Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Металлолом
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


07.06.2012    Металлолом: «мертвый сезон»



В конце мая агентство MEPS весьма дипломатично сообщило, что «мировой рынок черного лома пока недостаточно силен». Любопытно, что при этом оно начало свою новость с оценки российского рынка. Британцы явно использовали данные украинского ИА «Металл-Курьер» и сообщили, что «цены на российский черный лом сорта 3A в мае были ниже апрельских в Центральном, Южном и Уральском округах». Предполагалось, что торговая активность на рынке лома была нарушена из-за майских праздников в России.

Падающие мировые рынки

Схожий с российским спад конъюнктуры в мае наблюдался практически на всех мировых рынках металлолома. Исключением, по мнению МЕРS, был стабильный американский лом. Однако, согласно другим источникам, экспортные котировки лома из США в мае также упали на $10–20. Сейчас цены портов на лом HMS 1&2 (80:20) снизились до $405–415 за т FOB, на кусковой лом – до $410–420 за т FOB, на амортизационный – до $415–425 за т FOB. Теперь эксперты уверенно ожидают дальнейшего спада как экспортных, так и внутренних цен США (последние сейчас составляют $325–400 за т разных категорий лома).

Главный мировой импортер лома – Турция – также практически весь май успешно сбивал закупочные цены. Во второй половине мая фактические сделки на лом 3А из СНГ и Румынии прошли по ценам $410–420 за т C&F Турция, европейский лом марки HMS 1&2 – по цене $424 за т C&F и ниже. Теперь турецкие потребители претендуют на дальнейшие скидки, вплоть до того, чтобы пробить вниз уровень цен на лом ниже $400. Но это может удаться только в июне. Основная турецкая стальная продукция из лома – стальная арматура на экспорт в страны Персидского залива – летом мало востребована. Стройиндустрия региона в летний зной традиционно замирает. На другом конце света – в Японии – за май произошло несколько снижений цен на черный лом, в общей сложности сбавивших котировки почти на $30.

К примеру, меткомпания Tokyo Steel Manufacturing Co. после снижения закупочных цен 18 мая на $6 повторила эту «коррекцию» еще через 10 дней, но уже со снижением на $13 за т ввиду «достаточных запасов сырья». В итоге внутренние японские цены на лом HMS2 в конце месяца вышли на уровень $360–390 (для разных заводов, без учета доставки).

Кроме того, в мае отмечено снижение цен на черный лом в Китае, Индии, странах Европы. Более того, специалисты не ждут прекращения этой тенденции, поскольку долговые проблемы Греции и других стран ЕС пока не разрешены, угрожают финансовой стабильности и продолжают негативное влияние на экономику всего мира.

Слабая российская конъюнктура

Отгрузки

Поскольку наши ломозаготовители поголовно относятся к категории «битых» (за которых «двух небитых дают»), то к спадам закупочных цен они уже давно сравнительно привычны. Гораздо болезненнее для них неплатежи и прочие российские «сюрпризы». Наши ломовики научились придерживать свой товар на заготовительных площадках («на земле») и ждать лучших времен.

При этом реальное состояние рыночной конъюнктуры (заготовки/потребления лома) неплохо характеризуют фактические отгрузки лома – как на российские меткомбинаты, так и на экспорт. Увы, в начале 2012 г. внутренние ж/д отгрузки лома в РФ оказались сравнительно невелики и почти вдвое уступили докризисному уровню (рис. 1).



Причем дело не только в традиционном зимнем спаде этого рынка (при весьма холодном феврале) или в небольшом снижении потребностей металлургов. Очередной сюрприз последовал от известной «естественной монополии» – РЖД.

Помимо традиционного роста тарифов, в перевозки вмешалась текущая приватизация вагонного парка. Она привела к крайнему дефициту порожняка у малых грузоотправителей, причем ломозаготовители, естественно, оказались в их числе.

Дальние ж/д перевозки металлолома в РФ в 2012 г. продолжили сокращаться (рис. 2).



Отметим, что многолетнее нарастание ж/д проблем фактически сокращает размер «площади ломосбора» для российских меткомбинатов. С другой стороны, оно затрудняет экспорт лома из страны.

Причем к регулированию экспорта лома из РФ недавно вновь подключился «административный ресурс». Хронически нерентабельному «Амурметаллу» через ВЭБ и региональную администрацию вновь, как и три года назад, удалось пролоббировать весьма выгодное решение – перераспределить в свою пользу весь дальневосточный экспорт лома (в 2011 г. – около 1,8 млн т).

С февраля 2012 г. единственным пунктом на Дальнем Востоке для таможенного оформления лома стал Магаданский порт, в котором до мая без ледоколов нечего делать.

А далее последовало самое интересное. ВАС РФ 23 мая рассмотрел дело № ВАС 2462–12 (инициированное ООО «Приморский Металло Экспорт» и ООО «Металлторг») и признал недействующим постановление правительства РФ №1148 от 26 декабря 2011 г. «Об определении в Дальневосточном федеральном округе места убытия из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров».

Фактически наш высший арбитраж осмелился отменить документ, подписанный Владимиром Путиным – не менее того. Поэтому дальнейшее развитие этого дела мы отследим.

Пока же отметим, что в проработке находится схожее постановление в части экспорта лома на Балтике. Кандидатом на единственный пункт оформления металлолома названа таможня нового порта в Усть-Луге – кстати, контролируемого НЛМК.

Так что экспортерам лома из РФ, уверены, еще будет вставлено много «палок в колеса».

Причем невзирая на обязательства России со временем снять все виды ограничений и пошлин по металлолому, принятые при вступлении страны в ВТО. Поэтому считаем некоторый подъем экспорта лома с 2010 г. (рис. 3) временным и в дальнейшие перспективы этой тенденции не верим.



А пока, по данным ГТК РФ, апрельский экспорт черного лома из РФ (включая страны ТС) составил 440,8 тыс. т, что на 37% выше уровня марта, но на 7,8% ниже уровня прошлого года. Всего за первые четыре месяца 2012 г. Россия экспортировала 1,38 млн т черного лома, что на 5,1% ниже уровня прошлого года.

При этом экспорт лома в Турцию составил 552 тыс. т, в Белоруссию – 305 тыс. т и в Южную Корею – 150 тыс. т.

В целом отметим, что основную «погоду» на российском рынке лома делают и продолжат делать наши металлурги и внутренний спрос на сырье. Причем даже без учета нововведений за счет Таможенного союза (ТС).

Реалии ТС, кстати, остаются весьма странными. РФ ведет заметные поставки лома в Белоруссию, но встречный поток дефицитного сырья решительно пресекается. Сейчас, за отсутствием таможни, функцию жесткого регулятора экспорта лома взяла на себя белорусская милиция.

К примеру, 27 мая в Белоруссии для задержания ЗИЛа с металлоломом, направлявшегося в Россию, сотрудники ГАИ сделали 7 предупредительных выстрелов и 25 выстрелов по колесам грузовика. Схожих (но без обстрела) задержаний белорусского лома достаточно много, поскольку в РФ закупочные цены на лом заметно выше.

А теперь вернемся к российским потребителям. В новую волну кризиса, обострившегося в 2012 г., предприятия российской металлургии изменили свои закупки черного лома по-разному (табл. 1). Частично – ввиду различных изменений конъюнктуры стальной продукции, частично – из-за желания поддержать свои железорудные активы и т.п. Некоторые метпредприятия («Ижсталь», ВМЗКО) еще только оживают и реструктурируются после первой волны кризиса.



Отметим, что вся регулировка грузопотоков российского рынка лома ведется металлургами очень легко и оперативно. На десятки металлургических предприятий и экспортеров приходятся многие сотни возможных поставщиков. Достаточно дать конкурентоспособные цены – не более того.

Цены

Стратегически российские цены на лом в последние годы очень строго следуют общемировым тенденциям (рис. 4).



Однако с 2008 г. налицо нарастающая разница внутренних и экспортных цен – естественно, в пользу наших металлургов. В 2010–2011 гг. эта разница стабилизировалась на уровне около $80–100 на т, а о причинах слабого оттока российского лома на экспорт мы уже писали. Более того, как мы уже упомянули, мировые рынки металлолома в мае «покатились вниз». Для специалистов это совсем не сюрприз, поскольку они давно в курсе многомесячного падения мировых цен на альтернативное сырье – железную руду и коксующийся уголь.

Утраченные иллюзии

Большинство российских ломозаготовителей всю весну ждали традиционного взлета закупочных цен наших меткомбинатов. И при этом оптимистично отмечали сравнительно малые складские запасы лома у предприятий.

Но, увы, никакого роста цен они не дождались. Наоборот, в конце мая – начале июня последовал их обвал.

К примеру, «Профит», ломозаготовитель ММК, после очередного снижения закупочных цен 26 мая еще раз переписал ценники через 2 дня. Всем транзитным поставщикам с 28 мая предложена цена 4000–5000 руб. за т (без учета ж/д тарифа). Только своим поставщикам (Челябинской области) предлагаются цены 7750–8600 руб. за т (по разным категориям лома). Для основного лома группы 3А – 8300 руб. за т, или $252 за т. Это только «своим», но почти на $150 ниже среднемировых цен на черный лом.

Схожие «стоп-цены» на лом (5000 руб. за т) сейчас предлагает и «Евраз ЗМСК». Другие металлургические предприятия РФ пока снижают цены в меньшей степени – на 200–1000 руб. за т, но, думается, это только начало долговременной тенденции.

К продажам по таким ценам российские ломозаготовители в основной своей массе, естественно, не готовы. В мае на форумах пошли сообщения типа «бросаю лом на земле – еду сажать картошку», «уходим на перекур» и т.п.

Пессимисты предлагают уходить в отпуск на пару месяцев – вплоть до Дня металлурга. Оптимисты ринулись искать экспортные варианты (вагоны, место в порту и т.п.). А мы, глядя на погоду, позавидовали пессимистам…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: