Российский бизнес по-разному понимает ответственность
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
23.03.2004
Российский бизнес по-разному понимает ответственность
На прошлой неделе, 18-19 марта, на конференции «Социальная ответственность компаний. Эффективные технологии управления социальными инвестициями» две российских компании, «Северсталь» и «СУАЛ-Холдинг», рассказали о моделях корпоративной социальной политики на собственных предприятиях. Как выяснилось, две компании по-разному тратят деньги на одни и те же цели, различия заключаются в подходе к работе с местными властями. Если «СУАЛ-Холдинг» стремится к единой модели партнерства с местными властями в тех регионах, где расположены предприятия холдинга, участвуя в развитии местных территорий, то «Северсталь» отдает социальную политику на откуп руководству предприятий, устанавливая только общие стандарты заботы о служащих. Различие в подходах объясняется тем, что одни компании считают развитие территорий отчасти и своей задачей, а другие считают, что разговоры местных властей о помощи – это паразитирование и они не имеют ничего общего с социальной ответственностью.

Российские компании обещали быть социально ответственными еще на первой встрече президента Владимира Путина с крупнейшими предпринимателями в 2000 г. С тех пор Российский союз промышленников и предпринимателей пытался всячески стимулировать крупный бизнес тратиться на «социалку». На прошлой неделе глава «профсоюза олигархов» Аркадий Вольский прозрачно намекнул предпринимателями, что прибылями надо делиться не только с налоговой инспекцией, но и с работниками. По его словам, никто не будет законодательно принуждать бизнес скидываться на «социалку», однако и закрывать глаза на безответственных предпринимателей общество не собирается. Впрочем, в любой крупной компании уже приготовлена стратегия заботы о служащих, которую можно показать власти.

Основное различие в трактовке социальной ответственности связано с вопросом, помогать ли местным бюджетам. «Социальная ответственность – это часть стратегии бизнеса, – сообщила Ольга Федосеева, начальник управления по взаимодействию с органами государственной власти «СУАЛ-Холдинга». – Мы делим ее на внутреннюю (уплата налогов, экологическая безопасность, сертификация продукции, соцобеспечение работников) и внешнюю (социально-экономические программы в регионах, сотрудничество с муниципальными образованиями)». В частности, «СУАЛ-Холдинг» предпочитает организовывать совместные проекты с местными властями (центры поддержки малого предпринимательства и составление планов социально-экономического развития территорий) и контролировать расходование средств через соглашения о социальном партнерстве. Например, «СУАЛ-Холдинг» создал для своих работников негосударственный пенсионный фонд, куда, помимо сотрудников, пригласил и работников муниципальных образований. Пока партнерство обходится компании весьма недорого: в 2003 г. на социальное партнерство было потрачено только 3,2 млн руб., в то время как социальные программы внутри компании обошлись «СУАЛу» в 458 млн руб.

Совсем по-другому социальную ответственность понимают в «Северстали». Компания не относит к социальной поддержке те меры, которые требует законодательство: налоги, соблюдение правил работы на вредном производстве и т.д. Сотрудничество с местными органами власти активно в основном там, где предприятие «Северстали» является градообразующим (в большинстве же случаев они лишь социально значимые, то есть крупные, но не единственные в регионе). Отчасти отсутствие социальных программ с местной властью связано с тем, что предприятия слишком разные. «Мы исповедуем принцип двух флагов: есть корпоративная культура, а есть история и традиции предприятий, которые у нас разного возраста и профиля», – заявил Дмитрий Афанасьев, директор корпоративного университета. В «Северстали» не верстают даже единых планов спортивных мероприятий для предприятий или программ поддержки работников. Есть общая стратегия направления работы с персоналом, но ее содержание определяет руководство предприятия. Например, предприятия могут развивать спортивные секции, но уже на местах решают, где и как они будут проводиться. Единственная поблажка, которую могут получить местные власти, – это поддержка корпорацией убыточных, но перспективных местных предприятий. «Мы готовы содержать убыточное предприятие, если видим, что в будущем оно станет прибыльным», – говорит представитель «Северстали».

Российские бизнесмены, участвовавшие в конференции, не видят проблемы в том, что не все из них идут на широкое сотрудничество с местной властью, потому что в большинстве случаев не могут помочь местным бюджетам. «Здесь есть трудности законодательного свойства, Бюджетный кодекс четко не прописывает партнерство компаний с местными и региональными бюджетами», – говорит Ольга Федосеева. Кроме того, местные власти иногда сами не идут на контакт с бизнесом, требуя односторонних уступок. «Например, мы не можем закрыть две убыточные шахты в Воркуте, хотя получили разрешение и средства на это у федерального правительства. Мэр просто не ставит свою подпись, хотя работники на нашей стороне», – привел пример Алексей Германович, заместитель генерального директора ЗАО «Северсталь-групп». Однако главная причина, по словам г-на Германовича, – это стремление компаний избежать паразитирования местных властей на корпоративном бюджете. Интересно, что правительство готово поддержать бизнесменов в борьбе с алчностью чиновников. В идеале обязательной составляющей социальной ответственности бизнеса является только то, что способствует повышению прибыли, – такое мнение высказал в рамках конференции заместитель министра труда и социального развития РФ Евгений Гонтмахер.

По мнению представителя «Северсталь-групп», лучшим выходом стало бы создание специальных корпоративных фондов социальной поддержки (к такой модели пока тяготеет только «СУАЛ-Холдинг»), которые позволяли бы и решать внутрикорпоративные вопросы, и помогать местным администрациям. По такой модели работает американская компания Alcoa, которая представила свой опыт российским участникам конференции. Однако пока бизнесмены не имеют столько свободных денег, чтобы тратить их на сотрудников. «Если у вас появится несколько сотен миллионов долларов, вы скорее потратите их на новый завод, чем на персонал», – признался Алексей Германович из «Северсталь-групп», доказав таким образом, что российским компаниям еще далеко до Alcoa с ее видением социальной ответственности.

RBC Daily отдел компаний

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: