Сухой Лог: 20 лет надежд
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
22.01.2004
Сухой Лог: 20 лет надежд
Начало года дало очередной повод надеяться на то, что наконец-то произойдут сдвиги в освоении одного из крупнейших в России золоторудных месторождений – Сухого Лога. По крайней мере, губернатор Иркутской области Борис Говорин, вернувшись со встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, дал понять: глава государства с пониманием выслушал его рассказ о том, что «лицензирование месторождения необоснованно затягивается в силу несогласованности действий разного рода министерств и ведомств федерального уровня».

Месторождение расположено в центральной части Ленского золотопромышленного района в 137 км от г. Бодайбо и в 357 км от ближайшей железнодорожной станции Таксимо (БАМ). По информации Главного управления природных ресурсов по Иркутской области, здесь сосредоточено 3/4 от общих запасов нераспределенного фонда рудного золота СФО. В настоящее время оно является одним из крупнейших в мире по объему руды - 408 млн. тонн. Его утвержденные запасы составляют 1 029 тонн, общий потенциал одноименного рудного поля – около 1700 тонн. Месторождение характеризуется благоприятными горно-геологическими условиями для его отработки открытым способом. Стоимость разведанных запасов составляет более $US 10 млрд.

По подсчетам МПР, на освоение Сухого Лога потребуется $1 млрд. Большинство западных компаний считает, что уйдет $1,5 млрд.

Там будет город золотой…

«Подготовительные этапы освоения крупных месторождений всегда занимают много времени. Но в данном случае этот этап слишком затягивается, - говорит председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Юрий Фалейчик. – Постановление Совета министров и ЦК КПСС об освоении Сухого Лога было принято еще в 1984 году. Тогда проектировался и город рядом с месторождением – Вачинск, под строительство которого создавался завод крупнопанельного домостроения в Бодайбо».

В середине 80-х началась реализация комплекса подготовительных работ, в который входили строительство ЛЭП 220 кв Таксимо-Бодайбо для связи Бодайбинского района с центральной сибирской энергосистемой, Тельмамской ГЭС мощностью 450 Мвт., круглогодичной дороги Таксимо-Бодайбо-Сухой Лог и реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта в г. Бодайбо. Непосредственно на месторождении были начаты работы нулевого цикла под золотоизвлекательную фабрику.

Согласно лицензии на право пользования недрами (N 10314БЭ, 15.02.1995г.), выданной АО «Лензолото» на месторождение Сухой Лог, ввод первого пускового комплекса производительностью по переработке руды 3 млн. тонн должен был состояться не позднее III кв. 1998 года, проектной производительности (30 тонн) карьер должен был достигнуть к 2005 году.

В 1997 году лицензия была передана дочерней компании «Лензолота» - «Горнорудной компании Сухой Лог». Цель - концентрация усилий по освоению месторождения и целевого использования иностранных инвестиций. Новым лицензионным соглашением предусматривался ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса не позднее 2001 года с производительностью золота 8 тонн, и выход на производительность 30 тонн к 2007 году.

Успеха в освоении Сухого Лога «Лензолото», крупнейшим партнером которого выступала австралийская Star Mining, не достигло. Из-за финансовых проблем компания за несколько лет смогла построить только часть необходимой инфраструктуры, и в результате в 1998 году она лишилась лицензии.

Конкурсное лобби

Летом прошлого года о месторождении заговорили с новой силой: областная администрация подписала условия проведения инвестиционного конкурса на предоставление права пользования месторождением и передала его в Министерство природных ресурсов РФ, которое должно было согласовать их с различными ведомствами. Вместо согласования началась дискуссия о том, как выбрать очередного разработчика – путем конкурса, как настаивает область, или аукциона.

«Инвестиционный конкурс четко и ясно фиксирует, в течение какого срока получившая лицензию компания должна осуществить хозяйственную деятельность добычи конкретного объема золота», - утверждает губернатор Иркутской области Борис Говорин. И для убедительности он напомнил: «У нас уже была неудачная система по Сухому Логу с австралийской фирмой, которая занималась спекулятивной биржевой деятельностью».

Кроме того, отстаиваемая областной администрацией схема дает право выставить свои условия, сформировать на 50% конкурсную комиссию и принять участие в выборе победителя, который адекватно отвечал бы требованиям региональной власти. Конкурс предполагается закрытый. Зарубежные соискатели смогут принять в нем участие только через свои дочерние общества, зарегистрированные в России. Аукцион дает возможность получить за лицензию большую, нежели на конкурсе, сумму, однако деньги уйдут в федеральный бюджет.

«Сильная страна, которая верит в свое будущее, должна идти по пути конкурса, - говорит заместитель главы администрации области Лариса Забродская. - Нельзя позволить, чтобы на такое крупное месторождение мог зайти кто угодно. Недропользователем должен стать тот, кто наиболее соответствует государственным интересам. Только то государство, которое не думает о будущем, может стремиться сорвать «быстрые» деньги с такого серьезного проекта».

Сегодня золотодобывающие компании можно условно поделить на две группы. Первая – это те, кто реально занимается в России добычей драгметалла и намерен наращивать объемы добычи. К этой категории относятся практически все крупные отечественные золотодобывающие компании. Вторая группа – как правило, иностранные компании, за счет российских золотых активов повышающие собственную капитализацию. Разработка новых месторождений не входит в число первостепенных задач компаний такого рода. Именно от попыток такого спекулятивного использования российских золотых месторождений защищает закрытый конкурс на право недропользования.

Как бы то ни было, вопрос с лицензированием должен решиться в этом году. «Тянуть с этим уже невозможно, - считает Юрий Фалейчик. - Не исключаю, что решение по Сухому Логу будет принимать действующее правительство (т.е. до выборов президента) – встреча с губернатора с президентом могла реально ускорить процесс принятия решения. Объявление конкурса по Сухому Логу несомненно скажется на результатах этого года: в политическом смысле, в смысле размягчения инвестиционного климата в Иркутской области, концентрации внимания к региону. Но это задел на будущее».

Так как со дня объявления конкурса до подведения итогов должно пройти полгода, затягивание его начала сместит результаты как минимум к концу года, а вполне вероятно и вовсе на следующий год. Что, учитывая историю этой темы, является весьма оптимистичным прогнозом.

Между тем на нынешней неделе Минэкономразвития разместило в российских информагентствах информацию о том, что условия конкурса будут обнародованы до конца января.

Сухоложский расчет

На фоне обсуждения вопроса передачи лицензии на Сухой Лог обозначились основные претенденты на месторождение, среди которых – «Полиметалл», специализирующийся на промышленной добыче драгоценных металлов, и «Интеррос», занявшийся золотодобычей в 2002 году. К ним примкнули и алюминщики – «РусАл» и «СУАЛ».

После прихода «Интерроса» на «Лензолото» добыча золота в Иркутской области в 16 тонн увеличилась почти на 500 кг – впервые за многие годы. Что, несомненно, не может не нравиться областной администрации. Кроме того, компания владеет красноярским Олимпиадинским месторождением рудного золота, похожим на сухоложское, то есть, обладает технологией его разработки.

Вариант перехода Сухого Лога «Интерросу» нашел отражение в пятилетней стратегии «Норильского никеля», входящего в холдинг. В ней планируется через два года объединить Сухой Лог с «Лензолотом» в единую компанию с объемом добычи золота порядка 58 тонн в год. «Норникель» уже представил региональной власти документ с ласкающим ее слух названием «Иркутская область - новый лидер золотодобывающей промышленности России». В нем, в частности, сказано, что в течение пяти лет компания готова вложить в освоение золоторудных месторождений области около $1 млрд. Добычу на «Лензолоте» планируется довести до 17 тонн в год. А график освоения Сухого Лога будет таким: через три года после получения лицензии ввод в эксплуатацию первой очереди фабрики мощностью 8 млн. тонн руды с годовой производительностью 15 тонн золота. Через пять лет этот показатель обещается удвоить за счет ввода в строй второй очереди фабрики.

Практически одновременно с презентацией данного документа состоялась поездка гендиректора «Норникеля» Михаила Прохорова и Бориса Говорина в Бодайбо, где расположено «Лензолото». По словам пресс-секретаря губернатора, там совладелец «Норникеля» пообещал в случае получения лицензии на Сухой Лог довести зарплату работникам иркутских золотодобывающих активов компании до уровня зарплаты на основных предприятиях ГМК – 27 тыс. руб. (средняя зарплата в области едва превышает 6 тыс. рублей).

Другие потенциальные претенденты на месторождение публичных акций, направленных на победу в ожидаемом конкурсе, пока не устраивают. Впрочем, хотя проведение презентаций в преддверии конкурсов и является общемировой практикой, существуют и другие способы продвижения проектов. Кстати, проведение закрытого конкурса дает больше шансов тому же «РусАлу», в последнее время изрядно поиздержавшемуся на приобретение других активов: выложить кругленькую сумму на аукционе для него будет проблематично.
RICCOM

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: