Стальная ломка
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
20.06.2003
Стальная ломка
Этим летом сборщики металлолома начали новый поход против металлургов. Цель заготовителей черных и цветных металлов проста - им крайне необходима отмена экспортной пошлины, которая сейчас составляет 15 евро за тонну лома. В Европе российское металлическое вторсырье пользуется большим спросом, но с нынешней ставкой пошлины получать сверхприбыли с его вывоза не удается. Впрочем, очередное наступление сборщиков лома, несмотря на громкие заявления, скорее всего, провалится. Отечественным сталеварам в ближайшие годы лом понадобится самим, и они вряд ли выпустят его за границу. Кроме того, вопрос о поставках лома в Европу связан с экспортом на эту территорию отечественной стали. Эти поставки во многом зависят от политики, потому в разгорающемся споре российские власти, судя по всему, без колебаний поддержат металлургов.

Металлурги со сборщиками лома спорят уже не первый год. Раньше металлосборщики указывали на то, что цены на внутреннем рынке гораздо ниже, нежели на внешних. Прошлой осенью ситуация с ценами выровнялась, и спор временно утих. Как оказалось, ненадолго. Внутренние цены на лом снова пошли вниз. Сборщики металла (Координационный совет сборщиков лома, промышленная группа МАИР и другие) намерены снова поставить вопрос об отмене экспортной пошлины на лом черных металлов.

Как рассказал "Финансовым Известиям" гендиректор "Вторчермета" Евгений Елизаров, за последние несколько месяцев российские металлурги опустили закупочную цену лома с 3600 рублей за тонну (в цену включены НДС и доставка) до 2800 рублей. Как следствие, металлосборщики также понизили цену, по которой берут лом у частных сборщиков, - в среднем с 2 тысяч рублей до 1 тысячи. При этом, отмечает Евгений Елизаров, в ближайшее время цены могут продолжить и дальше снижаться - металлурги еще в конце прошлого года скопили значительные запасы лома, чем эффективно пользуются для снижения закупочных цен на вторсырье.

Металлосборщики подчеркивают, что в сложившихся условиях их финансовое положение могла бы поправить отмена экспортной пошлины на лом черных металлов. На этот раз ломозаготовительные компании предлагают компромиссный вариант - отменить пошлину для поставок лома в Европу, но сохранить ее для дальневосточных стран. Как рассказал "Финансовым Известиям" председатель Координационного совета предприятий ломоперерабатывающей промышленности Алексей Коровин, отмена пошлины не нанесет металлургическим предприятиям никакого ущерба. Дефицита этого ресурса, по мнению Коровина, на рынке нет. В среднем в стране сбирается 17-20 млн тонн лома ежегодно, в то время как реально скапливается до 35 млн тонн. Получается, отечественные металлургические предприятия просто не в состоянии переработать весь лом, который находится на отечественной территории. Если дорога в Европу не будет открыта, отмечает Алексей Коровин, ломообрабатывающие предприятия попадают в полную зависимость от металлургических компаний и ничего не могут поделать с их ценовой политикой.

У металлургов, правда, имеется достаточно контраргументов. Председатель совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин недавно заметил, что проблема состоит не столько в количестве поставляемого лома, сколько в его качестве, мол, поэтому и не идет вся скопившаяся масса в переработку. Старший вице-президент Евразхолдинга Андрей Севенюк заявил "Финансовым Известиям", что в ближайшие годы потребности предприятий холдинга в ломе должны резко возрасти и они будут потреблять до 75% лома, собираемого на территории, где располагаются сибирские предприятия группы. Если же лома не хватит, то это может привести к потерям производства до1,5-2 млн тонн. Аналитик ИК "Проспект" Николай Иванов отмечает, что в ближайшие годы металлурги планируют закрывать старое производство (в частности мартены). Это означает, что новые мощности, например электролизные цеха, будут потреблять большие объемы лома.

В неофициальных беседах металлурги прямо говорят, что правительство не должно рассматривать их с ломосборщиками как "две равные группы", и указывают на разницу в объеме налоговых поступлений от сборщиков лома и от производителей металлов. Правительство так и поступает, чаще прислушиваясь к мнению металлургов.

В начале года некоммерческое партнерство "Русская сталь" (объединяет НЛМК "Евразхолдинг", "Тулачермет" и др.) выступило с инициативой увеличить экспортную пошлину на лом еще более. Таким образом металлурги предлагали давить на европейских конкурентов, которые испытывают потребности в ломе. Цель очевидна - добиться увеличения квоты на поставку российских черных металлов. Правительство, разумеется, на открытый конфликт с Европой пойти не решилось, но цели своей металлурги достигли - отныне всерьез о снижении ныне действующей пошлины никто в правительстве больше не задумывается.

Сборщики лома надеются сложившуюся ситуацию переломить. Уже в ближайшее время, по признанию Алексея Коровина, совет начнет активную работу в регионах, с тем чтобы убедить местные власти поддержать ломосборщиков. В первую очередь предприниматели хотят заинтересовать тех губернаторов, которые не имеют на своей территории металлургических предприятий, - сейчас они лишены возможности получать прибыли, которые появились бы при начале экспорта лома в Европу.

Совет федерации тем временем поддерживать металлосборщиков не собирается. Как сказал "Финансовым Известиям" первый зампред комитета Совета федерации по промышленной политике Сергей Шатиров, экспортная пошлина на вывоз лома является скорее экономическим рычагом в руках правительства. Отказываться от нее не стоит - дефицит цветного лома в стране с каждым годом растет. Отечественные металлурги сегодня просто не в состоянии самостоятельно конкурировать с почти нелегальным экспортом лома черных металлов за рубеж. Себестоимость тонны черного лома, включая доставку потребителю и НДС, составляет $56. Внутренняя же цена черного лома с доставкой и НДС - $60, а экспортная - уже $82. Ко всему прочему, отмечает сенатор, сейчас ценовая конъюнктура абсолютна непредсказуема. Отказываться от государственного механизма регулирования этого сектора рынка и бесперспективно, и даже опасно, отмечает Сергей Шатиров. Неудачный пример отмены пошлины уже был - после снятия в 1995 году ограничений на вывоз лома этот бизнес сразу же стал криминальным.
Кирилл Пальшин "Известия"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: