Российская металлургия в газовых зонах
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
07.02.2006
Российская металлургия в газовых зонах
Газовая война нанесла тяжелый удар украинской металлургии: наши предприятия оказались на грани рентабельности, а некоторые из них, вероятно, уже и переступили эту черту. Однако похожие проблемы возникают и у их российских коллег, правда, не в столь острой форме. Внутрироссийские тарифы, начиная с 2004 г., стабильно увеличиваются, но это происходит постепенно и вполне предсказуемым образом.

Из-за огромных резервов природного газа на территории России более 50% в ее энергобалансе приходится на долю дешевого голубого топлива. Разумеется, российская экономика, особенно – экспортно-ориентированные сектора, используют все преимущества, связанные с низкими ценами на газ. Фактически, вплоть до 2004 г. внутрироссийские цены на газ, хотя и повышались, но оставались ниже себестоимости его добычи (около $20/тыс. куб. м).

Естественно, экспорт в Европу с лихвой покрывал убытки «Газпрома» от продаж внутри страны. Однако в отрасли накапливались негативные явления. Параллельно с ростом потребления газа в России – по регулируемой правительством цене – истощались основные месторождения, а денег на инвестиции в разведку новых полей катастрофически недоставало. По состоянию на 2003 г., выработка запасов на крупнейшем Медвежьем месторождении превысила 72%, на Уренгойском – 56%, Оренбургском – 54;%, на Вуктыльском – более 82%. При этом отсутствие инвестиций в развитие магистральных трубопроводов привело к дефициту пропускных мощностей из-за высокой степени их износа: более 16% трубопроводов действуют уже более 30 лет, и только 29% трубопроводов были введены в эксплуатацию после 1993 г. Соответственно, увеличивались затраты на прокачку, и к 2004 г. транспортная составляющая в цене на газ дошла уже до 60%.

В принципе, необходимость повышения тарифов назревала давно, но дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда «Газпром» получил «помощь» со стороны: вопрос о внутрироссийских ценах на газ стал камнем преткновения в переговорах о присоединении страны к ВТО. Дело в том, что низкие тарифы на газ и электричество обеспечивали российским металлургам возможность поставлять на международные рынки дешевый металл, а это, разумеется, не нравилось конкурентам. В западных странах российских экспортеров неустанно обвиняли в демпинге, против их продукции вводили соответствующие пошлины или устанавливали минимальные цены. Чтобы еще более укрепить свои позиции в торговой войне с РФ, США – в рамках переговоров относительно ВТО потребовали повышения стоимости электроэнергии и газа для российских промпотребителей.

Замминистра торговли США Джозеф Спетрини заявил, что низкие тарифы на электроэнергию и газ могут рассматриваться как форма субсидирования металлургического комплекса российских предприятий. Всем было очевидно, что при повышении этих цен до мирового уровня, российский металл снизит конкурентоспособность, но американцы объявили, что рост тарифов – «закономерный, неизбежный процесс при вхождении России в мировой рынок». Это требование поддерживала Еврокомиссия, а затем и Китай.

В конце концов, российские политики сумели договориться с западными коллегами, и о повышении цен на энергию до мирового уровня речь уже не идет. Тем не менее, повышение тарифов на газ стартовало: начиная с 2004 г., цены ежегодно увеличиваются примерно на 20%. Тогда же началась и корректировка поясного деления цен на газ, существующая практически без изменений с 1999 г. Именно с тех пор вся территория России была разделена на 7 ценовых поясов, поскольку, чем дальше месторождение от потребителя, тем больше транспортные издержки. Тем не менее, эти пояса были слишком широкими, и потребители, расположенные у их границ, покупали голубое топливо по одинаковой цене, несмотря на разницу в затратах на транспортировку. Фактически, это выглядело как перекрестное субсидирование. После длительных переговоров с промышленными потребителями, с 2005 г. количество ценовых поясов по газу было увеличено от 7 до 11 сроком на пять лет.

Текущие цены на газ в них изменяются от 619 до 1160 руб./тыс. м3. Фактически они растут по мере удадения от основных регонов газодобычи на севере РФ.

Был также определен предельный уровень роста оптовой цены газа – он составил, в среднем 23%, а между разными ценовыми поясами он варьировался в диапазоне 17-26%. В 2006 г. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) установила средний уровень роста тарифов по промышленности в 10,5%. В сообщении ФСТ сказано: «Учитывая 11-ти поясную структуру дифференциации оптовых цен, уровень цен для регионов, прилегающих к районам добычи, растет в меньшей степени, чем для удаленных регионов. Такой подход более четко отражает принцип зависимости уровня оптовых цен от расстояния транспортировки газа до конкретного ценового пояса».


Недовольных оказалось много. Так, руководители Калининградской области добились выделения в отдельный пояс – ФСТ пошла им навстречу, учитывая особый статус региона, а сейчас челябинские промышленники подсчитали убытки и ринулись лоббировать свои интересы. В 2005 г. оптовые цены на газ для промпотребителей на Южном Урале выросли на 24,8%, что серьезно превысило средний по стране показатель, и депутаты Законодательного собрания области обратились к правительству РФ с просьбой отнести Челябинскую область к пятому поясу. В принципе, у них есть для этого определенные основания: область была отнесена к шестому ценовому поясу со средним расстоянием транспортировки от места добычи до потребителя 2039 км, тогда как 71% поставляемого в область газа реализуется потребителям, которые находятся на расстоянии не более 1869 км.

При этом понятно, что тарифы на газ для южных регионов РФ в ближайшие 3 года будут увеличиваться более быстрыми темпами, чем в среднем по стране. По словам представителя Федеральной таможенной службы Андрея Коркунова, «при среднем росте тарифов в 21%, тарифы для северных регионов РФ выросли на 16-17%, а для южных – на 25%, и в ближайшие три года планируется увеличивать дифференциацию. Хотя о конкретных цифрах говорить пока рано, динамика останется прежней. Если тарифы условно вырастут на 15%, то для северных регионов повышение составит 10%, а для южных – 20%».

ФСТ подготовила также предложения по сезонной дифференциации цен на газ, существует также и проект надбавок к тарифам за неравномерное потребление. В соответствии с предложениями Службы, предельный размер повышения цен на газ в 2006 г. составит 17%, в 2007 г. – 11-12%, в 2008 г. – 8-10%. С учетом роста цен на газ среднее увеличение тарифов на электроэнергию в 2006 г. составит 7.8-8,5%, в 2007 г. – 6,5%, в 2008 г. – 5%. Правда, Минэкономразвития предлагает установить предельное повышение цен на газ в 2006 г. на уровне 11%, в 2007 г. – 8%, в 2008 г. – 7%. Как бы там ни было, надежды «Газпрома», что оптовые цены к 2007 г. будут доведены до $40-45/тыс. куб. м, а к 2010-му – до $55-60, начали осуществляться.

Конечно, российских металлургов эти перспективы отнюдь не радуют, но у них было время основательно подготовиться к подобным переменам. Сейчас в России только 20% стали выплавляют в мартеновских печах, кроме того, процесс внедрения энергосберегающих технологий, который начался в конце 90-х, продвигается с хорошим ускорением. Понятно, что рост цен на газ стимулирует и повышение тарифов на электричество, и реформа российской энергетики усиливает эту тенденцию. Поэтому теперь, когда сырьевые активы страны уже поделены, скупка поставщиков энергии вышла на передний план. При этом в отличие от алюминиевых компаний, активно скупающих любые генерирующие мощности, до которых способны дотянуться, сталелитейные комбинаты приобретают своих местных поставщиков электричества и строят собственные электростанции. При этом электроэнергия обходится им в два-три раза дешевле, чем купленная на ФОРЭМе, а КПД в энергетике у них составляет 47-51% (в среднем по России – 27-38%).

Как и в плане энергосбережении, лидирует в этой сфере ММК: за последние годы «Магнитка» построила 655 МВт генерирующих мощностей, и теперь обеспечивает свои потребности в электричестве на 97,5%. В свою очередь, группа «Мечел» приобрела миноритарный пакет акций «Челябэнерго», но при этом на 38% обеспечивает себя электроэнергией собственного производства (Челябинский меткомбинат обеспечен на 75%). Да и на «Северстали» потребление электроэнергии, произведенной на собственных мощностях, увеличилось на 9% по сравнению с уровнем 2000 г. Существенно, что при строительстве собственных мощностей, метпредприятия имеют возможность использовать еще и вторичных ресурсы – конвертерные газы и пар. Таким образом, к цене на газ порядка $60-70 они вполне подготовились.


Галина Резник
UGMK.INFO

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: