ВСМПО-АВИСМА: "дно" еще не достигнуто, но серьезной угрозы нет?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
03.04.2009
ВСМПО-АВИСМА: "дно" еще не достигнуто, но серьезной угрозы нет?
Менеджеры крупнейших корпораций формируют сегодня концепцию движения вперед, основанную на осмыслении ситуации в мировой экономике, реальном спросе и умении прогнозировать. Гендиректор корпорации ВСМПО-АВИСМА Евгений Романов в проекте «Национальный прогноз» поделился своим видением ближайших и среднесрочных перспектив.

Что будет с отраслью

По большому счету, в любом, даже самом сокрушительном кризисе, нет ничего особенного - одна из фаз большой спирали, не более того. В индивидуальном плане он заканчивается тогда, когда выработана программа работ, привязанная к реальной жизни. В этом смысле кризис лично для меня уже закончился. Конечно, в нашем глобальном бизнесе сложно просчитать все факторы, но любой план действий уже лучше, чем его отсутствие. Я не думаю, что авиапроизводители достигли «дна», поэтому мы делаем все необходимое для того, чтобы быть готовыми к такому сценарию, когда объемы выпуска продукции будут колебаться в пределах коридора минимума и максимума объема закупок изделий ВСМПО-АВИСМА с тенденцией снижения в ближайшем будущем к минимуму.

Построить самолет - мероприятие не очень быстрое. Авиапроизводители сейчас делают самолеты по заказам, полученным еще до кризиса, на который первыми среагировали авиаперевозчики. У тех продолжают падать грузо- и пассажиропотоки. Естественно, они в ближайшие год-два будут снимать заказы на новые самолеты. И даже когда ситуация стабилизируется и начнется некий экономический рост, все равно авиаперевозчики будут аккуратно подходить к вопросу развития рынка.

Соответственно мы взяли курс на уменьшение складских запасов, так как их всегда довольно много в силу широкой номенклатуры нашего производства - авиастроители заранее не могут определить, какая конкретно номенклатура им будет нужна здесь и сейчас. Например, Боинг, как известно, находится в Америке, а ВСМПО - в России. Поэтому мы должны создавать определенные стоковые склады в США, которые позволят более оперативно решать вопросы логистики. Потребуется заказчику что-то именно сегодня - они размещают дополнительный заказ: «Кто может поставить»? Мы говорим в ответ: «У нас есть на складе в Америке - возьмите и распишитесь!»

Что будет с титаном

Новые задачи по освоению перспективных заказов ведущих в мире самолетостроителей требуют от Корпорации ВСМПО-АВИСМА пересмотра коридора верхней границы стратегии развития с 2012 на 2020 годы, так как наш контракт с Эйрбас вслед за подобным соглашением с Боинг также может быть продлен до 2020 года. Для выполнения нового объема обязательств инвестиционная программа предусматривала до 2012 года увеличение объема производства титановой губки на 20%, (до 44 тысяч тонн в год), титанового проката - на 46%, (до 46 тысяч тонн в год). Выручка компании к тому времени должна достичь $1,7-2 млрд. Инвестиции в эту программу были запланированы на уровне $1 млрд.

С учетом того, что у нас в стратегии предусматривался ряд других сырьевых проектов, которые имеют длинные сроки реализации и сроки окупаемости, необходимо смотреть стратегию с перспективой развития до 2030 года. В этом году мы ее должны разработать, сделать и утвердить на совете директоров. На мой взгляд, существуют предпосылки для разработки подобных программ и в других отраслях реальной экономики страны, если уж мы говорим о шансах России выйти из кризиса более сильной, чем она в него вошла.

Собственных средств предприятия хватает на все, но в данном конкретном случае разумнее под инвестиции привлечь кредиты с «длинными» процентами. Это делает процесс окупаемости проектов более ответственным и прозрачным, позволяет четко разделить бюджеты на инвестиционный и текущий, так как титан, в отличие от «простых» металлов, не торгуется на бирже. Он продается по длинным контрактам с фиксированными ценами. Поэтому, что касается влияния цен на металлы, то надо понимать, что мы для авиапроизводителей поставляем не чистый титан, а сплавы. В них присутствуют и алюминий, и ванадий, и молибден. Поэтому цены на эти металлы, конечно, влияют на наши производственные издержки. В этом смысле общемировая тенденция снижения цен на цветмет для нас оказалась достаточно благоприятной.

Что будет с «Урал Боинг Мануфэктуринг»

У нас с «Боингом» создано СП «Урал Боинг Мануфэктуринг», которое должно после поставки всего оборудования выйти на проектную мощность в 10-20 самолетокомплектов для Dreamliner в год. Это не скорая история, так как основная миссия и основное назначение нашего СП - производство деталей для самолета, выход которого задерживается уже на 27 месяцев. Но в Боинге уверены, что в этом году «Самолет мечты» взлетит. После чего можно будет выдать окончательную техническую документацию и начать заказывать детали для черновой механической обработки титановых штамповок, окончательная обработка которых будет уже производиться на предприятиях Боинга.

Что будет с конкуренцией

Обострившаяся конкуренция с китайскими производителями титана на самом деле не представляет угрозы для ВСМПО-АВИСМА. Во-первых, наша конкуренция строится на том, что мы ведем более глубокую переработку изделий, где требуется высокое качество продукции, потому что за этим стоит безопасность полетов. К нашему счастью, к несчастью для китайцев, сложился имидж китайских товаров как не очень качественных. Они сейчас стараются на рынке продвигать и показывать, что они гарантируют качество. В этом смысле у нас есть определенный временной интервал, и мы его используем для того, чтобы внедриться в еще более глубокую переработку.

Авиапроизводители очень консервативны, они не любят менять и поставщиков. Если мы обеспечим надежную защиту интеллектуальной собственности, то китайцам либо нужно будет покупать у нас права на эти сплавы, либо не поставлять их.

Что будет с ВСМПО-АВИСМА

Компания закончила год с прибылью. Ее объем несколько снизился по сравнению с предыдущим годом, но находится в пределах плановых показателей, которые предусматривало бюджетирование. В 2008 году мы также привлекли меньше кредитов, чем предполагалось изначально. И в наступившем году Корпорация продолжит снижение кредитной массы. В частности, кредит на $160 миллионов, синдицированный Barclays, может быть взят в Сбербанке или в ВЭБе лишь как инвестиционный на условиях кредитной возобновляемой линии с максимальным использованием $150 млн. Речь идет о семилетнем кредите, который будет состоять из трех валют (рубли, доллары, евро). То есть если мы покупаем оборудование, которое продается за евро в европейской зоне, нам эквивалент предоставляется в евро, если мы покупаем в России или в рублевой зоне, мы платим в рублях, покупаем в долларах - заимствования происходят в долларах.

Не будем падать раньше выстрела

Мировой финансовый кризис, конечно, скажется на авиастроении, но это произойдет позже и проявится не в сокращении объемов производства, а в уменьшении динамики его роста. Но даже при общем снижении объемов самолетостроения в ближайшие годы спрос на продукцию ВСМПО-АВИСМА будет продолжать расти, так как в конструкции самолета XXI века быстро растет доля титановых сплавов. Если в Вoeing 737 они составляли 0,5%, то в Dreamliner В787 в 20 раз больше.

Так что не будем падать раньше выстрела, а закончим на гуманитарной и оптимистической ноте - абсолютно устремленном в будущее нашем новом проекте, который возможно будет реализован совместно с НИИ нейрохирурги им Н. Н. Бурденко. Он заключается в изготовлении титановых имплантов нового типа на черепные коробки. Существующие технологии позволяют нам в заводских условиях, имея цифровую модель конкретного импланта, изготовить его точно под конкретного человека, который ожидает плановой операции. Если мы реально все начнем делать, то это будет очень красиво и очень полезно. Здесь для нас не будет большой прибыли и значимых объемов реализации. Но с точки зрения социальности бизнеса, прогрессивного продвижения - это очень важный проект.
ИТАР-ТАСС Урал

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: