Сталь Европы: долой картель?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
01.07.2003
Сталь Европы: долой картель?
Несмотря на жесткую конкуренцию, цены на сталь продолжают расти?

В мировой сталелитейной отрасли царит хаос. Избыточные мощности и низкий спрос ударили по производителям. В прошлом году было произведено 847 млн т стали, в то время как потребление составило лишь 765 млн тонн. В ответ на это сталелитейные компании начали объединятся. В прошлом году в Европе, например, появился крупнейший мировой производитель Arcelor, образовавшийся в результате слияния трех компаний - испанской Aceralia, французской Usinor и Arbed из Люксембурга.

После слияния Arcelor ограничила производство. В Европе это помогло другим крупным производителям - англо-голландской группе Corus и крупнейшей сталелитейной компании Германии ThyssenKrupp. А вот покупатели рады меньше. Хотя открыто никто не высказывается, опасаясь репрессий со стороны поставщиков, ряд крупных европейских фирм в разговоре с The Economist дали понять, что вынуждены противостоять постоянному росту цен.

Исполнительный директор одной крупной промышленной компании из Италии был особенно откровенен. Его фирма ежегодно использует более 200 000 т листовой стали, поэтому высокая стоимость сырья очень негативно сказывается на прибыли. Он утверждает, что в прошлом году цены на обычную сталь выросли на 15-20%, а недавно немного снизились лишь потому, что упал спрос. На самом деле, говорит директор итальянской фирмы, три крупных европейских производителя стали действуют в составе картеля, контролирующего рынок (по крайней мере, в периоды стабильного спроса).

Эта информация наверняка заинтересует антимонопольные органы в Брюсселе. Правда, неофициальные жалобы пока остаются без ответа, а официальным путем идти мало кто желает - опять же, опасаясь репрессий.

В апреле крупные сталелитейные компании вновь объявили о повышении во втором квартале цен на некоторые основные виды продукции на 3-5%. Аналитики говорят, что цены достигли своего предела. Однако, скажем, рулонная сталь горячего проката, которая в начале 2002 г. стоила 200 евро за тонну, сегодня продается уже по цене 330 евро за тонну. А в специальных сегментах рынка дела обстоят еще хуже. Возьмем белую жесть. Хотя на ее долю приходится всего 3% мирового производства, этот вид стали пользуется большим спросом и применяется, в частности, при изготовлении банок для консервированных продуктов и напитков. Десять ведущих фирм контролируют 53% этого рынка, что в два раза больше доли десяти крупнейших производителей в общем производстве стали. В Европе доминируют Arcelor, Corus и немецкая Rasselstein, производящая специальные марки стали.

В 2001 г. эти три фирмы объявили о согласованном повышении цен на 5,5%. В 2002 г. они говорили уже о 3,25%. Arcelor к тому же анонсировала 10%-ное повышение цен в некоторых странах - чтобы "гармонизировать" ценовую политику после слияния. В начале этого года было объявлено об очередном повышении на 5%.

Заказчики говорят: явной зависимости между ростом цен и расходами сталелитейных компаний нет, и объясняют происходящее желанием последних использовать ситуацию на рынке в корыстных интересах. Ряд крупных покупателей оказали картелю сопротивление, поэтому фактический рост цен был меньше объявленного и составил 3% в 2001 г., 1,25% в 2002 г. и 3,5% в текущем году, но и это значительно выше уровня инфляции.

Еще вопрос, отвечает ли такая ценовая политика долгосрочным интересам сталелитейных компаний. Ведь, например, высокие цены на сталь могут заставить производителей упаковки перейти от стальных банок к альтернативным вариантам, например алюминиевым пакетам.

Некоторые закупщики говорят, что производители стали, хотя и с опозданием, начинают осознавать эту опасность и проявляют больше понимания к интересам своих клиентов. "Проблема в том, что крупные стальные корпорации исторически мало что знали о своих покупателях", - говорит исполнительный директор крупной европейской промышленной фирмы. - Это для них дело новое". Компании, покупающие сталь, надеются, что ее производители быстро восполнят этот пробел.

The Economist 28 июня 2003 года


"Русский фокус"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: