Торговля в металле
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
13.03.2007
Торговля в металле
Развитие торгового и промышленного строительства подогревает спрос на легкие металлоконструкции. В пик сезона основные производители не справляются и поднимают цены, а на рынок выходят многочисленные мелкие фирмы.

Сегодня объем петербургского рынка металлоконструкций оценивается в 120 000-130 000 тонн в год. Основные заказы поступают на строительство крупных торговых центров (вроде "Ленты", "Меги" и пр.), а также заправочных станций, автосалонов и т.д.

"Например, на возведение типового гипермаркета "О'Кей" требуется более 400 тонн металлоконструкций", - поясняет специалист отдела металлоконструкций ЗАО "Балтийская металлургическая компания" Александр Васильев.

Легкий, но прочный металлический каркас обшивают профилированными листами с утеплителем или сэндвич-панелями.

Такие здания не требуют основательного фундамента, собирать их довольно просто, а глав-ное - относительно недорого. Один квадратный метр "коробки" гипермаркета обходится в $400-500.

Другая сфера применения таких изделий - промышленное строительство. Сейчас почти никто не сооружает заводов из кирпича или железобетона. Небольшая доля металлических конструкций идет на жилищное строительство.

Например, последнее время они активно используются при надстройке мансард и даже при возведении коттеджей, позволяя снизить нагрузки на фундамент. Но в общем объеме заказов доля жилья невелика.

В 2006-м петербургский рынок металлоконструкций вырос на 25-30%. По словам Владимира Загаврина, генерального директора ООО "УИМП", спрос имеет ярко выраженный сезонный характер. Пик приходится на лето и зиму. Даже крупные производители не справляются со всеми заказами и поднимают цены.

"Мы не можем просто набрать дополнительный персонал, потому что пик пройдет, и люди останутся без работы, - объясняет г-н Загаврин. - Поэтому приходится играть с ценами".

Основное предложение формируют 15-20 компаний. На долю лидеров приходится около трети рынка, остальная часть распределена между другими игроками. "В целом конкуренция высокая, и заказчику это на руку", - отмечают специалисты.

Непрочные цены

Подогревает ситуацию подорожание сырья. "В одной тонне конструкций содержится до 60-65% металлопроката, - объясняет Андрей Щепанюк, заместитель коммерческого директора Завода металлоконструкций. - Поэтому легко подсчитать, как мы зависим от поставщиков".

В прошлом году металлопрокат подорожал на 20-30% (в зависимости от вида материала), при этом цены продолжают расти. Как рассказывают в холдинге "УИМП", в конечном счете легкие металлоконструкции дорожают так же, как и сырьевой металл.

Самое главное, по мнению специалистов, чтобы не было резких скачков. "Например, в прошлом году цены росли плавно, что позволило нам выстроить гибкую политику, - рассказывает Владимир Загаврин. - А несколько лет назад, когда поставщики неожиданно взвинтили ценники, работать стало действительно трудно. На тот момент было заключено много контрактов, которые приходилось выполнять".

Если тонна металлопроката на российском рынке стоит 600-1000 евро, то в Финляндию его можно продать уже по 1200 евро. Металлургам выгоднее ориентироваться на экспорт, что приводит к дефициту и удорожанию.

Петербургские производители не имеют прямых поставок металлопроката. Компании, выпускающие легкие строительные конструкции, действуют через дилеров. Им нужен металл разных сортов, часто небольшими партиями, поэтому для крупных поставщиков такое сотрудничество невыгодно. Всего в Петербурге работает около 10 крупных дилеров.

Дружественный каркас

Как отмечают эксперты, отрасль стремительно развивается, однако российские промышленники пока отстают от западных коллег. Например, профилированные облицовочные листы у нас делают только оцинкованными. В Европе давно наносят полимерные покрытия, что улучшает внешний вид изделий и некоторые их технические параметры.

Другая проблема - непрофессионалы. По словам Андрея Щепанюка, после того как в 2002 году лицензирование этой деятельности было отменено, на рынок вышло много мелких компаний. Закупив недорогое оборудование, они стали изготавливать строительные металлоконструкции.

"Сегодня до 50% фирм не владеют современными технологиями защиты металла, - говорит Андрей Щепанюк. - Так, перед покраской необходимо подготовить поверхность, например с помощью пескоструйной или дробеструйной обработки. У многих небольших компаний такого оборудования нет. А срок годности конструкций в результате резко снижается, буквально через пару лет могут появиться следы коррозии".

"Я бы не сказал, что рынок изобилует контрафактной продукцией, просто работает довольно много мелких фирм с ограниченным ассортиментом", - признается Владимир Загаврин.

В этом году ведущие игроки решили объединиться в некоммерческое партнерство. В марте начнет работу Ассоциация производителей металлоконструкций. Пока в нее входит чуть более десяти компаний, среди которых "УИМП", Завод металлоконструкций, "ПСК Пулково" и другие.

По словам участников НП, им по силам бороться с недоброкачественными производителями, например инициировать проверки определенных компаний надзорными службами. В перспективе партнерство создаст собственную систему проверки качества. Кроме того, в рамках ассоциации партнеры готовы работать над совместными проектами.

"Довольно часто один производитель не может обеспечить выполнение крупного заказа в срок и вынужден искать помощь на стороне; теперь это будет проще", - уверен Андрей Щепанюк.

Мнения экспертов

Владимир ЗАГАВРИН, генеральный директор ООО "УИМП":

– Качество металлоконструкций постоянно растет. Заказчик все реже покупает продукцию на случайном заводе. На первое место выходит технология производства, поэтому контрафактной продукции остается все меньше. Зато есть много мелких компаний, которые предлагают невысокие цены, но ограниченный ассортимент.

Постепенно доля металлоконструкций, которые идут на торговое и промышленное строительство, выравнивается. Возводить жилые объекты из этих материалов нерезонно. Для постоянного проживания металлические здания не подходят по тем же санитарным условиям.

Андрей ЩЕПАНЮК, заместитель коммерческого директора Завода металлоконструкций:

– Прорыв в торговом строительстве, который наблюдался в Петербурге в прошлом году, отразился на рынке металлоконструкций. Спрос вырос примерно на 30%. Основное предложение формируют 15-20 компаний.

Впрочем, велика доля рынка, которую занимают мелкие фирмы. Несмотря на то что цены постоянно растут, на активности заказчиков это не сказывается. Строительство из легких металлоконструкций по-прежнему одно из самых экономичных.

Александр ВАСИЛЬЕВ, специалист отдела металлоконструкций ЗАО "Балтийская металлургическая компания":

– За год спрос вырос приблизительно на 20%. Нехватки материалов мы не наблюдаем. Без труда можно найти поставщика, подходящего по цене и качеству. Особым спросом пользуются нестандартные металлоконструкции большого размера, которые позволяют реализовать самые смелые дизайнерские решения.

Александр АСПРИЯНЦ, начальник отдела реализации компании "БАЛТИК Лтд":

– С поставками металлопроката на местный рынок существуют большие трудности, и это сказывается на всех заказчиках, включая производителей металлоконструкций.

Мы как поставщики металлопроката вынуждены повышать стоимость изделий, учитывая отпускные цены производителей и возникающий дефицит. Наша компания поставляет на петербургский рынок разную продукцию, например двутавровые балки (применяются в конструкции кровли, междуэтажных перекрытий, колонн), уголки и другие изделия.

Цены за последние два месяца выросли на 7-10%.


Роман Денисов


"Недвижимость и строительство Петербурга"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: