"ТиссенКруппМатериалс" опасается инвестировать в российский СМЦ?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
18.11.2011
"ТиссенКруппМатериалс" опасается инвестировать в российский СМЦ?
ООО «ТиссенКруппМатериалс», дочернее предприятие немецкого концерна ThyssenKrupp AG, является одним из крупнейших в России независимых трейдеров по черному и нержавеющему металлопрокату. Компания закупает продукцию у металлургических предприятий России, Европы и СНГ и продает российским клиентам. Металлические листы, трубы, арматура, швеллеры, уголки, балки используются в строительстве, машиностроении, химической и пищевой промышленности, а также в производстве металлоконструкций. Покупателями «ТиссенКруппМатериалс» также являются оптовые фирмы, которые реализуют небольшие партии предприятиям и частным лицам. Компания имеет представительства в 10 городах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Оборот «ТиссенКруппМатериалс» составляет около 7 млрд руб. в год, в штате более 200 сотрудников, из них почти 80 человек занимаются сбытом.

Проблема компании — выраженная сезонность спроса.

Основную долю поставок «ТиссенКруппМатериалс» составляет черный металлопрокат — его компания продает около 250 тыс. тонн в год, в то время как нержавеющий металлопрокат реализуется примерно на 5 тыс. тонн в год. «Основной объем черного металлопроката закупают строительные компании, но зимой на территории большей части России стройка замирает.

С ноября по февраль продажи падают примерно на 30%»,— рассказывает руководитель отдела маркетинга «ТиссенКруппМатериалс» Денис Бонарт. Склады компании рассчитаны на «летний спрос», но и зимой, и летом компания оплачивает аренду и электроэнергию, выдает зарплату персоналу. «Летом мы зарабатываем, а зимой уходим в минус»,— поясняет руководитель отдела маркетинга.

Жизнь металлов

Черный прокат «ТиссенКруппМатериалс» закупает на крупных российских металлургических комбинатах — Липецком, Магнитогорском и других. «Россия является одним из основных добытчиком черных металлов в мире»,— поясняет Бонарт. По условиям контракта с производителями трейдеру выгодно продавать товар только на внутреннем рынке, поэтому экспортом компания не занимается. У комбинатов, кстати, есть и свои торговые дома — приобрести обработанный металл там зачастую можно дешевле, чем у трейдеров, но крупными партиями и ограниченным ассортиментом.

«Преимущество независимого продавца в том, что он работает как супермаркет. Мы предлагаем полный ассортимент проката. Комбинаты продают вагонами (около 65 тонн) продукцию одного, максимум двух видов. У нас же средняя партия отгрузки — около 10 тонн. „Вагонные“ поставки мы тоже делаем, но при этом в вагоне будет 10–20 позиций различной продукции»,— рассказывает Бонарт.


«ТиссенКруппМатериалс» входит в десятку основных российских поставщиков черного металлопроката. «Есть более крупные компании, но в принципе рынок четко структурирован, здесь все знают всех. Количество покупателей и продавцов ограниченно, а продажи строятся на личных связях менеджеров либо на низкой цене»,— поясняет Денис. Около 50% объема черного металлопроката (в основном арматура) покупают строительные компании, около 25% — машиностроительные производства, 10–15% — производители металлоконструкций. Оставшиеся 15–20% забирают более мелкие трейдеры, которые, в свою очередь, делят между собой небольших клиентов или имеют устоявшийся контакт с каким-то крупным конечным потребителем.

Железный промысел

Стоимость одной тонны черного металлопроката — около 25 тыс. руб. Нержавеющий металлопрокат стоит в семь раз дороже. Большую часть объемов закупают производители оборудования для пищевой промышленности, около 15–20% — машиностроители, столько же берут производители оборудования и аксессуаров для дома. Строителям также нужен нержавеющий прокат, но в меньших объемах, чем черный. Используют его в основном в отделочных работах. Сезонного спада в продажах «нержавейки» нет, а в общем объеме прибыли доля этой продукции составляет 15%.

«По объемам поставок нержавеющего металлопроката „ТиссенКруппМатериалс“ занимает шестое место в России. В этом сегменте лидеры рынка — компании, которые специализируются конкретно на этом виде продукции»,— рассказывает Бонарт.

Нержавеющий прокат компания закупает в основном за рубежом, его производство более сложное, как и продажи. «Менеджеры должны очень тонко понимать специфику продукции, знать свойства легирующих элементов в сплаве, усвоить требования ГОСТов. В продажи черного металлопроката можно прийти из любой отрасли, тогда как сейлз-менеджерам по «нержавейке» желательно знать металловедение. В любом случае подготовка специалиста занимает не меньше четырех-шести месяцев»,— рассказывает Денис.

Группы покупателей черного и нержавеющего металлопроката отчасти пересекаются, и в этом руководитель отдела маркетинга «ТиссенКруппМатериалс» видит преимущества. «Наша основная работа — сортировка продукции. Срок поставки занимает около месяца, за это время на склады приходит металл от разных поставщиков. Мы собираем нужный покупателю набор, а затем отгружаем его»,— поясняет Денис.

Чтобы осуществлять сортировку и формировать заказы, каждое представительство компании имеет свой склад. Площадь самого большого из них — в Санкт-Петербурге — составляет 12 тыс. кв. м. «Наши склады рассчитаны на двухмесячную оборачиваемость товара — это примерно 50 тонн продукции»,— говорит Бонарт. Аренда и содержание складов, а также зарплата обслуживающего персонала составляют серьезную статью затрат компании. Летом они окупаются с лихвой, а вот зимой «съедают» всю прибыль. «В зимние месяцы мы зарабатываем на 30–40% меньше»,— поясняет маркетолог.

Выбор пути


Компания планирует за год увеличить продажи нержавеющего металлопроката на 30%. «Раньше „нержавейкой“ занимались только три представительства компании, теперь с этой продукцией будут работать все регионы. Мы набрали дополнительный персонал и готовили людей в течение полугода. Кроме того, расширили ассортимент, взяв дополнительные товарные группы. Если раньше 90% продаж составлял листовой металлопрокат, то теперь мы будем работать с сортовой продукцией. Возможно, стоит рассмотреть и возможности экспорта азиатской „нержавейки“ в Европу, хотя экспортного отдела у нас пока нет»,— рассказывает Денис.

Но даже если компании удастся получить дополнительную прибыль на реализации нержавеющего проката, в полной мере покрыть на этом сезонные издержки, по мнению Бонарта, не получится. Нужно придумать, как увеличить продажи черного металлопроката зимой.

В южных регионах России, где погодные условия не вызывают остановки строительства в зимний период, сезонный спад продаж черного металлопроката мог бы не быть таким значительным. Однако открыть представительства в Ростове-на-Дону и Краснодаре компании пока не удается. «Мы уже на опыте убедились в том, что структуру надо делать „под команду“ местных специалистов со связями и знанием регионального рынка. Попытки построить представительство с помощью десанта, пусть лучших сотрудников из центрального офиса, успехом не увенчались. В южных регионах у нас таких людей пока нет, и найти их непросто»,— говорит Бонарт.

Привлечь новых покупателей, меньше зависимых от погоды, можно было бы и за счет дальнейшего расширения линейки продукции. «Но от строительного рынка мы, конечно, не можем отказаться. В этом случае нам придется продавать один ассортимент летом, а другой — зимой или опять же расширять склады»,— предполагает менеджер.

Другой путь — осуществлять дополнительную обработку проката, самим разматывать и резать рулоны листа, изгибать и шлифовать металл, выпускать узкоспециализированные изделия: трубы, рулоны, болванки. «Таким образом мы могли бы получить до 20% дополнительной наценки на нашу продукцию, в то время как сейчас среднегодовая наценка составляет около 8%»,— поясняет Бонарт. Сервисные производства для черного металлопроката сейчас пытаются создавать многие конкуренты «ТиссенКруппМатериалс». Обработка нержавеющего проката — практически пустая ниша.

В строительство завода по сервисной обработке металлопроката компания готова вложить до 10 млн евро, есть земля, а также возможность перенимать опыт у европейских сервисных предприятий, которыми владеет ThyssenKrupp AG. С другой стороны, руководители компании опасаются, что российский рынок по ряду причин к «сервису» пока не готов. «Если на Западе услуги по дополнительной обработке металлопроката пользуются большим спросом, то в России даже крупные заказчики предпочитают доводить продукцию до ума самостоятельно. Многие имеют небольшие „гаражные“ производства, пусть не очень эффективные, зато свои. Рынок, конечно, со временем созреет, но, пока это произойдет, мы можем потерять слишком много»,— считает Бонарт. Кроме того, в компании не уверены, что потенциал менеджмента и возможности логистики в России позволят построить эффективное производство и быстро набрать обороты.

Руководитель отдела маркетинга предполагает, что для компании, возможно, настало время активизировать рекламные усилия. Учитывая специфику рынка, целенаправленной рекламой «ТиссенКруппМатериалс» никогда не занималась. «Даже наш сайт, как и сайт немецкого концерна, носит имиджевый характер. Мы планируем изменить его наполнение, но хотим сначала понять, в какую сторону будем развиваться»,— говорит Денис. По его словам, срок жизни той структуры бизнеса, которая есть у компании сейчас,— максимум два-три года. На рынке активизируются торговые дома крупных металлургических предприятий, они расширяют свое присутствие и ассортимент. Чтобы быть востребованным, трейдеру надо предложить то, что не могут предложить производители. А чтобы построить другую структуру, надо начинать действовать уже сейчас: разрабатывать стратегию, планировать новые производства. Главное — точно выбрать вектор движения.

Екатерина Сирина

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: