"Carbofer-Russia" как сбытовая сеть "Евраз-групп"
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
25.12.2007
"Carbofer-Russia" как сбытовая сеть "Евраз-групп"
Интервью с главой Carbofer-Russia Пьером Пиколло

Весной 2007 года Evraz Group продала свое сбытовое подразделение («Евразметалл») известной до этого лишь узкому кругу участников рынка швейцарской Carbofer Group. Единственный иностранный участник россий­ского рынка металлоторговли получил неплохие стартовые условия и, судя по дальнейшим дей­ствиям компании в России, продолжает только улучшать свои позиции. Carbofer готова увеличивать количество своих складских площадок на пятьдесять в год, а в перспективе может инвестировать и в сталелитейное производство. Такой возможно­сти в первом своем интервью в России, данном корреспонденту РБК daily АЛЕКСЕЮ САДЫКОВУ, не исключил глава Carbofer-Russia и член правления Carbofer Group ПЬЕРО ПИККОЛО.

— Господин Пикколо! Что собой представляет сегодня группа, членом правления которой вы являетесь и чьи интересы в России представляете?

— Carbofer Group — это компания, зарегистрированная в Люксембурге, но принадлежащая российскому инвестору. Важная часть активов группы (но не все) находится в России. Регистрация в Люксембурге, а не в Панаме или на Кипре — это сигнал рынку о наших долгосрочных и серьезных намерениях. Компания была образована в конце 2004 года, начала работу с марта 2005 года. Родовое имя группы — Carbofer. В ее состав входит несколько «дочек» — Carbofer-Russia, Carbofer Trading и др. Основной бизнес, с которого мы начинали и которым продолжаем успешно заниматься, — сталь и металлопродукция, которую мы продаем во всех регионах своего присутствия.

— Группа, насколько известно, была создана одним из основателей и бывших совладельцев Evraz Group Александром Катуниным. Кто является основным акционером компании сегодня?

— Александр Яковлевич Катунин. Он владеет 100% акций группы. Вернее так, группа принадлежит материнской холдинговой компании, зарегистрированной в Люксембурге. Катунин является единственным владельцем холдинга, который называется Carbofer.

— Он же является и главой компании?

— Господин Катунин не вовлечен в управление группой. Функции «коллективного CEO» (генерального директора) исполняет правление, в состав которого входят три человека: я, Марко Галимберти и Дарко Божиновски. Все трое равны по своему статусу, но каждый отвечает за свое направление в деятельности группы. Александр Катунин — таким образом, наш «босс», который оcуществляет общий контроль за бизнесом.

— Весной нынешнего года Carbofer приобрела «Евразметалл», продававший продукцию Evraz в России. Чем был обоснован выбор именно этой компании?

— Наша тактика в металлоторговле — как в Северной Европе, так и в Италии — ее развитие через приход в регионы. Мы считаем, что очень важно дойти до конечного потребителя. К сожалению, в Европе мы не нашли готовой сбытовой компании, которую могли бы приобрести. И нам приходится там самим выстраивать эти сети, что требует затрат определенного времени и сил. В России же такая компания была. Переговоры прошли достаточно быстро. Мы приступили к ним в конце 2006 года, а уже в середине марта 2007-го были подписаны все контракты, связанные с этой сделкой.

— Во сколько вам обошлось это приобретение?

— Это закрытая информация. Согласно моему контракту, я не могу ее раскрыть.

— Чем для Carbofer интересен российский рынок металлоторговли?

— Здесь, как и в Европе, меняются пропорции производства и потребления стали. Кроме того, российский внутренний рынок очень сильный. При этом дистрибуционный аспект бизнеса развит не так хорошо, как в Европе. Мы верим, что знание международного рынка, знание процессов дистрибуции в Европе, которыми мы обладаем, станут для нас конкурентными преимуществами на российском рынке.

— Какие перемены произошли с бывшим «Евразметаллом» после приобретения его Carbofer?

— Самая большая перемена — это смена названия (смеется). Теперь бывшие сбытовые структуры Evraz называются Carbofermetall. Приобретенная нами сеть по-прежнему состоит из шести филиалов: в Поволжье (Нижегородская область), на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Сибири (Кемеровская область), на Урале (Свердловская область), в Центральной России (Москва) и в Черноземье (Воронежская область). Они объединяют 40 площадок для складирования и последующего сбыта, на которых одномоментно находится от 150 до 200 тыс. т металлопродукции. Россия довольно большая страна. Поэтому мы считаем, что наличие этих подразделений в силу их прочных позиций на региональных рынках также является нашим конкурентным преимуществом. Все шесть филиалов при этом юридически самостоятельны. Нам удалось избежать неизбежного «проседания» по результатам деятельности компании после ее приобретения.

— Как удалось этого добиться?

— Мы сохранили весь менеджмент компании, который был до нас. Поэтому переход после приобретения оказался плавным. Стратегия была проста, а простые вещи обычно помогают в успехе. Мы сохранили прежнее руководство на своих местах, подкрепили вновь приобретенную структуру имеющимися у нас связями с международными банками и решили не менять структуру компании в течение как минимум первого года. Стратегия на второй год — приобретение как можно большего числа площадок в России.

— Каковы будут темпы расширения присутствия Carbofer в России?

— Сейчас довольно сложно приобретать новые площадки в России, поэтому трудно сказать определенно. Наша цель — от пяти до десяти в год. На это мы можем тратить ежегодно по 10—20 млн долларов. Все будет зависеть от роста. Мы не считаем, что нам нужно какое-то огромное количество площадок, может быть, остановимся на цифре 60 по всей стране. Количеством мы удивлять не собираемся. Мы хотим усовершенствовать логистику с возможностью развития наших площадок до полноценных сервисных металлоцентров — сейчас это просто склады. Решение о развитии в сторону металлосервиса в России уже принято акционерами, идет разработка бизнес-плана и обсуждение необходимого для этого бюджета. Думаю, что он будет утвержден до конца первого квартала 2008 года.

— Carbofer будет развивать в России только металлоторговлю и металлосервис или есть какие-то более обширные планы?

— Мы планируем завершить нашу инвестпрограмму в следующие три—пять лет. Carbofer открыта для покупки активов в тех областях, которыми компания занимается и сейчас (горнорудная отрасль, производство и продажа сырья и металлопродукции). Если вы спросите меня, намерена ли компания инвестировать в производство металлопродукции, то могу сказать лишь: «Я не исключаю этого». Мы также собираемся расширять номенклатуру продаваемой продукции, увеличивать и объемы продаж, и добавленную стоимость продукции за счет услуг сервисных центров. Чтобы больше продавать, нужны большие объемы оборотных средств.

— Входит ли в ваши планы проведение IPO, выпуск евробондов или любые другие заимствования — как на фондовом, так и на долговом рынке — средств для дальнейшего развития компании?

— IPO пока не предвидится, финансовая ситуация для Carbofer сейчас складывается комфортно. У нас также нет намерений выпускать бонды. Мы продолжим развитие за счет собственных инвестиций акционеров, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Очень хорошо для компании не перегружать ее заемными средствами. Последствия кризиса ликвидности слишком наглядная иллюстрация того, что компаниям не следует увлекаться инвестициями за счет заемного капитала.

— Есть ли у Carbofer интересы в лесной промышленности в России?

— Думаю, что это личные планы Александра Яковлевича (Катунина. — РБК daily). Все, что я могу сказать по этому поводу, — это то, что он работает в этом направлении и имеет амбициозные намерения.

— Какое место среди российских металлоторговцев занимает Carbofer?

— Если брать российский рынок металлопродукции для строительной отрасли, то Carbofer занимает на нем 10%. Наши показатели сопоставимы с другими лидерами рынка металлоторговли. В 2006 году мы продали 1,3—1,4 млн т металлопродукции. В 2007 году планируемый объем продаж — более 1,3 млн т. Думаю, что в 2008 году мы далеко уйдем от цифры в 1,5 млн т. По итогам 2007 года мы получим оборот около 1 млрд долл. Свободные средства компании в нынешнем году — 60—70 млн долл.

— В России Carbofer продает только продукцию Evraz?

— Не только. Хотя Evraz — это один из самых важных наших поставщиков. При заключении сделки по приобретению «Евразметалла» мы подписали с Evraz пятилетний контракт на покупку у них минимум 1,1 млн т металлопродукции в год. Сейчас Evraz продает через Carbofer более 35% от объема продаж собственной металлопродукции на российском рынке. Оставшаяся часть наших продаж — это продукция «Северстали», «Макси-групп», НЛМК, белорусских и молдавских металлургов.

— Есть ли какая-то основная черта, характеризующая сегодня рынок металлотрейдинга в России?

— Существует некий дефицит металлопродукции. В 2008 году, например, дефицит арматуры в России составит 15%, или 1 млн т. То же самое относится и к другим видам продукции. Если посмотреть на конечную продукцию сервисных металлоцентров, то дефицит там будет даже выше. Поэтому потребность в них есть уже сейчас и в ближайшие годы будет только возрастать. Мы полагаем, что дефицит сохранится в ближайшие несколько лет. Я учитываю в том числе и те проекты и планы, которые есть у наших конкурентов. Возможно, недостаток металлопродукции будет покрываться в том числе за счет импорта с учетом больших инфраструктурных проектов наподобие «Сочи-2014», которые будут реализованы в России.

— Carbofer — единственный иностранный игрок на российском рынке металлотрейдинга. Как вы оцениваете возможность и необходимость создания собственных сбытовых подразделений в России крупными международными металлургическими компаниями?

— Если взять для примера ArcelorMittal, то они могут организовать поставки в Россию своей продукции из Украины и Казахстана. Я предполагаю, что крупные металлургические компании будут искать стратегического партнера в России для сбыта своей продукции, поскольку строить сбытовую сеть с нуля очень трудно. Во-вторых, у некоторых иностранных инвесторов есть психологический барьер перед инвестициями в Россию. Впрочем, я не вижу проблем в инвестировании иностранными компаниями средств в капиталоемкие отрасли, но есть проблемы в инвестировании в трудоемкие отрасли. И это применимо ко многим странам мира, не только к России.

Carbofer — трейдинговая компания, созданная в 2004 году. Зарегистрирована в Люксембурге. В 2006 году 60% продаж группы составила металлопродукция. Имеет представительства в Европе, Северной и Латинской Америке, на Ближнем Востоке. После приобретения «Евразметалла» (эксперты оценивают сделку более чем в 100 млн долл.) один из ведущих металлотрейдеров в мире. Оборот группы в 2007 году составит около 2,5 млрд долл.

RBC-daily

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: