Сибирский альянс
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
19.01.2004
Сибирский альянс
Сохранит ли аккумуляторный рынок России свой национальный характер? Это во многом зависит от прочности экономического альянса двух бывших отечественных конкурентов

Согласно статистике, в 1992 году в России количество жителей превышало число автомобилей в 13 раз. Через 10 лет пропорция существенно изменилась: к 2002 году один автомобиль приходился на 6,7 человека. Есть все основания полагать, что тенденция роста числа автомобилей сохранится и в дальнейшем, развиваясь в сторону если не американских, то хотя бы европейских стандартов, в соответствии с которыми один автомобиль приходится на 1,7 жителя. Автомобилизация России влечет за собой повышение спроса на комплектующие, в том числе на аккумуляторные батареи (АКБ).

По оценке директора по продажам американской фирмы Daramic в Восточной Европе Клеменса М. Поххаммера, в ближайшем будущем борьба между производителями на рынке АКБ будет обостряться. В итоге на рынке останутся те компании, которые смогут укрупнить свои производства. Процесс укрупнения, о котором говорил г-н Поххаммер, присущ и России: два сибирских предприятия - Тюменский завод аккумуляторов и иркутская компания "Аккумуляторные технологии" ("АкТех") - в ноябре прошлого года подписали договор о стратегическом партнерстве.

Батареи из Свирска | Союзник из Тюмени
Пять лет назад о городе Свирске (19,5 тыс. жителей), расположенном в 150 км к северо-западу от Иркутска, мало кто слышал за пределами области. Свирский завод аккумуляторов с названием "Востсибэлемент-98" выпускал 45 тыс. аккумуляторов в год (менее 1% российского производства). Маломощное предприятие было обречено на банкротство, поскольку прибыльность его не только не обеспечивала пополнение оборотных средств для развития, внедрения новых технологий, но даже не позволяла выплачивать зарплату работникам. В 1999 году иркутская компания "Аккумуляторные технологии" приобрела контрольный пакет акций завода "Востсибэлемент-98", переименованного впоследствии в ЗАО "АкТех-Байкал". Средства, полученные от продажи акций, были направлены на погашение задолженности по зарплате. Затем новые владельцы профинансировали покупку основных материалов, свинца и моноблоков, чтобы предприятие могло продолжать выпускать продукцию.

По мнению президента "АкТеха" Павла Скороходова, решение о покупке Свирского завода было хорошо рассчитанным шагом. В 1992-1998 гг. на предприятии велись работы по реконструкции и техническому перевооружению производства. За счет средств республиканского валютного резерва у американской фирмы Exide было закуплено оборудование для производства аккумуляторных батарей с качественными характеристиками, отвечающими мировым стандартам. Однако дефолт сорвал эти планы, и импортное оборудование фактически целый год простояло без дела. Специалисты "АкТеха" ввели его в эксплуатацию.

К началу 2000 года производство стабилизировалось, на заводе была создана торговая марка "АкТех". В августе 2000 года предприятие заключило с "АвтоВАЗом" контракт на поставку 2 тыс. аккумуляторов на сборочный конвейер. Немного позже начались поставки и на другие крупнейшие автозаводы страны: сначала на "ИжМаш" и "РосЛаду", затем на "ГАЗ" и, наконец, на "УАЗ". Волжане отдали предпочтение Свирску, качество подольских и курских батарей их не удовлетворило. Чтобы бесперебойно поставлять продукцию в Тольятти, на заводе в Свирске установили жесткую дисциплину производства и сбыта, запретили бартерные сделки. Расчеты с бюджетом и клиентами стали вести только деньгами.

С 2000 года технологи компании совместно с учеными Иркутского института химии СО РАН работают над улучшением характеристик аккумуляторных батарей. В результате разработан аккумулятор, получивший название "Зверь", превосходящий по своим характеристикам присутствующие на российском рынке аналоги. Разрядный ток на выходе - 280 ампер (при емкости 55 Ач). Такие емкостные характеристики в 1,5 раза выше, чем у выпускавшихся ранее серийных батарей. За последние четыре года объем производства на "АкТехе" вырос с 218,7 тыс. до 1 млн аккумуляторов в год - почти в 5 раз.

Сегодня на российском рынке доля аккумуляторов отечественного производства составляет около 50%. Другая половина рынка принадлежит зарубежным конкурентам. До недавнего времени иностранные компании осваивали российский рынок аккумуляторных батарей, реализуя свою продукцию через дилерскую сеть. Сегодня рынок стал для них настолько интересен, что они поменяли свою политику и начинают строить в России собственные заводы либо покупают уже существующие. Например, в городе Бор Нижегородской области с 2001 года работает "дочка" Exide - первое аккумуляторное производство в России с иностранным капиталом.

По мнению директора по маркетингу и сбыту "АкТеха" Андрея Мартиновича, если российские производители будут занимать менее 60% отечественного рынка, то экспансия иностранных конкурентов может привести к полному вытеснению российских производителей. Топ-менеджеры "АкТеха" решили бороться за место на рынке. В одиночку выжить нельзя, и тогда "АкТех" начал искать союзника.

Союзник из Тюмени | Альянс
Таким союзником стал Тюменский завод аккумуляторов - один из лидеров отечественного производства АКБ. Каждый третий изготовленный в России аккумулятор выпущен в Тюмени. Предприятие возглавляет рейтинг отечественных производителей по объемам выпуска. В 2003 году тюменский завод произвел около 1,7 млн батарей. С 1987 по 2000 год, несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, завод, не снижая объемов производства, освоил 8 видов аккумуляторных батарей для автомобилей всех типов, 2 вида - для мотоциклетной техники, 2 - для железнодорожных локомотивов, 6 - стационарных аккумуляторов, 3 - для электрического напольного транспорта и батареи 12СТ-85П, 6СТ-170П для тяжелых гусеничных машин. За день Тюменский аккумуляторный завод изготовляет около 4,5 тыс. батарей. За девять месяцев 2003 года объем производства вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 11,2% благодаря активной деятельности сети торговых представительств и центров по продаже продукции завода в России и странах СНГ.

Тем не менее из-за увеличения себестоимости выпускаемой продукции объем прибыли Тюменского аккумуляторного завода в текущем году значительно снизится. Рост затрат, в частности, произойдет из-за увеличения на 7,7% тарифов на газ. Кроме того, осенью более чем на 30% выросли тарифы на железнодорожные грузоперевозки.

Существующий расклад на российском рынке АКБ подсказывал тюменцам ту же мысль, что и руководству свирского завода: нужно создавать альянс. Если рынок АКБ России составляет 10-11 млн штук, при этом только около 5 млн производят российские заводы, то очевидно, что, объединив свои мощности, два предприятия сразу получают половину отечественной доли и не тратят силы на борьбу друг с другом.

Альянс
В результате формирования крупнейшего альянса производителей аккумуляторов его совокупная доля рынка уже сейчас превышает 25%. При этом суммарная стоимость активов составляет более 1,5 млрд рублей, а годовой оборот - более 3 млрд рублей. В сфере совместных интересов компаний - проекты по закупке сырья и комплектующих для батарей, строительство заводов по переработке лома аккумуляторов, научно-технические исследования и разработки.

Наиболее актуальным проектом компании считают создание дополнительных производств по переработке отработанных аккумуляторов. В Тюмени запущена первая очередь такого производства. К концу года будет готов проект второй очереди. И компании совместно приступят к его реализации. Проект второго перерабатывающего производства - в Свирске - предполагается начать в конце января 2004 года. Перерабатывающие производства позволят закрыть потребности двух аккумуляторных заводов в свинце и не зависеть от конъюнктуры на бирже цветных металлов.

Компании создали координационный совет по совместной деятельности. В будущем совет будет прорабатывать политику предприятий по сбыту готовой продукции на рынке России и других стран.

Елена Богданова, Владимир Никульков "Эксперт-Сибирь"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: