Бесславная кончина
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
24.03.2003
Бесславная кончина
Отменив давальческую схему в алюминиевой отрасли, правительство надеется прекратить отток капитала за рубеж. Алюминщики заявляют, что их просто "сплавляют" зарубежным конкурентам

Правительственная комиссия РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла решение о прекращении в России с 1 января 2004 года толлинговых операций. Основной удар пришелся по предприятиям алюминиевой отрасли - на основе толлинговых схем там производят от 60 до 90% продукции. Главный аргумент членов комиссии - из-за налоговых льгот, предоставленных алюминщикам, бюджет ежегодно недосчитывается порядка 115 млн долларов. В качестве компенсации предприятиям отрасли обещана отмена пятипроцентных пошлин на импорт глинозема (основного сырья для производства первичного алюминия) и на алюминиевый экспорт: на пошлинах алюминиевые компании ежегодно теряли до 100 млн долларов. Между тем крупнейших производителей алюминия в России - компании " Русский алюминий" (Русал) и " СУАЛ-холдинг" - такой бартер явно не устраивает. С разной степенью категоричности они заявляют, что решения комиссии необходимо серьезно корректировать до выхода постановления правительства.

Он был незаменим
В России толлинг стали применять с 1992 года. Как принято считать, с легкой руки алюминщиков, пролоббировавших принятие правительством РФ соответствующего постановления. Дело в том, что в начале 90-х российские заводы оказались на грани остановки из-за резкого падения внутреннего спроса, прежде всего со стороны ВПК. В отсутствие заказов предприятия лишились оборотных средств, а привлечь западные кредиты оказалось весьма сложно из-за высоких страновых рисков. Толлинговые схемы позволяли металлургам получать от зарубежных заказчиков компенсацию за переработку давальческого сырья в пределах 50% стоимости алюминия на Лондонской бирже металлов. Иностранным поставщикам сырья создали режим максимального благоприятствования: на первое время их освободили не только от уплаты НДС, но и импортно-экспортных пошлин, которые позже все-таки вернули.

Внешний толлинг прижился. К середине 90-х годов доля продукции, производимой алюминиевыми предприятиями России из давальческого сырья, достигла 71%. Интересы тех, кто ориентировался на переработку отечественных бокситов, уступающих по соотношению цена - качество бокситам Австралии, Бразилии или Гвинеи, оказались, однако, ущемлены. Выигрыш от сокращения производственного цикла и уменьшения транспортных расходов при использовании нашего сырья сводился на нет потерями от уплаты НДС, пошлин и налогов. В первую очередь это касалось СУАЛа, чьи предприятия, в отличие от Русала, технологически "заточены" на местное сырье. Не в плюсе оказался и российский бюджет: на рынке утвердился фиктивный внешний толлинг c использованием глинозема, произведенного на российских заводах.

В такой ситуации правительству, судя по всему, опять-таки не без подсказки "обиженной" части алюминиевого лобби, пришлось в 1995 году ввести еще и внутренний толлинг. Согласно ему, импортно-экспортные пошлины и налоги возвращались предприятиям после вывоза конечной продукции за пределы СНГ, то есть фактически не взимались. В результате СУАЛ-холдинг в течение трех лет с момента легализации внутреннего толлинга впервые за свою историю довел производство алюминия до 3 млн тонн ежегодно. Значительно выросли и бюджетные отчисления СУАЛа.

Первый накат
Идиллия продолжалась недолго. В конце 90-х началось масштабное наступление на толлинг. Власть и бизнес объясняли его по-разному.

Чиновники обвиняли алюминщиков в том, что, используя толлинговые схемы, они через подставные офшорные фирмы вывозят из страны средства и утаивают прибыль за рубежом. Об этом, по мнению чиновников, говорил тот факт, что налоговые отчисления предприятий явно не соответствуют стремительно растущим объемам экспорта алюминия. По словам тогдашнего министра МНС и ярого противника толлинга Александра Починка, по этой причине только внебюджетные фонды ежегодно недосчитывались порядка 400 млрд рублей.

Металлурги же полагали, что правительственный накат на толлинг организован их зарубежными конкурентами.

Первый удар приняли на себя компании, работающие по схеме внутреннего толлинга: правительство отменило его в начале 2000 года. Не помогли ни жалобы бизнеса на лишение его оборотных средств и выгодных заказов, ни коллективные письма губернаторов "алюминиевых" регионов, заявлявших, что отмена внутреннего толлинга лишит отечественных алюминщиков конкурентных преимуществ, приведет к банкротству производителей сырья и поставит отрасль в полную зависимость от импорта глинозема.

Трагедии, однако, не случилось. Напротив, СУАЛ-холдинг только в течение "кризисного" 2000 года дал 37-процентное увеличение объемов выручки, заплатил 2 млрд рублей налогов и более чем вдвое (с 0,5 до 1,2 млрд рублей) нарастил объемы капиталовложений.

Экономическим ростом компания была обязана, правда, не только талантам топ-менеджеров, но и несовершенству таможенного законодательства. Проверка аудиторами Счетной палаты в 2002 году показала, что СУАЛ, по-прежнему опираясь на отечественное сырье, продолжает использовать толлинговую схему, аргументируя это тем, что 15% необходимых компании бокситов ввозится из-за рубежа. Представители ведомства Сергея Степашина заявляли, что такой объем не служит основанием для использования толлинга. В СУАЛе спокойно парировали: в таможенном законодательстве не указано, какая именно часть давальческого сырья должна быть импортной, чтобы толлинговый режим считался законным. Попытки представителей Счетной палаты добиться от правительства внесения соответствующих изменений в Таможенный кодекс и подзаконные акты ГТК оказались безуспешны.

Огонь на поражение
Как выяснилось теперь, правительство предпочло решить вопрос радикально - запретить толлинг вообще. Алюминщикам, видимо, остается только подсчитывать грядущие убытки.

В СУАЛ-холдинге на вопрос "Э-У" о доле "толлингового" алюминия в объеме производства и о том, каковы будут потери от отмены толлинга, предпочли отмолчаться. Впрочем, без привозных бокситов СУАЛ проживет, хоть и лишится ощутимого эффекта от налоговых льгот. "Безусловно, отмена толлинга не повлечет за собой ни массовых увольнений, ни закрытия производств, но скажется на общей эффективности деятельности предприятий, использующих толлинг", - заявил "Э-У" генеральный директор Уральского алюминиевого завода Борис Смоляницкий.

Иной разговор о Русале, импортирующем до 90% сырья. По словам генерального директора компании " Русал-менеджмент" Александра Булыгина, процитированного газетой "Ведомости", отмена толлинга обернется для алюминиевой отрасли ежегодными убытками в размере 450 млн долларов, а для экономики страны в целом - в 800 млн долларов. "Русскому алюминию" потребуется дополнительно порядка 1,5 млрд долларов оборотных средств. Внутри страны, предупреждают в Русале, таких денег не найти, а за рубежом менее чем за 15% годовых валютный кредит не получить. Следствием станут резкое снижение конкурентоспособности отечественной "алюминки" на мировых рынках и миллиардные потери бюджета.

На Краснопресненской набережной считают, что Русал раздувает размеры возможного ущерба. Если о таковом вообще может идти речь. "Нет необходимости занимать средства на поставки глинозема на год вперед, - заявил один из чиновников правительственной комиссии. - Достаточно профинансировать один производственный цикл от покупки глинозема до продажи металла. А брать кредиты под экспортную выручку и залог товара гораздо проще, да и процент ниже. Вряд ли вообще Русалу и другим компаниям есть необходимость привлекать средства со стороны: деньги у них отсутствуют только на бумаге, поскольку все сделки проходят через аффилированные фирмы, а компенсация заводам определяется на основе договоров таким образом, чтобы скрыть прибыль".

Пыл "алюминиевых королей" эти доводы не остудили. Гендиректор Русала Олег Дерипаска намерен добиваться отмены "дискриминационного решения" всеми доступными способами вплоть до судебных разбирательств. Коллеги-конкуренты из СУАЛ-холдинга внешне более сдержанны. Но угроза, как известно, сплачивает.


Александр Лакедемонский , "Эксперт"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: