Состояние и перспективы мирового рынка палладия (Часть 1)
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
29.08.2008
Состояние и перспективы мирового рынка палладия (Часть 1)
По данным "Johnson Matthey", в 2007 г. мировой спрос на палладий повысился по сравнению с 2006 г. на 3,5% - до 212,72 т, однако поставки металла росли опережающими темпами - на 8% - до 267,15 т, что было вызвано увеличением продаж из российских государственных запасов более чем вдвое. В результате мировой рынок палладия в 2007 г. характеризовался значительным избытком поставок - в 54,43 т, хотя производство первичного металла его доминирующими продуцентами - Россией и ЮАР даже несколько сократилось. Выпуск металла в Северной Америке, Зимбабве и прочих странах немного увеличился по сравнению с 2006 г. и составил в сумме 39,81 т.

Поставки. Лидером мирового производства первичного палладия является Россия. По сообщению "Johnson Matthey", единственный в стране продуцент этого металла - компания "Норильский никель" в 2007 г. снизила производство никеля более чем на 4%, при этом выпуск попутно извлекаемого палладия сократился только на 2% - до 94,86 т. В 2008 г., по прогнозу компании, ее добыча палладия еще несколько снизится.

Продажи палладия из российских государственных запасов "Johnson Matthey" оценивает в 46,34 т (рост на 15,8% по сравнению с 2006 г.), полагая, что намеченные на конец декабря 2006 г. отгрузки в Швейцарию были осуществлены уже в 2007 г., а металл, отгрузки которого были запланированы на конец декабря 2007 г., достиг Цюриха только в 2008 г. Суммарные поставки палладия из России выросли в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 15,8% - до 141,19 т, что, однако, было почти на 2,5 т меньше, чем в 2005 г.

В ЮАР на уровень производства металлов платиновой группы в 2007 г. оказал негативное воздействие целый ряд факторов, в том числе энергетический кризис в стране, вызвавший временное прекращение производства на ряде предприятий отрасли. Кроме того, введение новых правил техники безопасности и охраны труда привело к расширению практики закрытия отдельных шахт после происходивших там несчастных случаев, что влекло за собой снижение выпуска металла. На состояние отрасли влияли также проблемы, связанные с переговорами между горнодобывающими компаниями и союзами, которые сформировали сложную рабочую атмосферу, выливающуюся в частые забастовки. В условиях действия указанных факторов, усугубляемых наличием геологических проблем, южноафриканское производство платиноидов в 2007 г. заметно сократилось. Однако отгрузки палладия из страны снизились по сравнению с 2006 г. менее значительно, чем платины; соответствующие показатели составили 0,2 и 5,0%. Поставки палладия из ЮАР в 2007 г. оцениваются компанией "Johnson Matthey" в 86,15 т.

На ближайшие 5-6 лет в стране намечена реализация целого ряда проектов строительства предприятий по добычи платиноидов, многие из которых будут располагаться на восточной ветви Бушвельдского вулканического комплекса (Bushveld Igneous Complex). Новые предприятия в основном будут добывать руды месторождения UG2 (а не Merensky Reef), более богатые палладием и менее распространенными металлами платиновой группы, чем большинство участков западной части Бушвельдского комплекса. Уже в 2008 г. намечался ввод в эксплуатацию новых рудников компании "Platinum Australia", "Platmin" и "Ridge Mining".

Однако, несмотря на планы по расширению мощностей, южноафриканская горнодобывающая промышленность, как уже отмечалось, сталкивается с целым рядом серьезных проблем, ряд которых, как ожидается, сохранятся и в 2008 г. Так, отмечавшиеся в стране перебои в электроснабжении, приведшие в прошлом году к временной остановке эксплуатации многих предприятий отрасли, вероятно, вновь окажут негативное влияние на уровень производства металлов платиновой группы. Возможно, что из-за нехватки энергетических мощностей будет отложено осуществление некоторых платиноидных проектов.

По меньшей мере в ближайшие несколько лет отрасль будет также испытывать недостаток воды, необходимой в технологических процессах производства металлов платиновой группы. Кроме того, ввиду бума в мировой горнодобывающей отрасли, а также в условиях сооружения инфраструктуры для проведения чемпионата по футболу на кубок мира 2010 г., как полагают, в ЮАР сохранится проблема, связанная с недостатком квалифицированной рабочей силы в горном секторе.
По-видимому, наиболее важные из произошедших в последнее время перемен в горнодобывающей промышленности ЮАР связаны с введением в 2002 г. регулирования в рамках новой экономической политики государства, направленной на поддержание интересов коренного населения страны, которому к 2014 г. должно принадлежать 26% активов отрасли.

Тем не менее, даже при наличии имеющихся проблем, ЮАР располагает потенциальными возможностями для того, чтобы в перспективе повысить выпуск платиноидов.

Поставки палладия из Северной Америки в 2007 г. увеличились по сравнению с 2006 г. на 0,5% - до 30,79 т, при этом сокращение добычи компанией "Stillwater Mining Со" (США) более чем компенсировалось ее повышением компанией "North American Palladium". Производство на принадлежащем этой компании руднике "Lac des lies" в Канаде продолжало восстанавливаться, причем увеличился вклад со стороны его подземного участка, разработка которого была начата в 2006 г. Общий объем переработанной руды на данном предприятии повысился в 2007 г. на 10% - до 5 млн. т, из которых примерно 15% были обеспечены подземной добычей сырья, среднее содержание палладия в котором поднялось до 2,39 г на т. В результате выпуск палладия вырос на 21% - до 8,89 т (платины -на 10% - до 0,75 т).

В достаточно крупных масштабах палладий попутно извлекался компаниями "Xstrata" и "Vale" на никелевых рудниках в Канаде. Горнодобывающие предприятия "Vale Inco" вследствие сокращения добычи никеля на рудниках в Садбери снизили производство палладия в 2007 г. на 8% относительно уровня 2006 г., тем не менее выпустили его в объеме 5,94 т. Компания намерена реализовать в стране ряд проектов строительства никелевых рудников, на которых в качестве побочных продуктов будут извлекаться металлы платиновой группы. Эксплуатация предприятий "Xstrata" в Садбери приближается к завершению ввиду исчерпания природных запасов. В настоящее время компания проводит строительство новых рудников в других районах Канады, один из которых планируется ввести в строй в 2009 г. Предполагается, что платиноиды на нем будут выпускаться в значительных объемах. "Xstrata" осуществляет также расширение мощностей рудника "Raglan" на севере пров. Квебек.

На двух рудниках американской компании "Stillwater Mining Co" -"Stillwater" и "East Boulder" вследствие производственных и организационных проблем суммарное производство платины и палладия снизилось в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 12% - до 16,70 т, при этом продажи палладия сократились на 9% - до 13,22 т. В 2008 г. ожидается незначительное увеличение выпуска платиноидов - до 17,1 - 17,6 т.

Поставки палладия из Зимбабве в 2007 г. остались практически стабильными и составили 4,17 т, тогда как платины повысились на 2,3% - до 5,32 т. На руднике "Mimosa", являющемся совместным предприятием южноафриканских платиновых компаний "Impala" и "Aquarius", производство палладия увеличилось на 7% - до 1,87 т. Рафинирование получаемых здесь металлов платиновой группы осуществляет компания "Impala Refining Services" ("IRS") в ЮАР. В настоящее время на руднике "Mimosa" проводятся работы по расширению мощностей.

На зимбабвийском руднике "Ngezi", управляемом компанией "Zimplats" (86,9% акций которой принадлежит "Impala"), объем переработанной руды вырос в 2007 г. на 7,1% - до 2,2 млн. т, что обеспечило повышение выпуска платиноидов в концентратах на 8% - до 6,38 т. Однако продажи черновых металлов снизились на 3% - до 5,63 т, поскольку плавильный завод по техническим причинам временно закрывался и в этот период было складировано некоторое количество необработанных концентратов, которые должны были подвергнуться переработке только в начале 2008 г.

В 2007 г. в Зимбабве продолжался процесс перехода от открытой к подземной разработке месторождений металлов платиновой группы. В прошлом году повысилось производство на первом из новых подземных рудников - "Portal 1" и осуществлялось строительство второго - "Portal 4".

Спрос. В 2007 г. рост мирового спроса на палладий до уровня в 212,57 т был обусловлен главным образом повышением потребностей в нем таких сфер, как производство каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов автомобилей, электронная промышленность и инвестиционный сектор.

Суммарный спрос на палладий в 2007 г. повысился во всех регионах, кроме Китая, где он упал на 14,5% - до 36,54 т, в основном за счет ювелирного и автомобильного секторов. В Европе спрос на металл повысился на 17,5% - до 39,65 т, Японии - на 3,4% - до 47,43 т, Северной Америке - на 6% - до 51,63 т, прочих регионах - на 8,6% - до 37,32т. Отмечается расширение спроса на палладий в России, причем, как прогнозируют эксперты "Johnson Matthey", эта тенденция будет развиваться и в дальнейшем.

На автомобилестроение в секторах бензиновых и дизельных двигателей) в 2007 г. приходилось почти 2/3 суммарного мирового спроса на палладий. В производстве каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов автомобилей благоприятное для палладия соотношение его цен и цен платины способствовало активизации процесса перехода к использованию палладиевых технологий. В целом мировой спрос на палладий в автомобильном секторе (здесь и далее, если не указано иное, - с учетом вторичного металла) повысился в 2007 г. более чем на 10% -до 138,40 т, из которых 107,3 т приходилось на новый металл.

Наибольшее повышение выпуска автомобилей в 2007 г. наблюдалось в странах с формирующейся экономикой, что стимулировало рост их закупок палладия. В Европе спрос на палладий со стороны продуцентов каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов в 2007 г. увеличился только на 0,31 т - до 27,99 т. Производство пассажирских автомобилей в ЕС в прошлом году выросло на 6,6% - до 17,5 млн. шт., несмотря на слабость ключевого регионального рынка - ФРГ, где спрос сдерживался введением новых правил в отношении налогов на продажи при приобретении товара потребителями. Однако снижение рыночной доли автомобилей с бензиновыми двигателями в регионе сдерживало рост закупок палладия европейскими автомобильными компаниями. В секторе производства дизельных автомобилей потребление палладия увеличилось в 2007 г. до более чем 3 т, однако масштабы его использования были значительно меньше, чем платины.

В Японии спрос на палладий со стороны производства автомобильных каталитических систем вырос в 2007 г. на 6,3% - до 26,28 т. Выпуск легковых автомобилей и легких грузовиков увеличился в стране на 0,9% - до 11,5 млн. шт., однако их продажи на внутреннем рынке упали до уровня, соответствующего примерно половине годового объема национального производства. На многих японских моделях, предназначенных для экспорта, устанавливаются каталитические фильтры-нейтрализаторы на основе платины. Однако с улучшением качества бензина во многих странах становится возможным расширение использования палладия в каталитических системах, которыми оснащаются экспортируемые автомобили. С целью экономии платины японские автомобильные компании активнее применяют системы на базе палладия и к моделям, предназначенным для внутреннего рынка. Таким образом, в Японии даже в условиях относительно слабого рынка наблюдается тенденция к повышению использования палладия в автомобилях, изготовленных и проданных в стране.

Рост спроса на палладий стимулировался также попытками снизить потребление родия в производстве автомобильных каталитических систем. При текущем уровне цен некоторые японские компании используют дополнительное количество палладия для замены родия.

На североамериканскую автомобильную промышленность продолжало оказывать негативное влияние замедление темпов роста экономики США, при этом в 2007 г. второй год подряд наблюдалось снижение объема продаж продукции отрасли. Продажи легковых автомобилей сократились до 16,2 млн. шт. с 16,6 млн. в 2006 г. Число автомобилей, изготовленных в регионе, снизилось в указанный период почти на 500 тыс. шт., хотя уже не наблюдалась наметившаяся в 2006 г. тенденция к производству малолитражных автомобилей, разработка которых была вызвана подорожанием топлива. Тем не менее закупки палладия продуцентами каталитических фильтров-нейтрализаторов в Северной Америке выросли в 2007 г. на 17,0% - до 51,63 т благодаря все более активному переходу от платиновой к палладиевой технологии в их производстве. В секторе автомобилей с бензиновыми двигателями потребление палладия в настоящее время уже существенно выше, чем потребление платины. В секторе дизельных автомобилей использование палладия в 2007 г. превысило 3 т.

В КНР спрос на палладий для производства автомобильных каталитических систем растет высокими темпами, поскольку сейчас каждый продаваемый на китайском рынке автомобиль оснащается фильтром-нейтрализатором выхлопных газов. В 2007 г. потребление палладия в автомобильной отрасли страны увеличилось на 1,71 т - до 8,55 т. В условиях продолжающегося быстрого роста экономики Китая наблюдается процесс весьма активных закупок автомобилей потребителями. В настоящее время китайский рынок пассажирских автомобилей по объему продаж является вторым по величине в мире после японского. Однако, несмотря на рост, превысивший в прошлом году 25%, производство автомобилей в КНР, составившее в 2007 г. 5,5 млн. шт., оставалось значительно ниже, чем продажи. При этом ежегодно в последнее время из страны экспортируется только 300 тыс. автомобилей. В связи с ужесточающимися экологическими требованиями к составу выхлопных газов в Европе китайские автомобильные компании на свою продукцию устанавливают новые виды каталитических систем, что ведет к повышению среднего удельного содержания платиноидов в новых автомобилях.

В остальных странах мира спрос на палладий со стороны производства фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов автомобилей увеличился в 2007 г. на 2,49 т - до 24,10 т. Продажи легковых автомобилей повысились в большинстве стран. В частности, в Индии они выросли на 20% - до 1,7 млн. шт. Поскольку усиливается тенденция к расположению продуцентами автомобилей своих предприятий в регионах с низкими издержками производства, то именно там отмечается рост выпуска соответствующей продукции.

В Южной Корее производство автомобилей в 2007 г. впервые превысило 4 млн. шт., из которых 2,85 млн. были экспортированы. В Мексике, напротив, выпуск данной продукции сократился, во многом за счет снижения экспорта в США.

Продажи новых автомобилей в России превысили в 2007 г. 2,8 млн. шт., что на 35% больше, чем в 2006 г., т. е. объем российского рынка уже превзошел масштабы национальных рынков таких стран, как Великобритания и Франция. Ожидается, что в 2008 г. продажи в России вырастут еще на 30% и страна обгонит по этому показателю Германию, а в ближайшие два года станет крупнейшим автомобильным рынком в Европе.

Многие из проданных в России в 2007 г. автомобилей, хотя и были выпущены в различных регионах мира, в основном содержали каталитические системы, изготовленные по палладий-родиевой технологии, используемой в Европе (наряду с платиновой технологией). Спрос на палладий со стороны российской автомобильной промышленности оценивается в 2007 г. в 1,24 т. Национальные продуценты обычно используют палладий-родиевую технологию производства фильтров-нейтрализаторов ввиду высоких цен на платину. В 2010 г. в России должны быть введены экологические требования к составу выхлопных газов, соответствующие стандарту "Euro 4", в связи с этим в автомобильной промышленности страны ожидается повышение спроса на металлы платиновой группы.

В 2007 г. в мире резко возросли масштабы извлечения вторичного палладия из отработанных каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов автомобилей, срок эксплуатации которых обычно составляет 8-10 лет. Объем полученного из этого источника металла повысился на 24,2% - до 31,1т. Вторичное производство палладия в данном секторе в прошлом году увеличилось во всех регионах мира, однако примерно половина его приходилась на Северную Америку. Это было обусловлено тем, что в 2007 г. там на переработку поступали каталитические системы, выпущенные в 1996 - 2000 гг. - в период максимальных масштабов потребления палладия североамериканской автомобильной промышленностью.

В ЕС на лом ежегодно отправляется около 10 млн. автомобилей, и все большая их часть подвергается вторичной переработке. Наиболее высокий спрос на палладий со стороны европейских продуцентов каталитических фильтров-нейтрализаторов отмечался накануне миллениума, таким образом, в прошлом году среднее содержание палладия в поступающих на лом отработанных системах возросло. В результате извлечение вторичного палладия из данного источника в 2007 г. составило 9,33 т, а в текущем году предвидится его дальнейшее повышение.

В других регионах мира указанный показатель также увеличился, но оставался невысоким. В Японии многие из отслуживших свой срок автомобилей экспортировались в Юго-Восточную Азию, а не подвергались вторичной переработке в стране. В КНР и прочих странах и регионах мира извлечение вторичного палладия находилось на низком уровне, поскольку большинство отправляемых в настоящее время на лом автомобилей первоначально не было оснащено каталитическими системами.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: