Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Металлолом
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


14.10.2014    Неисчерпаемый российский лом?



У основного металлургического сырья – железной руды – продолжается медленный, но неуклонный спад цен. Фактически эта тенденция обозначилась еще три года назад, причем в первую очередь распространилась на основной мировой поток железной руды – экспорт в Китай.

В сентябре текущего года аналитики рынка железорудного сырья (ЖРС) дружно сообщили, что эти цены упали до 5-летнего минимума. Но и сейчас спаду китайских и мировых цен железной руды не видно конца. Мощнейший китайский импорт ЖРС с начала текущего года подешевел уже на 41%, а спотовые цены на дальнейшие поставки продолжают снижение, пробивая вниз рубеж в $80 за т (C&F, порты КНР).

В то же время альтернативный вид сырья черной металлургии – металлолом – на основных направлениях мировой торговли за последние два года практически не изменился в цене (рис. 1).





Рис. 1

Источник: MetalTorg.Ru


Более того, на российском рынке цены металлолома (в рублях), в отличие от железной руды, в текущем году даже растут. В чем же причина неожиданно хорошей конъюнктуры рынка? Попробуем разобраться.

На мировом рынке металлолома «законодателем мод» (т.е. закупочных цен) является крупнейший импортер черного лома – Турция. Отметим, что в предыдущем 2013 г. импорт лома в Турцию сократился впервые за 5 лет на 12%, до 19,72 млн т. Причем, по данным Turkish Iron & Steel Producers’ Association, стоимость этих закупок упала еще заметнее – на 20%, до $7,51 млрд, из-за небольшого годового снижения стоимости импорта металлолома в Турцию, до среднего уровня около $380 за т.

Причиной прошедшего спада аналитики считают нестабильность политической ситуации в Турции (и рядом с ней – в Сирии, Ираке и т.д.), которая привела к обвалу курса турецкой лиры и ряду экономических проблем, затронувших национальную металлургию. Слабая национальная валюта сделала импорт стального лома слишком дорогим для Турции как в 2013 г., так и в начале 2014 г. Спрос на него ослаб, поскольку выплавка стали в Турции в прошлом году снизилась на 3,4%, а в текущем году – восстановилась только к лету. Однако уже по итогам 8 месяцев 2014 г. турецкие металлурги отчитались о росте производства стали на 0,7%, а по августу – о быстром росте выплавки стали на 13,8% в годовом сравнении. Это означает, что в стране появилась тенденция к росту и стабилизации нормального положения в экономике, в том числе – и турецких цен.

Цены на импортный лом в Турции, которые в начале 2014 г. держались на весьма высоком уровне – $390–400 за т (HMS 80:20, CFR), после кратковременного спада в феврале начали уверенно восстанавливаться. Более того, не произошло традиционного летнего снижения цен металлолома накануне месячного праздника Рамадан. Сказался обвал поставок в Турцию полуфабрикатов – стальной заготовки из охваченной кризисом Украины. В итоге июльский импорт лома (по данным TUIK) восстановился до прошлогоднего уровня, а цены стабилизировались очень близко к уровню годовой давности – в интервале около $370–380 за т. Причем некоторое сокращение отгрузок в Турцию лома от основного поставщика – США – в текущем году успешно компенсируют недорогим металлоломом Россия и даже Украина.

Второй по величине мировой импортер черного лома – Южная Корея – в текущем году заметно (на 8%) сокращает ввоз этого сырья, предпочитая переработку железной руды. По итогам полугодия импорт черного лома в страну составил около 4,29 млн т, что вдвое меньше аналогичного показателя турецкого импорта. Кроме того, подавляющую часть этих поставок в Корею (более 54%) осуществляет одна страна – Япония. Поэтому диверсифицированные по многим странам и более мощные поставки металлолома в Турцию оказывают на мировые цены лома заметно большее влияние, чем корейские. В текущем году, как показано выше, это было влияние стабилизирующее.

Российский рынок черного лома в 2014 г. по ряду показателей удивил, но в целом оказался типичным и достаточно предсказуемым (рис. 2).


Рис. 2

Источники: РЖД, ФТС, данные предприятий, MetalTorg.Ru


Он вновь показал традиционную сезонность – со спадом ломосбора зимой 2014 г., который вновь совпал с пиком отгрузки российского лома на экспорт. Однако объемы общей ломозаготовки в РФ в последние годы явно демонстрируют признаки спада или, в лучшем случае, стабилизации на уровне около 22 млн т в год без учета оборотного лома метпредприятий (рис. 3).


Рис. 3

Источники: РЖД, ФТС, данные предприятий, MetalTorg.Ru


Долгосрочная динамика показателей рынка лома в РФ однозначно показывает, что пик заготовки этого сырья остался далеко позади – гораздо раньше 2008 г. Сейчас, на новом уровне ломосбора в стране, речь может идти только о перераспределении грузопотоков собранного лома между внутренними потребителями и импортерами.

И главным здесь является не политический вопрос «поддержки национальной металлургии», а экономическая привлекательность поставок. Стоимость отгруженного за границу российского лома вплоть до января текущего года уверенно снижалась, все дальше отрываясь от общемирового уровня цен (рис. 4).


Рис. 4

Источники: ФТС РФ, MetalTorg.Ru


Сбивать экспортные цены российского лома удавалось традиционному набору его покупателей, которые в 2014 г. лишь перераспределили объемы закупок (табл. 1).


Табл. 1

Источники: ФТС РФ, MetalTorg.Ru


Справедливости ради отметим, что сниженные относительно среднемировых цены вывоза нашего лома (на базисе FOB, российские порты) частично объясняются неоптимальной логистикой. Большая часть грузопотока лома в Турцию и прочие южные страны по-прежнему отправляется дальним путем – через порты Балтики (вокруг всей Европы), добавляя к конечной цене затраты на фрахт – порядка $30–45 за т. А черноморское направление вывоза все так же перегружено, причем экспортерам лома из РФ здесь приходится не только бороться за порты и суда, но и остро конкурировать с недорогим ломом с Украины или из Румынии.

Поэтому экспортная конъюнктура в 2013–2014 гг. для нас не слишком хороша, но она слабо подталкивает поставки лома на внутрироссийский рынок. Ожидаемый всеми экспертами рост внутрироссийского спроса на лом, связанный с наращиванием мощностей новых электрометаллургических заводов («НЛМК-Калуга», далее – «Северсталь-Балаково», «УГМК-Тюмень» и т.д.), пока является незначительным. Неплохо контролируемые поставки лома по сети РЖД основным потребителям с начала 2014 г. приведены в табл. 2.


Табл. 2

Источники: РЖД, MetalTorg.Ru


Отметим, что сейчас ж/д поступления нашим потребителям охватывают около 87% общих поставок лома. До 4% лома поступает водным транспортом и около 9% – автомобильным.

ЧерМК «Северсталь» получает через речной порт за навигацию более 0,5 млн т металлолома и более 0,2 млн т – автомобильным транспортом, что фактически ставит его на 2-е место среди российских потребителей. За счет автомобильных поставок половины потребляемого лома электрометаллургический завод «НЛМК-Калуга» фактически перемещается на 3-е место. А Ростовский электрометаллургический завод, с автопоставками более 90% металлолома, входит в пятерку основных потребителей.

В целом тенденция роста поставок российского металлолома «в обход» сети РЖД в последние годы очевидна, причем причина ее не только в неуклонном росте ж/д тарифов. К примеру, в марте 2014 г. вышел приказ Минтранса №294, требующий укрытия металлолома в вагонах снизу и сверху деревянными щитами. И, естественно, вызвавший протесты и борьбу металлургов и ломозаготовителей. При этом аппетитам РЖД в части роста тарифов с темпами выше инфляции не видно конца: премьер Дмитрий Медведев 24 сентября согласился в следующем году проиндексировать ж/д тарифы еще на 10%. Это никак не стимулирует ломозаготовку в стране, поскольку многие источники лома расположились очень далеко как от российских метпредприятий, так и от зарубежных потребителей. И, кстати, полностью нивелирует 2,5%-е снижение экспортных пошлин на лом по обязательствам перед ВТО.

А пока по итогам 7 месяцев 2014 г. на российском рынке металлолома складывается позитив по объемам (табл. 3) и ценам.


Табл. 3

Источники: РЖД, ФТС, данные предприятий, MetalTorg.Ru


За 7 месяцев 2014 г. рост поставок лома на экспорт (+19,2%) опережает внутренний спрос (+3,1%), однако тенденция июля–сентября – обвал объемов экспорта. Причем осенью он наверняка усилится ввиду быстрого снижения мировых цен на лом. А российские рублевые цены и объемы потребления для создания «запасов на зиму» как минимум сохранятся.

Но что будет дальше, с учетом санкций, обвала курса рубля и холодной зимы – буквально непредсказуемо…

P.S.: Пока писалась и версталась эта статья - на турецком, а далее - на мировом рынке металлолома произошли огромные изменения. За первую декаду октября его цены рухнули на 10-15%. Что рано или поздно ожидалось на фоне спада цен на железную руду.

Естественно, обвалились и цены российских экспортеров. В порту Санкт-Петербурга, например, до уровня 250-260 $ за тонну (FOB). Поэтому российское направление поставок, невзирая на снижающийся курс рубля к доллару, стало много привлекательнее.

Чего наши металлурги перед зимой как раз и хотели...

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: