Трейдингом сыт не будешь: торговцы металлом занимают на новые проекты
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
09.06.2007
Трейдингом сыт не будешь: торговцы металлом занимают на новые проекты
Металлотрейдеры больше не хотят лишь торговать продукцией отечественных сталеваров. Крупнейшие из них начали обзаводиться мощностями по переработке металлопроката. Деньги на свои программы трейдеры теперь предпочитают брать на рынке публичных заимствований. В июне группа “ДиПос” разместит облигации на 2 млрд руб., “Комтех” — CLN на $150 млн, а “Инпром” и вовсе планирует осенью провести IPO.

Российские металлотрейдеры в последнее время буквально штурмуют рынок публичных заимствований. Весной трехлетние облигации на 1 млрд руб. разместила Сталепромышленная компания, а пятилетние на 1,5 млрд руб. — “Металлсервис”. На июнь намечены еще две сделки. 26 июня пятилетние облигации на 2 млрд руб. должна разместить “ДиПос”, сообщил “Прайм-ТАСС” со ссылкой на организатора выпуска. А “Комтех” сейчас размещает трехлетние кредитные ноты (CLN) на сумму до $150 млн, рассказал один из инвесторов, получивший инвестмеморандум к размещению. Осенью во время IPO на ММВБ планирует продать инвесторам до 30% своих акций “Инпром”, утверждает банкир, работающий с компанией. Его планировалось провести еще летом и привлечь до $60 млн.

Деньги нужны на диверсификацию бизнеса, объясняют сами торговцы. Раньше трейдеры только продавали металл, но теперь меткомбинаты стремятся делать это сами через собственные торговые дома. В условиях ужесточающейся конкуренции компания наращивает спектр и качество услуг, необходимых для потребителей, замечает финансовый директор “ДиПос” Сергей Колесников. Трейдеры начинают открывать производства по нанесению различных покрытий на металл, гнут профили, как это необходимо клиентам, варят сетку, раскраивают лист, подтверждает аналитик Райффайзенбанка Максим Раскоснов (его банк — один из организаторов выпуска облигаций “ДиПос”).

Та же “ДиПос”, к примеру, весной установила в Верхневолжском сервисном металлоцентре в Иванове линию поперечной резки металла Fagor, на которой могут изготавливаться автокомпоненты для BMW, Volkswagen, Ford, General Motors и других автоконцернов. “Производство на этой линии позволит <...> расширить клиентскую базу за счет крупнейших российских автопроизводителей”, — разъясняется в меморандуме “ДиПос” к размещению облигаций. Компания намерена закупить и другое оборудование. Похожая стратегия и у “Комтех”. Компания планирует создать 12 сервисных центров и уже купила два перерабатывающих предприятия — Каширский завод стали с покрытием (производит оцинковку и окрашенный лист) и “Трубосталь”. Оба актива будут модернизированы, говорится в меморандуме “Комтех” к размещению CLN, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”. В 2007-2010 гг. для реализации этой стратегии компания намерена потратить $320 млн. “Инпрому” IPO также необходимо для привлечения денег, в том числе и на расширение сервисной сети, говорит представитель компании.

Злую шутку с трейдерами сыграли и высокие цены на металл, держащиеся с 2004 г. Меткомбинаты из-за такой конъюнктуры перестали продавать металл трейдерам в кредит, но сами торговцы продают его клиентам с отсрочкой платежа. Соответственно, у них возникла необходимость финансировать оборотный капитал, замечает Раскоснов. Это еще одна причина, по которой трейдеры рвутся на долговой рынок. Облигации — легкий способ привлечь деньги, ведь для получения кредита в банке необходимо предоставить залог, говорит сотрудник одной из трейдинговых компаний. Деньги, привлеченные в ходе IPO, вообще не надо обслуживать, добавляет представитель “Инпрома”.

Новые проекты повысят рентабельность бизнеса трейдеров, замечает Раскоснов. У “Металлсервиса” и Сталепромышленной компании в 2006 г. маржа по EBITD (прибыль до налогов и доли меньшинства) составляла лишь 5,6% и 3,4% соответственно. Поднять ее на торговле сложно, ведь наценка трейдеров к ценам производителей невелика и составляет около 10%, отмечает Раскоснов. Но аналитик Deutsche UFG Ольга Окунева полагает, что благодаря диверсификации бизнеса металлотрейдеры получат козырь перед металлургами лишь временно. Большинство меткомбинатов действительно сейчас продают необработанную продукцию, но многие собираются строить мощности по нанесению покрытий, а также сервисные центры, напоминает аналитик. “Северсталь” и “Мечел”, к примеру, уже имеют такие активы и начинают вторгаться в бизнес трейдеров. “Наша "дочка" "Мечел-Сервис" сейчас обрабатывает не только стальной прокат, который производит группа, но и тот, что покупает у сторонних производителей, — замечает представитель "Мечела" Алексей Сотсков. — Мы видим в этом выгодную бизнес-нишу”. А некоторые потребители уже сейчас предпочитают работать с меткомбинатами напрямую. Так, мы имеем возможность предъявить претензии по качеству металлопроката и заменить не устраивающую нас партию, говорит заместитель гендиректора ДСК-1 Евгений Гончаров. Раскоснов и Окунева, впрочем, уверены, что рынок растет такими темпами, что на нем хватит места и сталеварам, и независимым трейдерам.

--------------------------------------------------------------------------------

По данным компании “ДиПос”, емкость вторичного рынка металлопродукции в России составляет 17,42 млн т. На долю шести крупнейших независимых металлотрейдеров приходится около 30% рынка. Кроме самой “ДиПос” (0,83 млн т) в шестерку входят екатеринбургская Сталепромышленная компания (1,02 млн т), московские “Металлсервис” (0,92 млн т) и “Комтех” (0,85 млн т), таганрогский “Инпром” (0,71 млн т), “Брок-Инвест-Сервис и К Москва” (0,4 млн т).

--------------------------------------------------------------------------------


Юлия Федоринова
"Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: