Неконтролируемый импорт ферросплавов через российские границы угрожает новым проектам российских металлургов
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
27.04.2007
Неконтролируемый импорт ферросплавов через российские границы угрожает новым проектам российских металлургов
Длительный период высоких цен на мировом рынке нефти и газа и охватившая мир лихорадка спроса на энергоносители дали импульс развитию и многим секторам металлургии.

В России бум строительства новых трубопроводных проектов возвел трубы в ранг самых востребованных товаров ближайших лет, а отечественные металлургические гиганты завершили 2006 год со сверхприбылями. Правда, чтобы поучаствовать в разделе "нефтегазовых щедрот", металлургам необходимо обеспечить ТЭК трубами высочайшего качества, которые и по дну моря пройдут, и 60-градусный мороз переживут.

Рост спроса на высокопрочные стали также подогревает начатая РЖД программа обновления железнодорожных путей. По требованию железнодорожников, на российских металлургических заводах новые рельсы выплавляются из особо прочной стали. Кроме того, год от года наращивают закупку "нержавейки" машиностроительные и оборонные предприятия. В результате российский рынок легирующих и высокопрочных сталей получил сильнейший стимул к развитию. Одним из основных элементов, используемых для повышения качества стали, является ванадий.

Ванадий - довольно редкий металл, находящий основное применение в черной металлургии для производства легированных сталей, способных работать в экстремальных условиях.
Благодаря благоприятной конъюнктуре рынок ванадия и феррованадия (соединение железа с ванадием) и становится крайне привлекательным. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы мировое потребление ванадия и феррованадия будет расти на 5-6 процентов в год. А в 2005 году цены на феррованадий достигли исторического максимума, продемонстрировав шестикратный рост - с 20 долларов за килограмм в 2004 году до 125 долларов в 2005-м.

Обладая крупнейшими запасами ванадия, Россия является одним из основных игроков на мировом ванадиевом рынке. Производят феррованадий в России два предприятия - Ванадий-Тула (входит в состав Промышленно-металлургического холдинга) и Чусовской металлургический завод (входит в состав Объединенной металлургической компании, ОМК). В настоящее время эти два предприятия контролируют около 20 процентов мирового рынка. Российские производители извлекают ванадий из ванадийсодержащего шлака, получаемого как побочный продукт при производстве чугуна и стали. Эта технология позволяет получать прибыль даже при минимальных ценах, так как производство идет практически из отходов.

При том что перспективы укрепления позиций России в мире как производителя ванадия и феррованадия крайне благоприятны, ситуация на внутреннем рынке вызывает определенную тревогу.
В России ежегодно производится около 8,5 тысячи тонн ванадия. При этом внутренняя емкость рынка феррованадия сравнительно небольшая - около 2,5 тысячи тонн. Основными потребителями феррованадия являются сталелитейные компании, в том числе "Северсталь" и "Евраз". Таким образом, внутреннее производство с лихвой может покрыть потребности. Однако этого не происходит.
Около 50 процентов потребляемого в России феррованадия импортируется. Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Вячеслав Жабин считает внутренний спрос на ферросплавы на начало 2007 года высоким и отмечает рост импорта. "Ванадий был умеренно востребован в течение всего 2006 года, что способствовало росту импорта этого металла из стран Юго-Восточной Азии, который увеличился на 37 процентов, в том числе из КНР - вдвое", - комментирует ситуацию эксперт.
При этом до 90 процентов производимого на двух российских предприятиях ванадия идет на экспорт. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой официально, согласно таможенным документам феррованадий в Россию не импортируется. Но на внутреннем рынке присутствует феррованадий непонятного происхождения, цена которого в 2-3 раза ниже рыночной, т.е. той, по которой продают этот металл его производители - Ванадий-Тула и ЧМЗ.

Это может означать только одно: значительная часть феррованадия поступает на российский рынок контрабандным путем и сбывается по заниженным ценам. Высокие цены на ванадий привлекают в сферу его перепродажи большое количество спекулятивных фирм, а "серый" рынок феррованадия увеличивает свои объемы.

Вообще, теневое движение феррованадия как внутри России, так и через ее границы имеет давние и крепкие традиции. Этот вопрос неоднократно обсуждался в прессе. Независимые журналистские расследования выявляли схемы импорта, при которых декларирование феррованадия осуществлялось с существенным занижением его стоимости. Впоследствии такой товар поступал к конечному потребителю с увеличением стоимости в 5-10 раз после неоднократных перепродаж.

Расследование, проведенное таможенной службой, также выявило целую схему нарушений при осуществлении импортно-экспортных операций с ферросплавами и с феррованадием в частности. Были вскрыты неоднократные случаи недостоверного заявления сведений о товаре (процентном содержании в сплаве легирующего элемента - ванадия), что снижало его таможенную стоимость. Так, феррованадий оформлялся в основном с содержанием ванадия 7 -10 процентов и стоимостью около 1 доллара за килограмм. При том что феррованадий стандартного качества имеет содержание ванадия 50-80 процентов, и его стоимость доходит на рынке до 36-40 долларов за килограмм.

К тому же в России, по официальным данным, феррованадий с содержанием легирующего элемента ванадия менее 45 процентов вообще не производится. Также имелись вопросы к представленным при таможенном оформлении сертификатам качества, выданным одними и теми же инспекционными компаниями, подлинность которых сомнительна.

После выявления схемы недостоверного декларирования таможенной службой были предприняты меры по усилению контроля за внешнеэкономическими операциями с ферросплавами, а импорт феррованадия в Россию был практически прекращен. Однако ожидаемого эффекта это не принесло. Феррованадий с "темным прошлым" по-прежнему присутствует на внутреннем рынке, а в товаросопровождающих документах вместо ввозимого металла указывается код другого товара - продуктов питания (как-то: зеленый горошек, консервы различных видов), мебели и т.д. Уплата налогов при такой специфической схеме ввоза существенно ниже, чем за ферросплавы.

В результате в бюджет страны ежегодно не поступают значительные суммы денег. Но это еще не все последствия негативной практики теневых импортно-экспортных операций. Такой импортный ванадий продается по демпинговым ценам, что наносит существенный вред российским производителям ванадия. "В связи с прогнозами роста спроса на ванадий растут и прогнозные цены на него, - говорит Вячеслав Жабин, - что подтолкнуло основных мировых производителей к запуску новых проектов по производству ванадия. Значительное усиление конкуренции на мировом ванадиевом рынке повлечет за собой ослабление позиций российских производителей и снижение их доли". Присутствие на российском рынке импортного феррованадия, который сбывается по заниженным ценам, сильно ограничивает поставки отечественных производителей на внутренний рынок и снижает эффективность их работы.

С учетом значимости ванадия - элемента, необходимого для производства качественной прочной стали - для металлургии и ТЭКа, проблема существования теневого импорта выходит за рамки узкоотраслевой и приобретает государственное значение. Непринятие мер по решению сложившейся ситуации может грозить значительными потерями для отечественной промышленности в будущем.
Объемы незаконного ввоза металлов и контрабанды готовой сталелитейной продукции в Россию могут быть сопоставимы с уровнем производства нескольких крупных металлургических предприятий. Например, только одной группой, деятельность которой была раскрыта в начале апреля в Петербурге, было ввезено контрабандой металла на сумму свыше 1 миллиарда долларов. Учитывая масштабы контрабандного бизнеса металлов, временного усиления таможенного контроля за импортно-экспортными операциями явно недостаточно.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: