Уголь в пробке
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
14.01.2004
Уголь в пробке
Сегодня на подходах практически ко всем крупным российским морских портам в ожидании выгрузки простаивает более 20 тыс. вагонов. Это вынудило "Российские железные дороги" прекратить прием заявок на дополнительную погрузку в адрес Туапсе, Новороссийска, Грушевой, Мурманска и Прибалтики. Запрет не коснулся лишь питерского и ряда украинских портов. Такова плата за рождественские праздники и отсутствие инвестиций в развитие припортовых мощностей. Главными причинами вынужденного простоя железнодорожники считают несвоевременный подход танкеров и плохую работу портов.

"Российские железные дороги" (РЖД) несут значительные убытки от простоя вагонов у портовых станций. На подъездах к Находке из-за отсутствия судов простаивает более 2 тысяч вагонов. На Северо-Кавказской железной дороге брошены 89 составов, а на Дальне-Восточной - 19. Этот список, по словам представителей РЖД, велик. Наиболее сложная ситуация в Мурманске, где в ожидании выгрузки стоят более 25 составов с углем. При этом на пути из Кузбасса в Мурманский порт находятся новые эшелоны с углем. Потери РЖД оцениваются в сотни тысяч рублей, и эта цифра ежечасно растет.

Главными причинами вынужденного простоя железнодорожники считают несвоевременный подход танкеров и плохую работу портов. Угольный терминал мурманского порта сегодня заполнен лишь на 80%, что потенциально дает возможность освободить часть простаивающих составов. Но портовики с этой задачей справляются плохо. В Минтрансе сложившуюся ситуацию объясняют отсутствием в Мурманске специализированных мощностей по выгрузке угля. Порт приступил к перевалке угля в середине 90-х годов практически с нуля, а сейчас годовая перевалка достигает 6 млн тонн. Моряки сетуют на "капризность" угля: его влажность в момент погрузки в вагоны достигает 10%, и ожидание выгрузки в зимний период превращает груз в глыбы. Размораживают уголь в так называемых тепляках, где температура достигает 40 градусов тепла. Однако такие сооружения есть не во всех портах, их нет даже в Санкт-Петербурге. В крупном владивостокском порту "Восточный" всего два тепляка, способных принимать лишь по 16 вагонов каждый.

Угольные январские пробки в портах - явление уже привычное. Портовики ссылаются на продолжительные рождественские праздники, которые задерживают процесс заключения традиционно переоформляемых в январе договоров на фрахтовку судов. На темпах работы также сказывается и частая подача составов с разными марками угля - дополнительное время уходит на сортировку вагонов.

Железнодорожники считают, что если бы портовики вместо традиционных жалоб занялись улучшением организации работы, то ситуацию можно было бы улучшить. Из-за простоев вагонов в портах страдают интересы всей страны, так как грузоотправители вынуждены уходить в прибалтийские порты. В Минтрансе это прекрасно понимают. Нехватку портовых мощностей замминистра транспорта Вячеслав Рукша объяснил тем, что после развала Советского Союза половина морских гаваней оказалась за пределами России. Оставшиеся в стране порты были в основном нацелены на импорт грузов, тогда как сегодня доминирует экспорт. "Поменять "реверс" в транспортной системе - нелегкая задача", - сказал Вячеслав Рукша.

Решить проблему можно развитием припортовых мощностей. Железнодорожники намерены инвестировать на данные цели $5 млрд. В Минтрансе заверяют, что и сами будут активно развивать специализированные терминалы по зерну, углю и нефти, чтобы ликвидировать проблему простоев вагонов. Федеральная программа модернизации транспортного комплекса предусматривает строительство нескольких терминалов в морских портах Усть-Луга, Приморск и "Восточный". Но это дело будущего. Пока же РЖД призывает грузоотправителей координировать свои потребности с техническими возможностями портов.
Тимур Хикматов "Известия"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: