Financial Times о борьбе за "Норильский Никель":
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
07.02.2008
Financial Times о борьбе за "Норильский Никель":
Авторитетная газета Financial Times 6 февраля прокомментировала борьбу, ведущуюся вокруг ГМК "Норильский Никель".

Газета, в частности, пишет: Уинстон Черчиль сравнивал политические схватки в Кремле с борьбой бульдогов под ковром. Со стороны слышно только яростное рычание, но никто не может сказать, кто кого одолеет, пока победитель, наконец, не вылезает наружу. Это сравнение, думается, вполне применимо к текущей войне в российской металлургии и горнодобывающей промышленности - три компании-"бульдога", сражаются за контроль над отраслью под прикрытием "корпоративного управления".

Миноритарные акционеры и менеджмент объекта схватки - Норильского Никеля, также могут почувствовать, что становятся просто злополучными зрителями, попавшими под перекрестный огонь борьбы за власть между тремя крупнейшими олигархами: Михаилом Прохоровым, Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской.

История довольно сложная. В двух словах: Прохоров и Потанин были партнерами и владели более чем 50% Норникеля, крупнейшего в мире производителя никеля и палладия. Они встретились за границей - на каникулах во французских Альпах (вроде бы, в Куршевеле) - и решили разделить свой совместный бизнес. В частности, Прохоров согласился продать свою 25%-ю долю в Норникеле компании RUSAL, крупнейшему в России производителю алюминия (частная компания, которой управляет еще один олигарх - возможно самый колоритный из всех - Олег Дерипаска). Его бывший партнер г. Потанин владеет 25% Норникеля.

RUSAL очень хочет приобрести Норникель с целью создать российский гигант в сфере горной промышленности, чтобы в быстро объединяющейся мировой промышленности конкурировать с группами типа BHP Billiton и Vale. Кремль, кажется, тоже поощряет такой шаг, т.к. он усилит российские позиции в мировом товарном сообществе, но хочет, чтобы компании и их владельцы решили дело между собой.

Все также, судя по всему, согласны, что объединение RUSAL и Норникеля с целью создать российского "чемпиона по металлам" - хорошая идея. Проблема - как сделать это, не подрывая интересы миноритариев, главным образом крупных международных институциональных инвесторов, общая доля которых в Норникеле - более $20 млрд. Относится к ним как к простым зрителям значило бы еще сильнее ухудшить стойкую негативную репутацию России в области корпоративного управления и этики.

Правление Норникеля теперь пытается выбрать верный курс между Сциллой и Харибдой. Оно стремится поступить так, чтобы решение удовлетворило всех акционеров. В то же время оно не хочет, чтобы компания пала жертвой "тихого" поглощения. Поэтому оно рассматривает возможности выкупа собственных акций компании и продажи второстепенных энергетических активов. В "лагере" RUSAL утверждают, что эти защитные меры просто показывают, что руководство компании весьма зависимо и действует в союзе с Потаниным, чтобы блокировать предложение по приобретению контрольного пакета акций.

А если бы Потанин в конечном счете продал свои доли компании RUSAL и отдал Норникель Дерипаске, особенно если Кремль "нажмет" на него? Едва ли это было бы выгодно миноритариям.

Если RUSAL хочет приобрести Норникель, это должно быть сделано путем прямого, прозрачного предложения, а не классической закулисной комбинации под диктовку Кремля. Сражение за российский никельный гигант - не только схватка между "бульдогами", но и показательный тест для российского корпоративного управления.

Financial Times

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: