходится 30% экспорта нашей компании (кстати, часть топлива для АЭС Украины ТВЭЛ делает из украинского урана). Недавно украинцы запустили один новый реактор (2-й энергоблок Хмельницкой АЭС), сейчас готовятся к запуску второго (4-й блок Ровенской АЭС). Поставщиком топлива на оба реактора был выбран ТВЭЛ. Но, по условиям договора, Украина расплатится за топливо (а это порядка $400 млн. за один лишь нынешний год) не сразу, а в течение нескольких лет.

Если наступит завтра

Пока ТВЭЛ прорывался на новые рынки, возникла угроза потери старых: бывшие соцстраны - Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, а вместе с ними и Литва - вступили в Евросоюз. А Евросоюз в полном соответствии с философией замкнутой экономической системы хочет, чтобы в Европе все было европейское - в том числе и ядерное топливо. Однако моментально перейти на это западное ЯТ не удастся: построенные советскими специалистами АЭС лучше всего работают на топливе российского производства - и это пока играет на руку нашему монополисту. Но дивиденды с советского наследия со временем могут испариться: Евросоюз в свое время рекомендовал странам-кандидатам ЕС остановить и демонтировать станции, построенные по "советским" проектам. Взамен на эту уступку ЕС пообещало бывшим соцстранам помочь кредитами в строительстве новых станций - разумеется, по западным проектам и рассчитанных на западное же топливо.

С экономической точки зрения подобные рекомендации выглядят абсурдно: закрытие АЭС, реабилитация территорий и строительство новых станций - это миллиардные затраты. Как говорят аналитики, чтобы выполнить такие рекомендации, "нужно не то что любить Евросоюз, а быть просто без ума от него".

Однако некоторые страны решили прислушаться. Например, Болгария уже заглушила два энергоблока на АЭС "Козлодуй" (всего на станции шесть энергоблоков) и договорилась с ЕС, что в 2006 году остановит еще два. Взамен Болгария планирует возобновить с помощью Евросоюза замороженное строительство новой станции - "Белене" (в 1985-1990 годах строилась при содействии СССР). Решила выполнить рекомендации "старых европейцев" также и Литва: на 2005 год запланирована остановка единственной в стране Игналинской АЭС, которая обеспечивает более 80% потребностей страны в энергии.

В ТВЭЛе такой поворот событий предвидели и успели в 2002-2004 годах заключить с рядом партнеров новые или продлить старые контракты на срок от 5 до 25 лет. А кроме того, выиграть тендеры у Areva и Westinghouse на поставки топлива на оставшиеся блоки болгарской АЭС "Козлодуй" и две словацкие АЭС - "Богунице" и "Моховце".

Обмен любезностями

Аналитики уверены, что в будущем ТВЭЛ сохранит ориентацию на Восточную Европу, ведь 70% доходов компании приносит экспорт. Рентабельность работы с российскими АЭС не превышает 7-10% (цены на ЯТ внутри страны регулируются государством), а рентабельность поставок за рубеж достигает 18%. Менее зависимым от зарубежных рынков ТВЭЛ может стать только в том случае, если государство отпустит цены на атомное топливо - но случится это может не раньше чем лет через пять.

Однако очевидно, что для сохранения позиций ТВЭЛу понадобится научиться производить топливо для европейских реакторов - на это, по оценкам, уйдет не менее двух-трех лет. Делать это нашим атомщикам придется как можно быстрее, поскольку западные конкуренты, в частности BNFL, "зеркальный" шаг (производство топлива, подходящего для российских реакторов) уже сделали. И это свое умение наверняка попытаются реализовать на практике - то есть поставлять топливо на АЭС, возведенные по советско-российским проектам.

Впрочем, определенный опыт производства западного топлива у нашей корпорации уже есть. С конца 90-х ТВЭЛ в кооперации с компанией Framatome ANP изготавливает из "привозных" компонентов топливо для ряда стран Западной Европы. Помочь прорыву российских игроков на рынок "старой" Европы, по словам вице-президента корпорации по коммерции Антона Баденкова, может и то, что зарубежные энергокомпании заинтересованы в появлении на монопольном западно-европейском рынке нового игрока со своим топливом. Именно ТВЭЛ и рассматривается в качестве этого нового игрока.

Пока же можно констатировать, что ТВЭЛ теряет часть своего традиционного рынка - Болгарию и Литву. Но с учетом прорыва в Азию и скорого выхода на западный рынок со своим топливом у ТВЭЛа еще достаточно шансов, чтобы сохранить свою долю "ядерного пирога". Не секрет, что нефти и газа на Земле осталось на 50-60 лет, а урана энергетикам может хватить еще как минимум на 100 лет. Таким образом, если Россия сейчас удержит свой "ядерный плацдарм" да еще выйдет на западные рынки, она сможет в недалеком будущем на равных делить с Западом не 440 реакторов, а, по сути, всю энергетику планеты.



Михаил Сидоров "Профиль"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: