Диктат монополистов |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
19.06.2008
Диктат монополистов
В погоне за прибылями гиганты отрасли могут нанести ущерб экономике всей страны
Раскалённые цены на металлопродукцию могут заморозить развитие экономики
Слабое развитие рынка чёрной металлургии – в числе основных причин роста цен на нём. Дальнейшее повышение цен может вызвать проблемы не только у железнодорожного транспорта, но и во всей экономике.
Чёрная металлургия – одна из наиболее активно развивающихся отраслей. Пользуясь благоприятной конъюнктурой на мировом рынке, крупные игроки спешат модернизировать производство, приобрести зарубежные активы для выхода на международный простор, а также решить вопросы сырьевого обеспечения.
По данным руководителя отдела исследований машиностроительных отраслей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Василия Тиматкова, в нашей стране успешно работают восемь крупных металлургических комбинатов с полным циклом, где перерабатывают собственное минеральное сырьё в металлопродукцию. Объём производства стального проката от 4 млн тонн до 10 млн тонн на каждом предприятии.
На долю «восьмёрки» приходится около 75% всей производимой в стране продукции чёрных металлов, остальные предприятия, а их около трёх десятков, производят в год до 15 млн тонн металлопроката.
По итогам 2007 года в стране было произведено 72,4 млн тонн стали и 59,6 млн тонн металлопроката, что составляет 102,2% и 102,4% к итогам 2006 года соответственно.
«Продукция чёрной металлургии – важное сырьё для машиностроения. В некоторых случаях доля металла в себестоимости продукции составляет более 85%: в трубной промышленности, в производстве вагонов, крупных металлических изделий в энергомашиностроении, станкостроении. Поэтому цены в отрасли в значительной степени обуславливают рост цен на продукцию металлоёмких обрабатывающих производств», – считает Василий Тиматков.
По его словам, в значительной степени стоимость продукции чёрной металлургии определяется внутриотраслевыми экономическими процессами, в частности балансом спроса и предложения.
При этом иногда отсутствует чёткая и понятная связь между себестоимостью производства металлопроката и его отпускной ценой.
Рынок представлен небольшим количеством крупных игроков, таких как «Северсталь», Магнитогорский металлургический комбинат, «Евраз», «Мечел», Новолипецкий металлургический комбинат.
Например, два крупнейших поставщика – «Северсталь» и ММК – занимают более половины рынка штрипса.
Рынки других типов имеют схожие параметры – значительная доля поставок осуществляется небольшим количеством игроков.
Что же касается железнодорожных рельсов, то здесь, по словам представителя ИПЕМ, мы вообще фактически имеем только одного внутреннего производителя – «Евраз».
«Однако услуги естественных монополий металлургические компании получают по ценам существенно ниже мировых. Уровень внутренних цен на чёрные металлы негативно действует на металлопотребляющие отрасли, к числу которых относятся прежде всего машиностроение и строительство», – заявил Василий Тиматков.
По его мнению, эффект от ценовых бросков будет на руку только сырьевым компаниям, а в широком экономическом смысле он может сорвать реализацию крупнейших инвестиционных проектов в энергетике, железнодорожном транспорте и строительстве.
Раскалённые цены на металлопродукцию могут заморозить развитие экономики
Слабое развитие рынка чёрной металлургии – в числе основных причин роста цен на нём. Дальнейшее повышение цен может вызвать проблемы не только у железнодорожного транспорта, но и во всей экономике.
Чёрная металлургия – одна из наиболее активно развивающихся отраслей. Пользуясь благоприятной конъюнктурой на мировом рынке, крупные игроки спешат модернизировать производство, приобрести зарубежные активы для выхода на международный простор, а также решить вопросы сырьевого обеспечения.
По данным руководителя отдела исследований машиностроительных отраслей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Василия Тиматкова, в нашей стране успешно работают восемь крупных металлургических комбинатов с полным циклом, где перерабатывают собственное минеральное сырьё в металлопродукцию. Объём производства стального проката от 4 млн тонн до 10 млн тонн на каждом предприятии.
На долю «восьмёрки» приходится около 75% всей производимой в стране продукции чёрных металлов, остальные предприятия, а их около трёх десятков, производят в год до 15 млн тонн металлопроката.
По итогам 2007 года в стране было произведено 72,4 млн тонн стали и 59,6 млн тонн металлопроката, что составляет 102,2% и 102,4% к итогам 2006 года соответственно.
«Продукция чёрной металлургии – важное сырьё для машиностроения. В некоторых случаях доля металла в себестоимости продукции составляет более 85%: в трубной промышленности, в производстве вагонов, крупных металлических изделий в энергомашиностроении, станкостроении. Поэтому цены в отрасли в значительной степени обуславливают рост цен на продукцию металлоёмких обрабатывающих производств», – считает Василий Тиматков.
По его словам, в значительной степени стоимость продукции чёрной металлургии определяется внутриотраслевыми экономическими процессами, в частности балансом спроса и предложения.
При этом иногда отсутствует чёткая и понятная связь между себестоимостью производства металлопроката и его отпускной ценой.
Рынок представлен небольшим количеством крупных игроков, таких как «Северсталь», Магнитогорский металлургический комбинат, «Евраз», «Мечел», Новолипецкий металлургический комбинат.
Например, два крупнейших поставщика – «Северсталь» и ММК – занимают более половины рынка штрипса.
Рынки других типов имеют схожие параметры – значительная доля поставок осуществляется небольшим количеством игроков.
Что же касается железнодорожных рельсов, то здесь, по словам представителя ИПЕМ, мы вообще фактически имеем только одного внутреннего производителя – «Евраз».
«Однако услуги естественных монополий металлургические компании получают по ценам существенно ниже мировых. Уровень внутренних цен на чёрные металлы негативно действует на металлопотребляющие отрасли, к числу которых относятся прежде всего машиностроение и строительство», – заявил Василий Тиматков.
По его мнению, эффект от ценовых бросков будет на руку только сырьевым компаниям, а в широком экономическом смысле он может сорвать реализацию крупнейших инвестиционных проектов в энергетике, железнодорожном транспорте и строительстве.