Порты Приморья снова делят
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
12.03.2004
Порты Приморья снова делят
Стальная группа "Мечел" решила последовать примеру своих конкурентов и обзавестись собственным портом. Как стало известно "Ведомостям", группа приобрела у СУЭК контрольный пакет акций дальневосточного порта Посьет. Сменить владельцев готовится и порт Зарубино. Контрольный пакет его акций намерена приобрести транспортная компания "ТрансГрупп".
Порты Зарубино (с августа 2003 г. - Морской порт в бухте Троицы) и Посьет находятся на юге Приморского края. До недавнего времени около 68% акций ОАО "Торговый порт Посьет" контролировала Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК, входит в группу МДМ). В прошлом году Посьет перевалил 845 000 т грузов, в основном угля. 68% акций "Порта Троицы" (грузооборот - 240 000 т) до сих пор принадлежало трем физлицам во главе с предпринимателем Юрием Гурдиным.

Стальная группа "Мечел" создана весной 2003 г. В нее входят "Мечел", Коршуновский ГОК, "Южуралникель", "Южный Кузбасс", Белорецкий меткомбинат, Вяртсильский метизный завод, "Уральская кузница", Mechel Zeljezara, Cost и S.C. Industria Sarmei S.A, а также трейдерские компании ТД "Мечел" и Mechel Trading. В 2003 г. предприятиями группы было произведено 4,2 млн т стального проката, 14,2 млн т угля, 3,5 млн т железной руды, 13 500 т товарного никеля. Более 70% акций группы принадлежит ряду офшоров, а 23% - председателю совета директоров группы Игорю Зюзину.

Металлургические комбинаты давно стали интересоваться портами. В 2001 - начале 2002 г. близкая к "Северстали" "Северстальтранс" купила 60% акций дальневосточного порта Восточный (с грузооборотом 13 млн т в год) , "Евразхолдинг " - более 60% акций Находкинского порта (более 6 млн т) , Магнитогорский меткомбинат - около 30% акций порта Владивостока (около 6 млн т). Кроме того, "Северстальтрансу" принадлежит порт Туапсе, а структуры Новолипецкого меткомбината собираются купить часть мощностей порта Санкт-Петурбурга. Теперь к ним решил присоединиться и "Мечел".

Как рассказал "Ведомостям" источник, близкий к порту Посьет, 14 мая состоится годовое собрание акционеров. По его словам, на семь мест в совете директоров выдвинуто семь кандидатов и все они представляют стальную группу "Мечел". "Мы знаем, что "Мечел" уже выкупил у СУЭК около 50% акций порта, - рассказывает собеседник "Ведомостей". - А еще 18% выкупить пока невозможно, они являются предметом судебного разбирательства между СУЭК и компанией "Лабрис", близкой к "Кузнецким ферросплавам". В пресс-службах СУЭК и стальной группы "Мечел" не опровергли этой информации, но комментировать сделку отказались. Источник, близкий к сделке, говорит, что для СУЭК порт был непрофильным активом. Компания ориентирована на поставки угля российским энергокомпаниям. А если она захочет всерьез заняться экспортом, то мощностей Посьета в 1,5 - 2 млн т ежегодно ему не хватит, так как совокупная добыча СУЭК составляет около 70 млн т угля.

"Мечел" же, по словам собеседника "Ведомостей", решил обзавестись собственной транспортной инфраструктурой, чтобы иметь возможность экспортировать стальной прокат, энергетические угли, руду с Коршуновского ГОКа и др. "Строить новый порт дорого, - говорит собеседник "Ведомостей". - А в существующих портах процветает монополизм. Их собственники хотят не только переваливать груз, но и покупать его в порту, чтобы самим зарабатывать на трейдинге".

Соседний с Посьетом порт в бухте Троицы (поселок Зарубино) тоже меняет владельца. Один из акционеров порта рассказал "Ведомостям", что интерес к покупке порта проявляет железнодорожный перевозчик "ТрансГрупп", близкий к холдингу "Кузбассразрезуголь". В юридической службе порта "Ведомостям" заявили, что сведения о смене собственника будут раскрыты после 2 апреля, когда пройдет внеочередное собрание акционеров. "Через порт Троицы можно экспортировать уголь и ввозить скоропортящиеся грузы. Раньше порт специализировался на рыбопродукции, и там хороший холодильник. Правда, железнодорожные подъезды к Зарубину находятся в запущенном состоянии", - говорит транспортник, работающий в Приморье. В "ТрансГрупп" интерес к покупке портов не исключают. Но пресс-секретарь компании Марина Шилина утверждает, что "ТрансГрупп" не покупала акции порта Зарубино.

Коммерческий директор "Северстальтранса" Никита Мишин оценивает стоимость порта Посьет менее чем в $10 млн. "А в Зарубине объемы перевалки невелики, - говорит он. - Сейчас это не бизнес, а лишь предпосылка к бизнесу. Поэтому затрудняюсь оценить стоимость этого объекта".



Илья Хренников "Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: