Дальневосточный рынок металлолома готовится к изменениям
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
07.10.2010
Дальневосточный рынок металлолома готовится к изменениям
Предполагается, что экспортировать лом можно будет только через Петропавловск-Камчатский, Магадан и Корсаков

Вновь планируемое Федеральной таможенной службой ограничение экспорта металлолома через дальневосточные порты некоторые металлотрейдеры собираются использовать в захватнических целях, считает газета "Конкурент".

Федеральная таможенная служба подготовила проект постановления "Об определении пунктов пропуска через государственную границу РФ для убытия с таможенной территории Таможенного союза за пределы территории РФ отдельных категорий товаров". Предполагается, что экспортировать лом на Дальнем Востоке можно будет только через три пункта пропуска — Петропавловск-Камчатский, Магадан и Корсаков.

Денис Сарана, исполнительный директор УК "Евромет": "Данное ограничение на места вывоза металлолома реально значит одно — запрет на прямой экспорт лома из Владивостока и Находки, основных портов на сегодня. Мы это проходили в прошлом году".

2009-й год эксперты называют самым тяжелым в новейшей истории ломозаготовки. Стремительное падение цен на лом, массовые неплатежи и дисконты при расчетах за поставленную продукцию, а в довершение всего — ограничение экспорта лома черных и цветных металлов 10 таможенными постами на всю Россию чуть не похоронили надежды металлотрейдеров на высокие прибыли. К примеру, на Дальнем Востоке таможня разрешала экспортировать лом только через Петропавловск-Камчатский. Как заверяют игроки, переход судна с металлоломом из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, разгрузка, таможенное оформление и погрузка делали процесс нерентабельным, особенно на фоне мирового кризиса, когда цены на сырье заметно упали.

Денис Сарана: "С апреля по сентябрь 2009 г. экспортерам приходилось отправлять суда с ломом сначала в Петропавловск-Камчатский, а потом в Корею. Представляете, как на это смотрели покупатели лома из-за границы? Выбрасывались в воздух тонны топлива, мерзли экипажи, дополнительные расходы составляли около 1 тыс. рублей на тонну. К примеру, на десятитысячник дополнительные расходы составляли 10 млн рублей. Соответственно, на 1 тыс. рублей снизилась и цена лома на внутреннем рынке, ведь стоимость лома на экспорт зависит только от общемировой конъюнктуры рынка стали".

В октябре прошлого года Высший арбитражный суд отменил приказ ФТС — вернул лом в приморские порты, чем ломозаготовители воспользовались сполна.

Андрей Неприенко, генеральный директор ООО "Приморский МеталлоЭкспорт": "В настоящее время из Приморья на экспорт ежемесячно уходит примерно 60 тысяч тонн лома черных металлов. Объем фактически соответствует тому, что был два года назад, еще до таможенных решений и кризиса. Как отразится на рынке очередное ограничение ФТС? Особых перемен мы не ждем".

Оптимизм экспортеров навеян тем, что сегодня внутрироссийские цены на лом практически не отличаются от мировых. Различия только из-за транспортной составляющей и экспортной пошлины, но даже это позволило в первом полугодии 2010 г. заработать трейдерам в два раза больше, чем за аналогичный период 2009-го: по данным ДВТУ, стоимость экспорта черных металлов выросла с $49,9 млн до $84,9 млн. "Если не будут вставлять палки в колеса, то расходы на транспортировку и декларирование через ближайший к Приморью пункт пропуска Корсаков увеличатся всего на $15 за тонну. Это приемлемо, учитывая, что затраты на дорогу и оформление через Петропавловск-Камчатский возрастали до $30. Придется, конечно, снижать закупочные цены, но никто останавливать работу или уходить с рынка в этот раз не собирается", — отметил Неприенко.

Неприятности могут доставить лишь таможенники. "В России каждый таможенный пост самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров. И если в Приморье сегодня мы платим пошлину $30, то в Корсакове могут поднять ее до $45 с тонны. Кроме того, нужно учитывать и дополнительные расходы: если не заплатишь сверху, то груз может простоять в порту неизвестно сколько", — подчеркнули на условиях анонимности в одной компании.

Для некоторых металлотрейдеров ограничение экспорта может стать поводом для передела рынка. Рынок лома — непрозрачный и нерегулируемый, а главное — разрознен. "Это на руку крупным компаниям. Можно под шумок подмять под себя рынок, и вряд ли контролирующие органы будут против", — сказал корр. "К" руководитель одной ломозаготовительной фирмы.

Впрочем, игроки уверены: наибольшую выгоду получит единственный потребитель лома на внутреннем рынке — ОАО "Амурметалл" из Комсомольска-на-Амуре. "Бенефициаром данного правительственного решения был ранее и планируется "Амурметалл", это просто форма его поддержки со стороны государства, — считает Сарана. — Ведь свою продукцию на экспорт (да и на внутренний рынок) металлурги будут продавать по тем же мировым ценам, без скидки. Оставим за кадром соответствие таких мер принципам свободного рынка и поддержки предпринимательства в целом, а также влияние таких спонтанных решений на имидж России как внешнеторгового партнера на рынке Юго-Восточной Азии".

Косвенно слова Сараны подтверждают данные ежеквартального отчета ОАО "Амурметалл", согласно которым за первое полугодие 2010 г. доля экспортных отгрузок предприятия составила 73,24% от общего объема реализации.

В августе текущего года Внешэкономбанк (владеет 100% акций "Амурметалла") выделил в рамках открытой кредитной линии 2,2 млрд руб. для завершения инвестпрограммы и восстановления финансовой устойчивости. Всего ВЭБ планирует выделить предприятию до 5 млрд руб. сроком до семи лет. Чем планируемое ограничение на экспорт лома черных металлов не лучшее средство отбить кредит?

"Деньги дали потому, что цены на международном рынке растут. Туда и пойдет, в первую очередь, продукция "Амурметалла". Банкиры денег заработают, а когда цены на металл пойдут вниз, завод опять остановят, — считают приморские ломозаготовители. — Этот завод со старым изношенным оборудованием купили только с одной целью — выкачать из него оставшиеся соки, в модернизацию особо никто и не собирался вкладываться, а кризис и падение цен на металл только усугубили ситуацию. У этого завода только одна судьба, как и у АвтоВАЗа: один бульдозер с северной стороны, второй — с южной. Этот завод может работать только при высоких ценах на свою продукцию, при падении цен он не в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями. Непонятно только, зачем государство устраивает эту показуху".

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: