Эксперты озабочены ростом цен на черный металл
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
07.06.2007
Эксперты озабочены ростом цен на черный металл
В течение последних пяти лет на российском рынке сохраняется тенденция к росту цен на продукцию черной металлургии. Об этом заявил на пресс-конференции в Москве гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.

По его словам, за последние три года цены на черный металл в России выросли более чем в два раза, в 2006 году увеличились в среднем на 20%. При этом на мировом рынке после достижения исторического ценового максимума на продукцию черной металлургии в 2004 г., наблюдается тенденция к снижению объемов торговли и цен. Среди причин роста цен на металлопрокат гендиректор ИПЕМ упомянул дефицит металлопродукции на внутреннем рынке из-за ее оттока на экспорт, рост цен на железорудное сырье и коксующийся уголь, увеличение цен на энергетические ресурсы и тарифы на грузоперевозки.

В то же время, напомнил Юрий Саакян, одним из самых значительных факторов, способствующих повышению цен на продукцию черной металлургии, является отсутствие здоровой конкурентной среды на внутреннем рынке. Затраты на производство у металлургических компаний относительно невелики, поскольку речь идет о первом переделе. Сырье, а также услуги естественных монополий металлургические компании получают по ценам, существенно ниже мировых. Кроме того, отмечает Юрий Саакян, многие крупные металлургические компании имеют вертикально интегрированную структуру, что позволяет эффективно минимизировать издержки. Малое количество участников рынка обусловливает отсутствие классического конкурентного ценообразования, что позволяет металлургическим компаниям устанавливать на свою продукцию цены на уровне мировых. Глава ИПЕМ также отмечает, что образующаяся при этом маржа не передается дальше по производственной цепочке, а аккумулируется на этапе металлургического производства. Таким образом, отсутствие классической конкурентной среды позволяет металлургам необоснованно поднимать цены до мирового уровня, что неизбежно влечет за собой повышение цен на продукцию металлоемких отраслей.

Наибольший негативный эффект от роста цен на металлопродукцию, по мнению Ю. Саакяна, проявляется в таких металлоемких отраслях как транспортное машиностроение, автомобильная промышленность, трубная промышленность. Так, в себестоимости трубной продукции доля металла составляет около 70%, грузовых вагонов – около 80%.

Замгендиректора некоммерческого партнерства "Объединение вагоностроителей" Ирина Миронова отмечает, что российские вагоностроители фактически работают с нулевой рентабельностью, будучи связанными долгосрочными контрактами с ОАО "РЖД" и частными операторами подвижного состава. Это связано с тем, что, заключая подобные договора, например, в декабре, вагоностроители де-факто работают "в ноль", так как в течение года металлурги неоднократно повышают стоимость своей продукции.

В настоящее время, напомнил Юрий Саакян, политика государства в области регулирования цен и тарифов направлена на минимизацию своего участия в этом процессе. Вместе с тем, отмечает он, с целью более последовательного проведения в жизнь курса на поддержку отраслей высокого передела государство могло бы активнее участвовать в процессе регулирования цен. Одной из мер по сдерживанию роста цен на продукцию черной металлургии может стать введение таможенных пошлин на экспорт металла в соответствии со степенью передела. Другой мерой может послужить законодательное ограничение на показатель рентабельности производства продукции первого передела на уровне не более чем в 1,5 выше, чем в среднем по промышленности.

Александр Кабаков из некоммерческого партнерства "Объединение вагоностроителей" отметил, что на прошедшем недавно форуме руководителей железнодорожных ведомств и крупнейших отраслевых игроков стран СНГ, Балтии и др., обсуждалась идея заключения долгосрочных ценовых договоров с прописанными механизмами ценообразования между производителями вагонов, ОАО "РЖД" и металлургами, так как именно от их действий в основном зависит вагонная составляющая железнодорожного тарифа.

Однако, по мнению экспертов, перечисленные меры могут быть целесообразными только до вступления России в ВТО, поскольку после этого цены на продукцию черной металлургии сравняются с мировыми. В таком случае, сдерживание роста цен на продукцию черной металлургии станет возможным только в тех сегментах и в тех объемах, которые обеспечивают снабжение естественно-монопольного сектора экономики.

Речь идет о таких металлоемких продуктах, как грузовые вагоны и рельсы для потребностей ОАО "РЖД", стальные трубы для газовой и нефтяной отраслей.

В этих условиях предприятия, производящие металлоемкую продукцию для естественных монополий, действуют в жестких договорных условиях со стороны потребителя и не имеют возможности скорректировать отпускные цены в ситуации резкого роста издержек. Вместе с тем, металлургические компании могут устанавливать цену на свою продукцию, исходя из рыночных условий. В итоге скачки цен на рынке черных металлов могут приводить к ситуации с отрицательной рентабельностью на металлоемких производствах. В сложившейся ситуации, по мнению экспертов, целесообразно присутствие государства в процессе сдерживания роста цен на металлоемкую продукцию.

RBC-daily

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: