Молчание вокруг ВСМПО прервано
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
03.09.2003
Молчание вокруг ВСМПО прервано

Конфликт на Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении достигает точки кипения. Отстраненные от работы за продажу акций «на сторону» топ-менеджеры ВСМПО согласились рассказать нашему экспертному каналу, что подвигло их на этот поступок. Свое видение впервые согласились озвучить и нынешние руководители предприятия. «УралПолит.Ru» представляет вашему вниманию заочные дебаты двух сторон конфликта…

Сообщение об отстранении от работы четырех заместителей генерального директора ВСМПО появилось 26 августа. Официально заместитель гендиректора по закупкам и автотранспорту - Омари Джоджуа, по реконструкции - Александр Гришечкин, по управлению персоналом - Виталий Винокуров и по финансам - Валентин Ячменев ушли в отпуск. Но неофициально представители администрации объясняли, что четыре заместителя отстранены от работы, поскольку продали свои акции стороннему лицу. Получить комментарии самих топ-менеджеров было невозможно - их координаты ни в заводоуправлении, ни в городской газете не предоставляли ни под какими предлогами.

Как удалось выяснить «УралПолит.Ru», всех четырех руководителей банальным образом отрезали от внешнего мира. В частности, профсоюз отказался устраивать встречу отстраненных от работы с работниками предприятия, а местная телестудия «Квант» отказалась выпустить в эфир уже записанное выступление, сославшись на то, что генеральный директор пообещал в случае выхода передачи выкинуть из города руководителя студии вместе с выступающими. Однако нашему экспертному каналу удалось связаться с одним из руководителей, об отстранении которой до последнего времени не сообщалось, - начальником юридического отдела ВСМПО, членом совета директоров Екатерина Фабрицкой. Противником в заочных дебатах согласился выступить председатель совета директоров ВСМПО Отто Ледер.

Екатерина Фабрицкая: «Тетюхин не может осознать, что время властителей сталинского типа ушло»

«В 1992 году мы акционировались, тогда 82% акций принадлежало работникам предприятия, - вспоминает госпожа Фабрицкая. - В 1997 году была создана корпорация «ВСМПО-АВИСМА», куда вошло пермское предприятие, занимающееся авиационными материалами. Это позволило решить проблему с сырьем - титановой губкой. В общем, компания крепко встала на ноги, и должна была развиваться дальше. Одной из первых забот титановой корпорации должно было стать увеличение капитализации активов. Этот процесс невозможен без выхода на рынок ценных бумаг. Однако в ВСМПО постоянно витал и искусственно подогревался генеральным директором страх перед возможной продажей акций. Логика скупки акций инвесторами разъяснялась народу просто: покупают, чтобы закрыть предприятие, а людей уволить.

Хотя продажа акций, наоборот, нормализовала бы рыночный процесс, обеспечивающий рост стоимости ценных бумаг. Покупатель акций вкладывал бы большие деньги в предприятие, чтобы развивать его, а не закрывать. Владислав Тетюхин вместе с заместителем по внешнеэкономической деятельности Брештом, поддерживая страх в людях, с 1999 года контролировал более 80% акций ВСМПО. Естественно, при такой структуре собственности присутствие в совете директоров постороннего, не находящегося в прямом подчинении генерального директора, инвестора было невозможно.

И вдруг в июле этого года «непоколебимое спокойствие» нарушили инвестиционные компании, начавшие скупку акций. 7 % они приобрели у различных фондов, 5-6 % - у жителей Верхней Салды. Продали свои акции и многие топ-менеджеры предприятия. И с этого момента началось их противостояние с гендиректором и его заместителем.

Мы пытались объяснить директору, что продажа нами 5% акций никак не скажется на независимости предприятия Тетюхтина и Брешта, на экономическом положении ВСМПО и поддерживаемой им социальной сфере. Приобретение акций инвестором не только не нанесет вреда, но и повысит имидж предприятия. Хотя каждый из акционеров продал только свои акции, в целенаправленно распространяемых гендиректором слухах муссировалось, что "они продали завод".

Чего боится директор? Он сказал об этом - акционеры «СУАЛ-холдинга» (господин Тетюхин называет в качестве возможного скупщика акций структуры «СУАЛа». – Прим. ред.) «будут стремиться попасть в совет директоров». Но это абсолютно нормальная ситуация, поскольку в корпоративном кодексе написано, что в совете директоров должны быть представлены независимые директора. Сейчас в совете 7 директоров. Одно кресло занимает сам генеральный директор, пять человек - люди, подчиненные ему по штатному расписанию. Введенный в состав ученый Юрий Ножницкий погоды не делает. Большинство его даже не видело в глаза. Совет директоров ни разу не проводился очно - вживую.

Покупка акций сторонним человеком чревата тем, что в совет директоров может прийти независимый, неуправляемый Тетюхиным человек, и спросить: почему ферротитан продается по цене в два раза ниже биржевой, или почему оплата за поставленную за границу продукцию не производится в установленные законом сроки, или как реализуются посуда и автомобильные диски? Никто не отнимает огромных личных заслуг Тетюхина перед предприятием, особенно в последнее десятилетие прошлого века.

Беда в том, что Владислав Валентинович сконцентрировал в своих руках практически всю власть. Он является генеральным директором ОАО "АВИСМА" и ОАО "ВСМПО", председателем совета директоров ЗАО "Союз ВС". Там, где он генеральный директор - руководит председателем совета директоров, где он председатель совета директоров - руководит исполнительным директором…

Монополизм власти был бы ликвидирован, если бы в совет директоров пришел независимый человек. Увы, Владислав Валентинович не может осознать, что время абсолютных властителей сталинского типа ушло».

Отто Ледер: «Скупщики акций ВСМПО оставят Россию без авиации»

«Мне сложно говорить о том, что заставило наших менеджеров продать свои акции. Сами же они могут говорить как правду, так и не правду. Ясно, что они несут ответственность. Если говорить об истории предприятия, то я уверен, что все было сделано правильно. В 1994-5 годах мы видели, как скупаются акции других предприятий и к чему это приводит. Тогда мы действительно ходили по цехам и просили рабочих не продавать свои акции, потому, что иначе ВСМПО будет потеряно.

Многие собственники приходят и тут же закрывают нерентабельные цеха. Это еще терпимо в городах, где рабочим есть куда устроиться, но в Верхней Салде, где других производств нет - это смертельно. Мы никогда не закрывали производства и не выставляли людей на улицу, каждый раз добиваясь перевода цехов на рентабельность, выпуская автомобильные диски, алюминиевую продукцию и прочее. Рабочие же цехов, где такая перестройка была невозможна, не оказались на улице, а прошли через нашу службу переобучения и сохранили свои места, зарплату.

Второй пункт, о котором я бы хотел сказать - это стремление руководства завода к инвестициям в производство. Сейчас прибыль полностью тратится на покупку нового оборудования, а в будущем, при новых акционерах, ее часть уйдет акционерам, а это значит, что недополучит производство, которое должно постоянно инвестироваться. Таковы правила работы в авиационном бизнесе. Да и сам объем прибыли может серьезно упасть - наши представители, бывающие сейчас на иностранных переговорах, часто слышат от своих партнеров: мол, если у вас сменится акционер, мы, навряд ли, продлим с вами контракт, не хочется рисковать, вдруг новый собственник будет поставлять не столько качественный продукт.

Третье, и, пожалуй, самое главное - нельзя забывать о российском авиастроении. Сейчас большая часть судов морально устарели и нужны новые самолеты, а без ВСМПО построить их будет невозможно. Новый акционер, в случае прекращения производства, фактически поставит крест на российском авиастроении. Россия просто потеряет авиацию.

Обвинения по совету директоров мне тоже не ясны. Разве важно как проводятся заседания? Гораздо важнее их эффективность. 187 сертификатов качества на нашу продукцию, 380 контрактов с иностранными компаниями - наверно, говорят об эффективности работы руководства завода.

Какой смысл получать краткосрочную выгоду от продажи акций, чтобы потом потерять в производстве? Именно для сохранения стабильности и эффективности мы сейчас и ведем масштабную работу. На прошлой неделе вступили в областной союз металлургов. Работа большая и мы будем стараться удержать ситуацию, потому что завод важен не только для Верхней Салды, но и для области, для всей страны».


Валерий Климцев, Михаил Вьюгин
www.uralpolit.ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: