"Норникель" купил порт
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
15.07.2003
"Норникель" купил порт
Как стало известно "Ведомостям", ГМК "Норильский никель" фактически стал контролирующим акционером Архангельского морского порта: около 56% его акций теперь принадлежит структурам ГМК. Порт стал вторым крупным транспортным активом "Норникеля" - в прошлом году компания собрала контрольный пакет акций Енисейского речного пароходства, перевозящего грузы "Норникеля" по реке.
Архангельский морской торговый порт (АМТП) - второй после Мурманска порт Северного бассейна. В 2002 г. перевалил 977 000 т грузов, четверть из них - для "Норникеля". До сих пор по 20% акций АМТП принадлежали соответственно КУГИ Архангельской области и Минимуществу России. "Норникель" начал скупку акций порта еще в 2001 г. и к лету нынешнего года аккумулировал, по данным гендиректора АМТП Владимира Титова, 35,7% АМТП. Еще 20% акций порта принадлежит Северному морскому пароходству (СМП) , подконтрольному структурам Николая Куликова. Он также владеет Мурманским пароходством, в управлении которого находятся атомные ледоколы, необходимые для морских перевозок на Таймыр.

Как рассказал "Ведомостям" зампред КУГИ Архангельской области Александр Киселев, на прошлой неделе территориальное отделение РФФИ продало на аукционе принадлежавшие области 20% акций Архангельского морского порта. Победителем стало московское ООО "Бизнес-менеджмент", предложившее за пакет 76,6 млн руб. Кроме него, по данным информагентства Regnum, в аукционе принимали участие две структуры - ОАО "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" (владеет нефтетерминалом рядом с портом) и ЗАО "Северная морская компания", недавно зарегистрированная в Архангельске транспортная структура "Роснефти". В нефтяной компании "Ведомостям" подтвердили, что ее структуры участвовали в аукционе, но конкуренты предложили большую цену.

Гендиректор Архангельского порта Владимир Титов говорит, что ООО "Бизнес-менеджмент" действовало в интересах ГМК "Норильский никель". "Норникель" получает контрольный пакет порта и теперь может чувствовать себя уверенно. Порт в прошлом году принял 45 000 т металла из Дудинки для внутреннего рынка. Завоз грузов на норильский комбинат тоже в основном идет через Архангельск, особенно зимой, - объясняет Титов. - На лето у "Норникеля" есть Енисейское речное пароходство, которое может доставлять грузы не с севера, а с юга - по реке, из собственных речпортов". По данным годового отчета "Норникеля", во второй половине прошлого года компания увеличила свой пакет в Енисейском пароходстве до 43,9% , что соответствует контрольному пакету в голосующих акциях, и получила шесть из 11 мест в совете директоров пароходства.

В "Норникеле" увеличение пакета акций Архангельского порта не опровергают и не подтверждают. "В силу географии нашего производства транспортная составляющая критична для нашего бизнеса. Поэтому мы закрепляемся в точках транспортной инфраструктуры", - говорит начальник управления общественных связей "Норникеля" Сергей Черницын.

"Завозить грузы на Таймыр можно из Архангельска и из Мурманска. Контролируя перевалку Архангельского порта, "Норникель" получает более короткий и дешевый маршрут. Возможно, и продукцию, которая поставляется из Норильска на переработку в Мурманск (там находится Кольская ГМК "Норникеля") , окажется выгоднее везти через Архангельск", - считает вице-президент ИК "Атон" Александр Агибалов. Он напоминает, что проблемой для транспортной стратегии "Норникеля" остаются атомные ледоколы, передачу которых из управления Мурманского пароходства в компетенцию отдельного ГУПа корпорация лоббировала в прошлом году.



Илья Хренников "Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: