Зачем «Северсталь» покупает зарубежные активы?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
15.07.2005
Зачем «Северсталь» покупает зарубежные активы?
Комментарий по этому поводу дал позавчера на пресс-конференции в преддверии празднования 50-летия ОАО «Северсталь» заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса ЗАО «Северсталь-групп» Вадим Махов.

Как сказал Махов, российский рынок приоритетен для «Северсталь-групп». В перспективе до 70 % продаж комбината будут осуществляться на внутреннем рынке. «Северсталь» в Череповце — ключевой актив «Северсталь-групп», в развитие которого будут вкладываться значительные средства. В текущем году — порядка 500 млн. долларов. А покупка зарубежных активов дает возможность значительно увеличить инвестиции в модернизацию череповецких предприятий.

Три основных плюса приобретения зарубежных активов подчеркнул Махов: рынок, обмен опытом, консолидация. Напомним, в январе 2004 года «Северсталь-групп» приобрела за 270 млн. долларов американский металлургический завод Severstal North America (SNA, Детройт, до приобретения — Rouge Industries); в 2005 году — группу компаний Lucchini (Италия).

— Нас долгое время не пускали на рынки Штатов, — сказал Махов. — На пути стояли антидемпинг, квоты... Мы купили завод и обошли эти ограничения. Теперь у нас хорошие партнерские отношения с тройкой гигантов в американской автомобильной промышленности («Форд», «Дженералмоторс», «Крайслер»). Более того, американские заводы («Форд-фокус», «Шеви-Нива») выходят на российский рынок и в первую очередь приходят в «Северсталь-групп». Они говорят: мы хотим покупать у вас продукцию, потому что вы подтвердили свою надежность в Америке. Как результат, наши рынки сбыта есть в США, в России, будут и в Европе.

Вадим Махов подчеркнул, что SNA и Lucchini — не обычные производители, а нишевые, то есть специализированные игроки. В Америке выпускается высококачественный автолист, в Италии — сортовой прокат (оси, шестерни, коробки передач и т.д.).

Второй момент — обмен опытом, знаниями, умениями и навыками. Показателен пример SNA. Пять лет подряд завод был убыточен. По итогам 2003 года убытки составили 92 млн. долларов, и он вплотную подошел к банкротству. После покупки завода «Северсталью-групп» SNA получил по итогам 2004 года прибыль в 20,5 млн. Произошел прорыв. И первым шагом стало внедрение череповецкой системы ТОП.

— Американцы дали старт ТОП, не дожидаясь нашей команды, — сказал Махов. — Прочитали наш сайт в Череповце, поняли идеологию, создали инициативную группу в цехе горячей прокатки — и процесс пошел. Позже к нему присоединилась команда из Череповца.

Следующим этапом прорыва стало внедрение целого ряда череповецких систем: бюджетирования, мотивации, бизнес-планирования, стратегического планирования. Как результат, существенно возросла производительность труда (на 17 % в сравнении с 2003 годом), затраты на продукцию значительно сократились. Экономия в 2004 году составила около 87 млн. долларов. Вот такой рывок — с 92 млн. долларов убытков (2003 г.) до 20,5 млн. прибыли (2004 г.).

Третий момент — консолидация. Мировые тенденции таковы, что основные металлургические компании растут. На первом месте по объемам производства стоит «Митал Стил» (более 60 млн. тонн в год; недавно компания поглотила ISG с 20 млн. тонн), далее «Арселор» (более 40 млн. тонн). А это значит — не консолидируешь ты, консолидируют тебя.

— Для нас важно сохранить свою культуру, свое лицо, самобытность, — говорит Махов. — Свои управленческие программы мы распространяем на Америку. В этом году надеемся достичь прорыва и в Европе — в компании Lucchini. Таким образом, мы впервые ведем речь о том, что русские производят то, что не под силу американцам. Россия на Западе имеет ярлык сырьевого придатка. В глазах Запада мы только и умеем, что брать нефть, превращать ее в нефтедоллары и складывать в карман. Ряд групп так и делает. «Северсталь-групп» выбирает другой путь: приходит, реструктурирует довольно сложный, запутанный бизнес и получает результат. Думаю, Запад увидит примеры того, как может работать российский бизнес. Что в целом изменит имидж России.

В этом контексте невозможно сбросить со счетов наступательное развитие Китая. Он активно вытесняет с мировых рынков конкурентов в целом ряде отраслей. Все больше продает товаров народного потребления, электроники, мобильных телефонов, одежды. Теперь Китай начинает наступление на металлургию. Из импортера металла он превратился в экспортера и будет давить на российских металлургов. Только крупные консолидированные компании могут противостоять «китайскому нашествию».

— В связи с этим наша стратегия направлена на производство там, где дешевле, и продажу там, где хорошие дорогие рынки, — сказал Махов. — Приобретение активов за рубежом дает нам стабильность и меньшую подверженность колебаниям цен на мировом рынке. Фактически зарубежные предприятия — это наши передовые рубежи обороны.


Татьяна Ковачева
«Речь»

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: