Обзор: Трейдеры металлопроката в Татарстане
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
01.10.2008
Обзор: Трейдеры металлопроката в Татарстане
эксперты
Николай Железнов
директор филиала «Сталепромышленной компании» в Казани
Владислав Овчинников
директор «Базис металл»
Сергей Романов
директор филиала «ТиссенКрупп Материалс» в Казани
Сергей Сидоров
замдиректора торгового дома «Северсталь-Инвест» (филиал в Казани)
Ирек Шакиров
исполнительный директор филиала «Металлоптторг - Казань»

ВОПРОСЫ:
Что вызывает колебания цен на местном рынке?
для чего трейдерам черного металлопроката понадобилось развивать направление по торговле нержавейкой?
почемудемпинг больше не помогает конкурировать татарстанским металлотрейдерам?


Ведущие федеральные трейдеры и торговые дома российских заводов с каждым годом увеличивают свою долю и вытесняют местных игроков в розницу. Демпинг больше не помогает: игроки сосредоточились на расширении линейки сервисных услуг. Специфика местного рынка — ориентированность на нужды стройкомплекса — устраивает не всех трейдеров: с целью компенсировать сезонные спады некоторые из них развивают новые направления, например, торговлю нержавейкой.
Местный рынок имеет свою яркую специфику: до 60-80% наименований в сортаменте татарстанские трейдеры ориентируют на стройкомплекс. Сейчас на рынке традиционный сезонный спад. По статистике, металлопотребление осенью падает примерно на 30%, а вместе с ним снижается и рентабельность. Некоторые игроки решили использовать почти полугодовой «простой» для развития внесезонных направлений.

Местный рынок держат «Татметалл» и федералы

По данным исследования «Сталепромышленной компании», объем реального рынка черного металлопроката в прошлом году составил 659,5 тыс. тонн. За прошедшие 7 месяцев 2008 г., по сравнению с тем же периодом прошлого года, рост объема рынка черного металлопроката составил чуть меньше 2%.

На местном рынке работают компании трех типов. Во-первых, торговые дома металлопроизводителей, представляющие первичный рынок: «Мечел», «Северсталь». Во-вторых, сетевые независимые трейдеры: «Сталепромышленная компания», «Инпром», «Комтех». И, в-третьих, локальные металлоторговцы: «Татметалл», «Главмет», «Кама-трейд» и др.

В регионе присутствуют и зарубежные игроки: «Карбофер Металл Урал», «ТиссенКрупп Материалс».

Доля крупных игроков в Казани — порядка 85%, из них около 18% принадлежит местному «Татметаллу», 67% — совокупная доля федеральных компаний. Каждая из таких компаний продает в месяц 2-5 тыс. тонн проката.

Оставшиеся 15% рынка делят между собой небольшие местные металлоторгующие организации, продающие от 300 до 1 тыс. т металла в месяц.

Массовая экспансия федеральных игроков в Казань пришлась на 2004-2005 гг. «Тогда «Татметалл» был несомненным лидером, но зашедшие в Казань федералы начали «откусывать» его долю рынка. Впрочем, «Татметалл», будучи предприятием с государственным капиталом, устоял и по-прежнему занимает самые сильные позиции среди местных металлоторговцев», — описывает ситуациюСергей Романов, директор филиала «ТиссенКрупп Материалс» в Казани.

По информацииВладислава Овчинникова, директора местной компании «Базис-металл», независимых местных игроков в Казани около 10%. Другая группа трейдеров — торговые дома, которые, будучи представителями заводов-производителей, не могут самостоятельно формировать сортамент. Например, если металлокомбинат производит только арматуру, то торговый дом этого комбината может продавать только то, что предлагает завод. Поэтому трейдеры данного типа чаще всего специализируются на чем-то одном.

Местным трейдерам с приходом игроков-федералов пришлось переориентироваться с оптовых на розничные продажи. Сейчас на розничном сегменте сосредоточены такие трейдерские компании, как «Главмет», «Базис-металл», «Виват-металл». «Местные ориентированы на «частников». Ассортимент у них шире, большинство наименований всегда в наличии. Правда, металл у них дороже на 5-15%, так как они закупают его у крупных трейдеров. Федералам и крупным игрокам, как правило, не интересны розничные продажи», — говорит Владислав Овчинников.

Цены на металл зависят от нужд стройкомплекса

Помимо глобальных факторов, таких как повышение мировых цен на металл, на татарстанском рынке есть локальные, влияющие на изменение ценовой ситуации. В республике активен строительный комплекс, и, по некоторым оценкам, до 90% продаваемого в Казани металлопроката идет на нужды стройкомплекса. «Наиболее востребованный строительным рынком вид проката — арматурная продукция. Например, у нас на арматурный прокат приходится 60% от объема продаж», — сообщил Владислав Овчинников. По его данным, на арматуру делают ставку многие участники рынка.

Сергей Сидоров, замдиректора казанского филиала торгового дома «Северсталь-Инвест», также отмечает зависимость татарстанского рынка от нужд местного строительного комплекса. В частности, эксперт прогнозирует в связи со строительством в Казани объектов к Универсиаде-2013 троекратный рост металлопотребления. По его информации, аналогичный рост рынка произошел в канун празднования тысячелетия Казани.


Сергей Романов подтверждает этот тренд: «В России у «ТиссенКрупп Материалс» несколько филиалов, но так получилось, что именно в Казани мы в основном работаем на строителей. В других регионах нет такой явной зависимости объемов металлопотребления от активизации строительного рынка».


В целом для рынка металлопроката характерны значительные колебания цен, что ведет, в свою очередь, к резким изменениям уровня рентабельности. Ситуация в Татарстане — не исключение. По информации Сергея Сидорова, с декабря 2007 г. по июль 2008 г. металл в РТ подорожал на 100% — до 35 тыс. руб. за 1 тонну. К сентябрю черный металлопрокат подешевел на 10-12%, прогнозируется дальнейшее снижение еще на 8-10%. В итоге ожидается, что цена за 1 тонну металла к концу года составит 21-22 тыс. руб.


Сергей Романов отмечает, что крупные трейдеры зависимы от заводов, так как металлоторгующие организации заключают долгосрочные договора лишь с условием, что будут покупать у них металл круглый год.


Весной отпускная цена на металл невысокая, но она растет. Летом цена достигает своего пика, но трейдеры обязаны брать этот металл. Осенью закупочные цены становятся выше рыночных цен, так как объем предложения к этому времени очень велик. Металлопотребление в этот период снижается примерно на 30%, трейдеры теряют прибыль.


Игроки компенсируют потери от сезонных спадов развитием новых ниш

Сейчас большинство игроков сосредоточились на определенных направлениях. Например, по продажам арматуры в регионе лидирует «Мечел сервис». На листовом прокате в Казани специализируются «Северсталь» и «Интерметпоставка». «Метрис» предлагает широкий ассортимент труб.


Директор филиала «Сталепромышленной компании» в КазаниНиколай Железновсчитает, что в будущем игроки будут отходить от специализации, и даже представительства и торговые дома металлургических комбинатов расширят свой ассортимент и за счет продукции других производителей. Причина — ужесточение конкуренции и желание представить у себя все востребованные виды проката.


Сергей Романов согласен с коллегой: «Покупатель становится все более избалованным и хочет, чтобы как можно более полный сортамент был в одном месте и всегда в наличии».


«ТиссенКрупп Материалс» объявили об открытии в Казани направления по торговле нержавеющим металлопрокатом. «Сталепромышленная компания» решила уделить большее внимание торговле нержавеющим металлопрокатом и выделила его в отдельное направление.


По словам Сергея Романова, запуск в Татарстане направления по нержавейке — это попытка застраховаться от сезонных спадов спроса на арматуру и строительные металлоконструкции, связанных со спецификой местного рынка. «Сейчас мы создаем клиентскую базу потребителей нержавейки, изучаем рынок и его потребности», — сообщил г-н Романов. По словам эксперта, сейчас в Казани торговля нержавеющим металлопрокатом развита слабо, большинство поставок идут из Москвы через посредников, что увеличивает срок поставки. В то же время этот сегмент является перспективным, так как в регионе сосредоточено немало потенциальных потребителей нержавеющей стали: Вертолетный завод, Авиационный завод, КМПО, Компрессорный завод, завод им. Горького в Зеленодольске.


Сервис вместо низких цен

Опрошенные «ДК» участники рынка признались, что простым снижением цен удержать покупателя сложно. «Сейчас речь идет именно об удержании завоеванных позиций, — акцентирует Сергей Романов. — За каждой компанией идут свои клиенты, привыкшие покупать металл у своего трейдера. Конкуренция на рынке высокая, поэтому если наши постоянные клиенты говорят, что кто-то им предложил металл дешевле, в отдельных случаях мы можем предоставить большую, чем конкурент, скидку. Но, на мой взгляд, этот способ конкуренции все менее эффективен».


Сергей Романов объясняет, что трейдеры берут металл на одних и тех же заводах — в России их круг ограничен — и по примерно одинаковым ценам. А значит, игроки находятся в равных условиях: снижать цены бесконечно невозможно, надо искать новое конкурентное преимущество, например, развивать сервис.


По словамИрека Шакирова, исполнительного директора филиала «Металлоптторг — Казань», когда рынок металлоторговли в Татарстане переживал становление, редкостью была даже услуга по разделению пачек, приходящих с завода. «Например, клиент заказывал 18 тонн арматуры, а пачки с завода шли весом по 5 тонн. Значит, клиенту приходилось покупать 4 пачки, а на ненужные ему две тонны самостоятельно искать покупателя», — вспоминает г-н Шакиров.


Сейчас простые услуги — доставку, резку в размер, рубку, газосварку — освоили практически все металлоторговцы. Однако пока трейдерами обрабатывается минимум металла. «По моим данным, не более 10% от общего объема продаваемого проката», — говорит Сергей Романов. Для оказания более сложных услуг (продольная и поперечная резка рулонного листового металлопрокта, фигурная резка, изготовление кладочной сетки и просечно-вытяжного листа) требуются инвестиции в закупку оборудования (стоимость одного станка — 2-4 млн руб.) и аренду (примерно 700 тыс. руб. в месяц) либо покупку в собственность производственного помещения.


Впрочем, специалисты «СПК» отмечают тенденцию к инвестированию в сервисные металлоцентры как одну из основных не только на татарстанском, но и на других региональных рынках. «Все федеральные металлоторговцы — и «Комтех», и «Инпром», и «Дипос», который пока не представлен в Казани, — делают на это упор», — сообщили в СПК. «Сталепромышленная компания» выделила это направление в приоритетные одним из первых и продолжает инвестировать в СМЦ в разных регионах, в том числе и в Казани», — отметил Николай Железнов.


Сейчас созданием в Казани сервисных металлоцентров занимаются также «Казанские стальные профили». Кроме того, о намерениях по созданию СМЦ заявила немецкая «ТиссенКрупп Материалс». «В Казани уже начато создание сервисного металлоцентра по обработке металла. В ближайшее время будет введен в строй пост по резке металла. С запуском этого объекта в полном объеме будут активно развиваться услуги по переработке металла и созданию простейших заготовок, применяемых в строительстве», — рассказал Сергей Романов.


Среди местных компаний самый широкий спектр услуг оказывает «Татметалл».


Сергей Сидоров:«Металлопотребление зависит от активизации стройкомплекса. В связи со строительством в Казани объектов к Универсиаде спрос на прокат может вырасти втрое».


Ирек Шакиров:«Когда рынок металлоторговли в Татарстане только переживал становление, редкостью была даже услуга по разделению пачек, приходящих с завода».


Сергей Романов:«Покупатель металлопроката становится все более избалованным и хочет, чтобы как можно более полный сортамент был в одном месте и всегда в наличии».



Алина Минибаева
"Деловой квартал - Казань"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: