«Байконур» переделают металлурги и угольщики
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
19.01.2004
«Байконур» переделают металлурги и угольщики
«Росавиакосмос» нашел частных инвесторов для модернизации казахстанского космодрома и обезопасил себя от политических рисков

В конце прошлой недели российско-украинская компания «Международные космические услуги» и международная компания Sea Launch подписали соглашение о коммерческих запусках с космодрома «Байконур» модернизированной ракеты-носителя «Зенит». Для реализации проекта впервые в российской практике были привлечены деньги частных инвесторов: 20 млн долл. на реконструкцию космодрома выделят, помимо прочих, Уральский ГМК и «Сибирская угольная компания». «Росавиакосмосу» удалось заинтересовать металлургов и угольщиков возможностью получить часть доходов от запуска космических кораблей. Самому же космическому агентству договор позволит создать коммерческую структуру, которая станет страховкой на случай его реорганизации.

Компания Sea Launch Company («Морской старт») оказывает заказчикам услуги по выводу на орбиту коммерческих спутников большой массы со специально оборудованной плавучей платформы в районе экватора. В число участников Sea Launch Company входят компании Boeing (США), Kvaerner Group (Норвегия), РКК «Энергия» (Россия), НПО «Южное», ПО «Южмаш» (Украина). Компания «Международные космические услуги», штаб-квартира которой расположена в Москве, была создана НПО «Южное», ПО «Южмаш», Конструкторским бюро транспортного машиностроения (КБТМ) и Центром наземной космической инфраструктуры (ЦНКИ) при «Росавиакосмосе».

Согласно подписанному контракту стартовый комплекс «Байконура» будет модернизирован для того, чтобы с него могли стартовать тяжелые ракеты-носители «Зенит» весом до 3,5 тонн. Как сообщил после подписания договора президент Sea Launch Company Джеймс Мейзер, в настоящее время целых шесть заказчиков проявили заинтересованность в запусках в рамках этого проекта. Уже в феврале 2004 г. могут быть подписаны первые контракты. Среди потенциальных заказчиков по данному проекту называются компании Alcatel, Boeing, а также международные операторы сотовой связи. В случае успешного осуществления проекта на «Байконуре», получившего название Land Launch («Наземный запуск»), новые «Зениты» смогут составить конкуренцию европейским носителям «Ариан-5». В «Росавиакосмосе» не исключают, что в будущем к Land Launch присоединится другой совместный коммерческий проект: с космодрома Куру во Французской Гвиане предполагается осуществлять запуски носителей «Союз».

Для компании Sea Launch подписанное соглашение крайне выгодно, поскольку его реализация даст возможность запускать более крупные космические аппараты, чем позволяют возможности ее плавучей платформы в Тихом океане. Ради этого она согласилась получать только комиссию за привлечение клиентов, а большая часть вырученных средств останется у российских предприятий. На доходы будут рассчитывать «Сибирская угольная компания» и «Уральский горно-металлургический комбинат», которые вместе с другими инвесторами вложат в развитие «Байконура» 20 млн долл.

Представители самих компаний-инвесторов отказались сообщить RBC daily причины участия в проекте модернизации «Байконура». Судя по тому, что до последнего времени они не проявляли значительного интереса к космическим программам, их участие нельзя объяснить стратегическими интересами в этой отрасли. Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин сделал несколько предположений относительно того, зачем угольная и металлургическая компании заинтересовались космосом. «Компании могут изыскать свободные средства для инвестирования в «Байконур» под гарантии правительства, которое не может в короткие сроки привлечь бюджетные средства, – сказал он RBC daily. – В этом случае привлеченные средства будут возвращаться за счет доходов государства от коммерческих запусков космических кораблей. По другому варианту в инвестициях заинтересовано не российское правительство, а корпорация Sea Launch. Не имея возможности запускать тяжелые космические аппараты со своей площадки в океане, она планирует осуществить проект по их запуску с «Байконура». В этом случае угольщики вкладывают средства под ее гарантии. Обе возможности представляют для них интерес только с точки зрения получения краткосрочных доходов».

Однако экономическая оправданность долгосрочных инвестиций в «Байконур» вообще может быть поставлена под сомнение. Для России космодром в Казахстане нужен только для осуществления пилотируемых полетов, тогда как для запусков коммерческих спутников ей достаточно космодромов «Свободный» в Амурской области и «Плесецка». «Если рассматривать этот космодром в ряду других подобных объектов, то более привлекательной выглядит площадка во Французской Гвиане. Для российских компаний казахстанский объект всегда был выгоден как способ для оптимизации расходов, для отмывания денег, а не с точки зрения стратегических инвестиций», – добавляет Александр Храмчихин. По мнению специалистов, «Наземный старт» теоретически может стать выгодным с коммерческой точки зрения, однако успех этого проекта будет зависеть от того, как много иностранных компаний, желающих запускать свои спутники, предпочтут «Зениты» европейским «Арианам».

Для Уральского ГМК и «Сибирской угольной компании» риск того, что их вложения обернутся убытками, довольно низок – проект защищен правительственными гарантиями, в том числе обеспечен собственностью. На первый взгляд основные риски переоборудования космодрома возьмут на себя дочерняя структура «Росавиакосмоса» компания «Энергоавиакосмос», ответственная за привлечение в проект инвестиций, и в меньшей степени – компания «Международные космические услуги», которая будет непосредственно курировать запуски. Однако есть вероятность, что эти структуры преследуют цели, отличающиеся от чисто коммерческой выгоды. По мнению Александра Храмчихина, созданная два года назад компания «Энергоавиакосмос», сумев привлечь деньги сторонних инвестиров, станет не просто организацией, консолидирующей 45 разрозненных предприятий «Росавиакосмоса», а полноценной коммерческой структурой, что поможет ей в дальнейшем обойти «Росавиакосмос» по своему влиянию. «Это позволит руководству «Росавиакосмоса» обезопасить себя от политических рисков упразднения космического агентства. Таким образом поступают многие российские государственные учреждения», – добавил он.

RBC Daily Дмитрий Коптюбенко

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: