«Северсталь» откроет Европу и Америку
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
28.10.2003
«Северсталь» откроет Европу и Америку
Планы «Северстали» по приобретению металлургических активов в Венгрии и США указывают на то, что компания не желает зависеть от азиатских потребителей

Вторая металлургическая компания России – «Северсталь» – всерьез взялась за улучшение «качества» сбыта. В конце прошлой недели «Северсталь» объявила о том, что подписала соглашение о намерениях по покупке активов американской металлургической компании Rouge Industries, а в конце сентября заявила об участии в тендере по приватизации венгерской компании Dunaferr. По мнению аналитиков, таким образом «Северсталь» надеется обойти ограничения, существующие для российской металлопродукции на рынках США и ЕС, и стать поставщиком мировых автогигантов. Кроме того, это позволит «Северстали» исправить сильный крен, существующий в сбыте продукции, поскольку свыше половины производимого компанией металла реализуется на рынках развивающихся стран.

В 2002 г. «Северсталь» (г. Череповец, Вологодская обл.) произвела 8,64 млн тонн проката (105,7% к 2001 г.), причем 42% продукции было экспортировано, в том числе 45% экспорта было направлено в страны Азии (в 2001 г. – только 25%). Выручка компании в прошлом году по МСФО составила 1,97 млрд долл., а чистая прибыль – 178 млн долл. В сентябре «Северсталь» объявила, что намерена принять участие в тендере по приватизации 79,48% акций металлургической компании Dunaferr (Венгрия), а в конце прошлой недели Rouge Industries Inc (Делавэр, штат Мичиган, США) распространила пресс-релиз, в котором говорилось о том, что между ней и российской компанией подписан протокол о намерениях по ее поглощению «Северсталью». Как объясняет пресс-секретарь «Северстали» Ольга Ежова, главная цель покупки Rouge Industries – получить долгосрочный доступ на закрытый для российских производителей стали американский рынок. По ее словам, возможное участие «Северстали» в приобретении Rouge никак не отразится на решении компании участвовать в тендере по приватизации Dunaferr.

Rouge Industries Inc, как указано в отчете компании за 2002 г., является пятым по величине производителем стали в США. До 1989 г. Rouge входила в состав Ford Motor Company, на которую в 2002г. пришлось 33% продаж компании. Еще по 10% продукции Rouge было поставлено DaimlerChrysler и General Motors. В 2002 г. Rouge произвела 2,71 млн тонн металлопродукции, выручка компании составила 1,1 млрд долл., чистый убыток – 52,3 млн долл. Акции Rouge Industries торгуются на внебиржевом рынке, после того как в марте 2003 г. они были исключены из листинга NYSE. По состоянию на 24 октября капитализация Rouge составляла чуть более 4 млн долл. (0,18 долл. за акцию). Основные акционеры компании – инвестиционные фонды First Pacific Ltd (19,1%), Merrill Lynch (8,3%) и Dimentional Fund (6,4%).

Dunaferr – крупнейшая металлургическая компания Венгрии. В 2002 г. Dunaferr произвела 1,65 млн тонн металлопродукции, 38,8% которой было экспортировано в страны ЕС, в том числе на автомобилестроительные предприятия Suzuki и Subaru. Выручка компании в прошлом году составила 351 млн долл. (в 2001 г. – 382,7 млн долл.), чистый убыток – 36,1 тыс. долл. На конец 2002 г. долги Dunaferr составляли порядка 446 млн долл. По условиям тендера, кроме оплаты акций участник торгов должен предложить инвестиционную программу сроком на 5 лет на сумму не менее 280 млн долл., вложить в оборотные средства около 57 млн долл. и договориться с банками о погашении долгов компании на сумму в 62 млн долл.

Опрошенные RBC daily аналитики единодушны в том, что приобретение Rouge Industries и Dunaferr позволит «Северстали» обойти барьеры, существующие для поставок российской металлопродукции высокого передела на рынки США и ЕС (Венгрия вступит в ЕС в 2004 г.). «Приобретение «Северсталью» Rouge Industries действительно может использоваться для того, чтобы расширить рынок сбыта в США за счет поставок полуфабрикатов, которые будут перерабатываться на американских заводах», – заявил RBC daily аналитик «Альфа-Банка» Максим Матвеев. А Василий Николаев из компании «Тройка Диалог» даже представляет себе схему, которую может реализовать «Северсталь» после приобретения Rouge и Dunaferr. «Закрываются сталеплавильные мощности этих предприятий, они начинают работать на слябах производства «Северстали», которые не облагаются дополнительными пошлинами и свободно ввозятся в ЕС и США, – сказал RBC daily Василий Николаев. – Соответственно на готовой продукции ставится штамп «Сделано в ЕС» (или «Сделано в США») – и продается потребителям. Теоретически маржа на такой цепочке может быть выше, чем при условии производства проката в России и продажи его на экспорт или внутри страны». Кроме того, как заявил RBC daily аналитик компании «НИКойл» Вячеслав Смольянинов, «приобретая Rouge Industries, «Северсталь» получает доступ не только на рынок США, но и к технологиям по производству автомобильного листа». Кроме того, «приобретая Rouge Industries и Dunaferr, «Северсталь» получает гарантированный рынок сбыта и возможность расширения своего производства, становясь поставщиком мировых автогигантов», – полагает г-н Смольянинов.

Собеседник RBC daily в руководстве «Северстали» подтвердил, что приобретение Rouge Industries дало бы «Северстали» возможность стать поставщиком металлопродукции для мировых автогигантов. «Мы считаем Rouge Industries перспективным активом с точки зрения связи с автомобильным рынком, потому что частью стратегии наших предприятий является ориентация на потребителей стали именно на этом рынке, – пояснил он. – С этой точки зрения нам интересна Rouge Industries в качестве мощного поставщика стали на американский рынок, в частности для таких компаний, как Ford и DaimlerChrysler».

Впрочем, попытка «Северстали» зайти на самые дорогие рынки металлопродукции – Европу и США – указывает и на то, что в компании считают их самыми предпочтительными. По итогам прошлого года 45% экспорта «Северстали» пришлось на страны Азии, которые бурно развиваются, но при этом стараются развивать и свое металлургическое производство. Поэтому в ближайшее годы можно ожидать, что и их правительства также начнут ограничивать поставки импортной стали, чтобы поддержать собственных производителей. В этой ситуации желание «Северстали» закрепиться на рынках развитых стран позволяет достичь сразу двух целей: обеспечить для своей продукции гарантированный сбыт, а также существенно улучшить качество своей продукции за счет зарубежного партнерства, то есть выйти на новый уровень развития.

RBC Daily

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: